Внеклассное мероприятие
МБОУ «Обозерская ОСШ №2»
Создание экологической тропы как средство обучения учащихся основам жизнедеятельности в кабинете биологии
Автор разработки:
Нечаева Наталья Александровна,
учитель химии и биологии
МБОУ «Обозерская ОСШ№2»
2015
Введение
В период полового созревания у трети подростков снижается общее количество страхов, появляется агрессия, негативность, притупляется инстинкт самосохранения. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок совершенно забывают о своей безопасности, о здоровом образе жизни. [7]
Здоровый образ жизни - это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья. Здоровье - это «состояние физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4]
Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи – важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [1]
В обобщённом виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличить длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечить своё благополучие.
Существуют факторы, влияющие на здоровье: это биологический фактор, около 20 % (наследственность), окружающая среда около 20 % (природная, социальная), служба здоровья около 10 %, индивидуальный образ жизни – 50 %. Из этого распределения следует сделать вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально и зависит от поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем. [2] Отсюда следует, что индивидуальные особенности, сохраняющие здоровье, должны закладываться с детства. Одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни является экологическое воспитание. Успех экологического воспитания зависит от использования разнообразных форм работы, например создание экологической тропы на базе общеобразовательного учреждения.
Цель: формирование у учащихся основ жизнедеятельности посредством создания экологической тропы в кабинете биологии
Задачи:
- сформировать позитивное отношение к безопасному поведению и правовому сознанию учащихся;
- познакомить с информацией об экологической тропе;
- обозначить учебные объекты в кабинете биологии для создания экологической тропы;
- вовлечь учащихся в создание экологической тропы и дальнейшее её использование как
здоровьезберегающий проект.
Вид мероприятия: практико-ориентированный, коллективный.
Структура мероприятия:
Мероприятие состоит из четырёх этапов.
Этап 1. Формирование позитивного отношения к безопасному поведению и правовому сознанию учащихся
Этап 2. Что такое «Экологическая тропа»?
Этап 3. Обозначение учебных объектов в кабинете биологии для создания экологической тропы
Этап 4. Создание и использование экологической тропы
Обоснование значимости. Экологическая тропа - это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных и здоровьезберегающих делах. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе и к своему здоровью. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие. Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России».
Этап 1. Формирование позитивного отношения к безопасному поведению и правовому сознанию учащихся
Учитель начинает мероприятие с этапа создания проблемной ситуации путём предложения просмотра видеосюжета [5,6] (как самка землеройки обучает своё потомство ориентироваться в окружающей среде, один из детёнышей отцепился от «паровозика» и остался один в дикой природе с неопределённой судьбой - 1 мин ) и постановки вопроса о чём был сюжет? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблему: безопасное поведение и сохранение жизни, и собственное мнение по этой проблеме.
Безопасность должна учитываться во всех случаях жизни, в том числе в процессе обучения. Обладание знаниями о безопасности, соблюдая правила безопасности, можно сохранить свою жизнь и здоровье. Каждый человек должен знать правила безопасности, поэтому важно проводить уроки безопасности в школе. Как правило, существуют определенные уроки, которые рассматривают эту тему подробнее. Но не надо забывать, что учебный процесс выстроен так, что приобретение навыков безопасности идёт на каждом уроке, в каждом кабинете. Данные уроки безопасности должны коснуться обсуждения таких важных и жизненных тем как поведение в школе и на улице, применение электроприборов, соблюдение правил личной гигиены т.д. Для более эффективного формирования навыков безопасности можно использовать проект «Экологическая тропа».
Этап 2. Что такое «Экологическая тропа»?
Экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях выбранная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, направляющих деятельность учащихся в природном окружении, по сути, это учебно-просветительский кабинет, дающий возможность наблюдать взаимодействие человека и объектов природы и не только, оценить результаты такой деятельности. Основная цель ЭТ – во взаимосвязь двух компонентов: обучение (расширение естественнонаучного кругозора посетителей); воспитание (формирование у посетителей тропы здорового образа жизни, чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу). Назначение экологической тропы - создать условия для формирования высокой культуры поведения человека в окружающей среде. Экологические тропы классифицируются по назначению: прогулочные, познавательные, туристические и учебные; по построению: линейные, кольцевые и радиальные. На экологической тропе могут быть созданы объекты: - природные (памятники природы, муравейники, кормушки для птиц и т.д.); - исторические (памятники исторической значимости, дом-музей, и др.); - здоровьезберегающие (уголок ТБ в кабинете химии и биологии и т. п.). Для того, чтобы создать экологическую тропу необходимо придерживаться плана: 1. Проложение маршрута экологической тропы.
2. Составление перечня экскурсионных объектов:
- вычисление на местности имеющихся объектов;
- составление схемы тропы,
- изготовление дополнительных объектов при необходимости;
3. Подготовка экскурсоводов
- составление плана проведения экскурсий;
- написание рефератов по экскурсионным объектам;
- учеба экскурсоводов-учащихся.
4. Оформление учебной экологической тропы.
- информационные щиты с указанием стоянок маршрута (карта-схема УЭТ, правилами поведения на УЭТ, лозунги).
установка экологических знаков или указателей;
оборудование рекреационной зоны (при наличии) (скамейки, оборудованные места кострищ, качели и пр).
5. Оформление документации по УЭТ
- паспорт; - правила поведения; - рефераты; - путеводителя (буклета) по тропе.
6. Использование учебной экологической тропы.
Этап 3. Обозначение учебных объектов в кабинете биологии для создания экологической тропы.
На данном этапе учащимся выдаётся план основных работ по созданию учебной экологической тропы (приложение 1), материал для создания рефератов; предлагается определить объекты безопасности, которые можно обнаружить в кабинете биологии для создания учебной экологической тропы. Предположительно такими объектами в кабинете биологии могут быть:
1 объект | Осторожно! Опасные растения! | Данный объект может быть представлен как объект, который учит правильно, без причинения вреда здоровью, контактировать с опасными растениями, такими как монстера, азалия, кактус и др. растения, которые могут оказаться в кабинетах. |
2 объект | Уголок ТБ | Данный объект представляет инструкции по ТБ в кабинете биология |
3 объект | Мусорная корзина и её обитатели! | Данный объект может быть рассмотрен как необходимый контейнер для бытового мусора, а бытовой мусор на сегодняшний день- глобальная проблема |
4 объект | Школьная мебель | Данный объект может быть рассмотрен учащимися как здоровъезберегающий компонент. Подбор и размещение мебели в ОУ имеет важное значение для сохранения здоровья. |
5 объект | Освещение и охрана зрения | Может быть рассмотрен как объект, от которого зависит здоровье органов зрения. |
6 объект | Уголок противопожарной безопасности | Может быть рассмотрен как объект, который учит правилам противопожарной безопасности |
Этап 4. Создание и использование экологической тропы
После определения объектов безопасности учащимся предлагается практическая часть по созданию экологической тропы безопасности. Создаются рабочие группы по реализации проекта, определяются и распределяются объекты по группам. Учащиеся находят необходимую информацию об объектах (заранее учитель предоставляет необходимый набор литературных источников; можно использовать интернет ресурсы и др. [3]); разрабатывают проектную документацию по экологической тропе безопасности: схема - маршрут, написание рефератов по объектам, установка дополнительных предупреждающих знаков, выбор и подготовка экскурсоводов, оформление тропы. На этап создания экологической тропы отводится 15 минут.
Далее группы реализуют проект: экскурсоводы от каждой группы проводят учебную экскурсию по объектам, предлагая полезную информацию экскурсантам о содержимом каждого объекта. Завершающим моментом учителем предлагается оценить процесс и результат деятельности учащихся. При наличии фотоаппарата можно предложить учащимся оформить проект в виде презентаций, как заключительный этап мероприятия.
Заключение
Данное мероприятие способствует приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни посредством экологической деятельности. Таким образом, у учащихся формируются навыки создания и эксплуатации экологических троп. Посредством включения здоровьесберегающих технологий в практику воспитательного процесса активизируется общественное движение школьников и воспитывается у них ответственное отношение к своему здоровью и к окружающей среде. Происходит распространение опыта создания и эксплуатации экологических троп, что позволит обогатить краеведческий компонент в школьных предметах.
Библиографический список
Литературные источники:
Оганова Р. Г., Вялкова А. И. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия – М.: 2000. – С.5.
Смирнов А. Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-303 с.
Интернет-ресурсы:
«Зрение и освещение» http://www.ejonok.ru/nature
«Здоровый образ жизни» http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd4944.htm
Видеосюжет «Хвост облегчает жизнь» http://www.youtube.com/watch?x-yt-ts=1422579428&v=Rd1VBDpqjQ4&x-yt-cl=85114404)
Видеосюжет «Детёныш землеройки потерялся» http://turfamel.ru/video/dikaja-priroda/poterjavshijsja-detenish-zemlerojki.html
Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей" http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01j.shtml
Приложение 1.
План основных работ по созданию учебной экологической тропы
1. Проложение маршрута экологической тропы;
2. Составление перечня экскурсионных объектов:
- вычисление на местности имеющихся объектов;
- составление схемы тропы,
- изготовление дополнительных объектов при необходимости;
3. Подготовка экскурсоводов
- составление плана проведения экскурсий;
- написание рефератов по экскурсионным объектам;
- учеба экскурсоводов-учащихся.
4. Оформление учебной экологической тропы.
- информационные щиты с указанием стоянок маршрута (карта-схема УЭТ, правилами поведения на УЭТ, лозунги).
установка экологических знаков или указателей;
оборудование рекреационной зоны(при наличии) (скамейки, оборудованные места кострищ, качели и пр).
5. Оформление документации по УЭТ
- паспорт; - правила поведения; - рефераты; - путеводителя (буклета) по тропе.
6. Использование учебной экологической тропы