Прощание с Букварем
1-й ученик:
Хороша сегодня школа!
Зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
2-й ученик:
Заходите, проходите,
Путь свободен, освещён!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с букварём!
3-й ученик:
Вот и настал День Букваря,
Все желают счастливого дня.
Я одеваюсь, портфель за плечо,
Мама целует меня горячо.
Вот я в школе за партой сижу,
Другу новость сейчас расскажу…
Вдруг учительница входит в наш класс
Весёлыми глазами смотрит на нас.
Все буквы прошли мы от А и до Я,
Настал счастливый наш день Букваря!
Частушки.
1уч. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи .
2 уч. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
3 уч. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4 уч. Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их
Эти буквы мы поём!
5 уч. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
6 уч. Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!
Все: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Ведущий: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.
А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
4-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,-
Не обойтись без «Букваря».
5-й ученик:
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школе праздник, славный праздник –
Праздник Букваря!
Первоклассники рядами стройными идут
Первой книге, мудрой книге отдают салют!
6-й ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ведущий: Праздник начался, а самого главного гостя, Букваря, нет. Давайте позовём его, исполнив песню “Букварь”.
(Выходит букварь)
Букварь: Слышу, речь идёт обо мне. Я – Букварь, учу читать. Меня не надо забывать. Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогда любую книжку прочитать без всякого труда. А в книгах есть про все, про все: про реки и моря, и что у неба нет конца, и круглая Земля. Про космонавтов, к облакам летавших много раз, про дождь и молнию, и гром, про свет, тепло и газ.
Я слышал вы меня вспоминали и, кажется, звали.
Ой, сколько гостей собралось на мой праздник!
А где же мои помощники:
Черные, кривые, от рождения все немые,
Станут в ряд, сейчас заговорят. (буквы)
Прапрадедовской порой встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой, он зовется (аз-бу-кой)
А давайте-ка проверим, все ли пришли, сделаем перекличку:
Букварь: Гласные?
- здесь!
Букварь: Согласные?
- здесь!
Букварь: Буквы, которые не обозначают звуков!
- здесь!
Букварь: По порядку алфавита выступай!
(Дети читают стихи-загадки. У каждого ребёнка - своя буква. У некоторых- две). Команда гласных – первый ряд, согласных – второй.
1 "А" как лесенка стоит
Перед входом в алфавит
2 Буква "Б" с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком
На траве лежит коса,
Рядом с нею - брюква
Это просто чудеса.
Получилась буква.
3 В букве "В", наверно вата,
Оттого и толстовата,
4 "Г" узнаешь без труда
Очень горбится всегда.
5 Мой телёнок встал на ножки
вышла буква на дорожке.
6 Эта буква хороша:
Этак "Е", а этак - "Ш".
7 Только "Е" передохнула.
Так тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула
Получилась буква “Е”
8 Это “Ж”, а это “К”.
Целый жук и полжука.
9 "3" простая завитушка.
Везде найдёшь ты букву "з"
В заре, в земле, в морозе,
В алмазе, в розе, в бирюзе.
10 Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дошечек?
- Три.
А какая буква?
- И.
11 И глядит украдкою
На сестрицу краткую.
Ей понравился берет,
У неё такого нет.
12 “Л” - немножко инвалид,
Ножка левая болит.
13 Вот качели - буква “М”
Здесь качаться можно всем.
14 На букве “Н” я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки!
15 “О” - как обруч
Захочу - по дороге покачу.
16 На хоккее, на футболе
Буква "П" - ворота в поле.
17 “Р” согнула ручку:
С кем пройти под ручку?
18 Шёл конь, подковали звеня,
Как буква "С" следы коня
19 Тигр, устав от страшных дел.
Туфли старые надел,
телевизор свой включил,
сел и трубку закурил.
20 Буква "У" - два длинных ушка,
А бедняжка "Ы" ходит с палочкой, увы.
21 И сейчас же, точно лев,
Стала фыркать буква "Ф".
22Буква "X" всё ходит, ходит
Места, что ли не находит?
23 Для чего у "Щ и "Ц коготочек на конце
Щекотать, царапать -
Вот коготочек зачем растёт.
Вот такие "Щ" и "Ц" '
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
24 Буква Ч" сказала "Есть!"
Отдала кому-то честь.
25 Отгадайте загадку про мою букву;
На всякий зов даю ответ.
А ни души, ми тела нет. (Эхо)
26 Чтобы "О" не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось;
Получилась буква “Ю”
27 Он очень вежлив,
Мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Ом всем старается помочь.
Он в слове "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь'.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить:
Отрежь, обрежьте;
Поешь, поешьте!
Исправь – исправьте,
Оставь, оставьте.
Таи мягко просит Мягкий знак.
Что отказать нельзя никак
28 Молчаливый твердый знак
Не произносится никак
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам:
Хотите - не хотите,
Стоит он в алфавите.
1-й ученик:
Это русский алфавит.
Буква к букве в ряд стоит.
Ведущий: Где никто не ссорится – там и дело спорится.
Только раз всё дело встало из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала. Взбунтовалась буква «Я».
Буква Я: Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худущая, как А, и не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу к букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду я стоять последней.
Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду, быть желаю на виду!
Ведущий: Говорят ей: «Встань на место!
Отвечает:
Я: «Не пойду!»
Ведущий: Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Ф: - Фу ты, ну ты! –
Ведущий: - фыркнул «эф», от обиды покраснев.
С: - Срам!
Ведущий: сердито «эс» сказало. «В» кричит:
В: - Воображала!
Ведущий: Проворчала «пэ»
П: Попробуй, потолкуй с такой особой!
Ведущий: «Я» затопала ногами.
Я: - Не хочу водиться с вами! Буду делать всё сама,
Хватит у меня ума!
Ведущий: Буквы тут переглянулись, все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: - Хорошо идём на спор!
А: - Если сможешь в одиночку написать хотя бы строчку-
Правда стала быть твоя!
Я: - Чтобы я да не сумела
Я не кто-нибудь, а «Я»!
Ведущий: Буква «Я» взялась за дело: целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела – написать она сумела только: «Я, -я-я-я-я»!
Как зальётся буква «Ха»:
Х: - Ха – ха - ха, ха – ха – ха!
Ведущий: «О» от смеха покатилось! «А» за голову схватилось!
«Б» схватилось за живот….
Буква «Я» сперва крепилась, а потом как заревёт:
Я: - Я, ребята, виновата! Признаю свою вину!
Я согласна встать ребята. Даже сзади буквы «Ю».
Ю: Что ж, решил весь алфавит, если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте, дело в том, что все мы вместе!
Ведущий: Буква «Я» всегда была всем и каждому мила,
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я»!
1-й ученик:
Вот такие наши буквы –
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен.
Каждый, каждый ученик.
2-й ученик: Мы хотим тебе, Букварь, сказать: “Спасибо за то, что ты нас научил читать”.
Букварь: Я очень рад, дети, что вы мне благодарны. Учили вас читать ваши учителя, родители, учились читать и вы сами. Но я вас ещё не всему научил. Подождите, сейчас я приведу к вам ещё гостью.
Литературное чтение: Ребята! Меня зовут Литературное чтение. Сегодня вы расстаётесь с Букварём. Теперь вы будете читать меня, узнаете много интересного и нового, прочитаете стихи, сказки, рассказы.
Чтение: Попробуйте отгадать, какие сказочные герои прислали телеграммы.
Телеграммы
Дорогие наши дети! Я пишу вам письмецо!
Я прошу вас: мойте чаще Ваши уши и лицо. (Мойдодыр)
Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. (Кот в сапогах)
Поздравляю с праздником. Приехать не могу, т. к. по дороге потеряла туфельку . (Золушка)
Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. Старуха)
Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. (Колобок)
5. Поздравляю с праздником! Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар-победитель сделал мне предложение! (Муха-цокотуха)
6. Поздравляю, ребята! Прибыть не смог, срочная операция. Пришиваю зайке новые ножки. (Айболит)
7. Шлю поздравления. Приехать не получиться. Догоняю посуду. (Федора)
Чтение: Молодцы!
Ведущий: Дорогой Букварь! Дорогое Литературное чтение! Ребята приготовили вам подарки, но подарки не простые… Мы расскажем, как учились, как росли, чему научились, благодаря Букварю.
1-й ученик:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
2-й ученик:
И папе с мамой не понять,
Как сложно было прочитать
Нам в первый раз «АУ», «УА»-
Такие трудные слова.
3-й ученик:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьезный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Знают девчонки в классе и знают мальчишки:
Первый класс – это первая школьная книжка.
4-й ученик:
Ежедневно по утрам заниматься нужно нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Все: Гласные, согласные.
5-й ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
6-й ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
7-й ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма и ша (запомни Маша)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Чтоб скорей и лучше было,
Все читайте по слогам.
8-й ученик:
Соединили мы два слова
И предложение готово.
Дождь идёт. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
9-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу,
Мы научились все читать.
Мы все сегодня говорим:
Все: Спасибо, Букварю!!!
Букварь: Ребята, вы любите играть? Я приготовил для вас игру «Наоборот». Я буду называть слово, а вы – противоположное ему значение: например: я говорю: «чёрное», а вы – ?
- белое. Всем понятно?
Букварь играет с ребятами : Высоко- (низко), далеко- (близко), большой – (маленький), горячий – (холодный), темно - (светло), день – (ночь) , сладкий – (горький).
Чтение: Ребята, давайте покажем Букварю, как мы умеем отгадывать сложные загадки. Я загадаю вам загадку, а вы должны выделить в ней букву, которая часто повторяется, и назвать ее. Из букв мы сложим слово.
(Буквы выходят вперёд)
Утром на траве росою эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке рядом громко зарычит.
Дети: Буква «Р»
Эта буква на морозе, как оса, ужалить может.
Ну а в мае на берёзе жук её узнать поможет.
Дети: «Ж»
С этой буквой добрым другом – домой дорогой в дом
День за днём назло недугам даже под дождём идём.
Дети: «Д»
Эту букву паровоз на своей трубе привёз,
Губы вытяни в трубу и получишь…
Дети: букву «У»
Эта буква бодрым шагом в бой идёт под барабан,
И бросает буква букву, будто баловник баран.
Дети: «Б»
Нету блюд вкусней и краше,
Чем душистый чай и каша.
Не люблю совсем омлет,
В нём меня в помине нет.
Дети: «А»
Чтение : Вот все буквы перед вами – каждый может их назвать.
А теперь надо буквы в слово собрать.
Дети: «Дружба»
Букварь: С ней дорога не беда, с ней любое испытанье будет по плечу всегда
Ведущий: Молодцы! Загадки вы хорошо отгадываете. Загадки печатаются в книгах. А книга – друг человека. Она о многом вам расскажет.
1-й ученик:
Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.
2-й ученик:
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.
3-й ученик:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
4-й ученик:
С тобою дорога моя велика –
В любую страну и в любые века.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
Литературное чтение:
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной,
Мой чистый вид всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол,
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не гордится!
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
5-й ученик:
Беру Букварь в последний раз,
Несу Букварь в просторный класс,
И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!»
Ты книга первая моя, теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть!
6-й ученик:
Ребята! Забыть нам нельзя
Наш праздник- День Букваря!
Всем желаю хорошо учиться,
Это нам в жизни еще пригодиться.
7-й ученик:
Отдохни теперь Букварь.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут .