СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Создание экологической тропы как средство обучения учащихся основам жизнедеятельности в кабинете биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

                В период полового созревания у трети подростков снижается общее количество страхов, появляется агрессия, негативность, притупляется инстинкт самосохранения. Расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок совершенно забывают о своей безопасности, о здоровом образе жизни.  Состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально и зависит от поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем.  Одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни является экологическое воспитание. Успех экологического воспитания зависит от использования разнообразных форм работы, например создание экологической тропы на базе общеобразовательного учреждения.

Цель мероприятия: формирование у учащихся  основ жизнедеятельности посредством создания экологической тропы в кабинете биологии

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Создание экологической тропы как средство обучения учащихся основам жизнедеятельности в кабинете биологии"»





Внеклассное мероприятие

МБОУ «Обозерская ОСШ №2»



Создание экологической тропы как средство обучения учащихся основам жизнедеятельности в кабинете биологии

Автор разработки:

Нечаева Наталья Александровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «Обозерская ОСШ№2»



















2015

Введение

В период полового созревания у трети подростков снижается общее количество страхов, появляется агрессия, негативность, притупляется инстинкт самосохранения. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок совершенно забывают о своей безопасности, о здоровом образе жизни. [7]

Здоровый образ жизни - это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья. Здоровье - это «состояние физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4]

Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи – важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [1]

В обобщённом виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличить длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечить своё благополучие.

Существуют факторы, влияющие на здоровье: это биологический фактор, около 20 % (наследственность), окружающая среда около 20 % (природная, социальная), служба здоровья около 10 %, индивидуальный образ жизни – 50 %. Из этого распределения следует сделать вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально и зависит от поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем. [2] Отсюда следует, что индивидуальные особенности, сохраняющие здоровье, должны закладываться с детства. Одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни является экологическое воспитание. Успех экологического воспитания зависит от использования разнообразных форм работы, например создание экологической тропы на базе общеобразовательного учреждения.

Цель: формирование у учащихся основ жизнедеятельности посредством создания экологической тропы в кабинете биологии

Задачи:

- сформировать позитивное отношение к безопасному поведению и правовому сознанию учащихся;

- познакомить с информацией об экологической тропе;

- обозначить учебные объекты в кабинете биологии для создания экологической тропы;

- вовлечь учащихся в создание экологической тропы и дальнейшее её использование как

здоровьезберегающий проект.

Вид мероприятия: практико-ориентированный, коллективный.

Структура мероприятия:

Мероприятие состоит из четырёх этапов.

Этап 1. Формирование позитивного отношения к безопасному поведению и правовому сознанию учащихся

Этап 2. Что такое «Экологическая тропа»?

Этап 3. Обозначение учебных объектов в кабинете биологии для создания экологической тропы

Этап 4. Создание и использование экологической тропы

Обоснование значимости. Экологическая тропа - это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных и здоровьезберегающих делах. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе и к своему здоровью. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие. Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России».

Этап 1. Формирование позитивного отношения к безопасному поведению и правовому сознанию учащихся

Учитель начинает мероприятие с этапа создания проблемной ситуации путём предложения просмотра видеосюжета [5,6] (как самка землеройки обучает своё потомство ориентироваться в окружающей среде, один из детёнышей отцепился от «паровозика» и остался один в дикой природе с неопределённой судьбой - 1 мин ) и постановки вопроса о чём был сюжет? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Ученики отвечают на вопросы, формулируют проблему: безопасное поведение и сохранение жизни, и собственное мнение по этой проблеме.

Безопасность должна учитываться во всех случаях жизни, в том числе в процессе обучения. Обладание знаниями о безопасности, соблюдая правила безопасности, можно сохранить свою жизнь и здоровье. Каждый человек должен знать правила безопасности, поэтому важно проводить уроки безопасности в школе. Как правило, существуют определенные уроки, которые рассматривают эту тему подробнее. Но не надо забывать, что учебный процесс выстроен так, что приобретение навыков безопасности идёт на каждом уроке, в каждом кабинете. Данные уроки безопасности должны коснуться обсуждения таких важных и жизненных тем как поведение в школе и на улице, применение электроприборов, соблюдение правил личной гигиены т.д. Для более эффективного формирования навыков безопасности можно использовать проект «Экологическая тропа».

Этап 2. Что такое «Экологическая тропа»?

Экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях выбранная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, направляющих деятельность учащихся в природном окружении, по сути, это учебно-просветительский кабинет, дающий возможность наблюдать взаимодействие человека и объектов природы и не только, оценить результаты такой деятельности. Основная цель ЭТ – во взаимосвязь двух компонентов: обучение (расширение естественнонаучного кругозора посетителей); воспитание (формирование у посетителей тропы здорового образа жизни, чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу). Назначение экологической тропы - создать условия для формирования высокой культуры поведения человека в окружающей среде. Экологические тропы классифицируются по назначению: прогулочные, познавательные, туристические и учебные; по построению: линейные, кольцевые и радиальные. На экологической тропе могут быть созданы объекты: - природные (памятники природы, муравейники, кормушки для птиц и т.д.); - исторические (памятники исторической значимости, дом-музей, и др.); - здоровьезберегающие (уголок ТБ в кабинете химии и биологии и т. п.). Для того, чтобы создать экологическую тропу необходимо придерживаться плана: 1. Проложение маршрута экологической тропы.

2. Составление перечня экскурсионных объектов:

- вычисление на местности имеющихся объектов;

- составление схемы тропы,

- изготовление дополнительных объектов при необходимости;

3. Подготовка экскурсоводов

- составление плана проведения экскурсий;

- написание рефератов по экскурсионным объектам;

- учеба экскурсоводов-учащихся.

4. Оформление учебной экологической тропы.

- информационные щиты с указанием стоянок маршрута (карта-схема УЭТ, правилами поведения на УЭТ, лозунги).

установка экологических знаков или указателей;

оборудование рекреационной зоны (при наличии) (скамейки, оборудованные места кострищ, качели и пр).

5. Оформление документации по УЭТ

- паспорт; - правила поведения; - рефераты; - путеводителя (буклета) по тропе.

6. Использование учебной экологической тропы.

Этап 3. Обозначение учебных объектов в кабинете биологии для создания экологической тропы.

На данном этапе учащимся выдаётся план основных работ по созданию учебной экологической тропы (приложение 1), материал для создания рефератов; предлагается определить объекты безопасности, которые можно обнаружить в кабинете биологии для создания учебной экологической тропы. Предположительно такими объектами в кабинете биологии могут быть:

1 объект

Осторожно! Опасные растения!

Данный объект может быть представлен как объект, который учит правильно, без причинения вреда здоровью, контактировать с опасными растениями, такими как монстера, азалия, кактус и др. растения, которые могут оказаться в кабинетах.

2 объект

Уголок ТБ

Данный объект представляет инструкции по ТБ в кабинете биология

3 объект

Мусорная корзина и её обитатели!

Данный объект может быть рассмотрен как необходимый контейнер для бытового мусора, а бытовой мусор на сегодняшний день- глобальная проблема

4 объект

Школьная мебель

Данный объект может быть рассмотрен учащимися как здоровъезберегающий компонент. Подбор и размещение мебели в ОУ имеет важное значение для сохранения здоровья.

5 объект

Освещение и охрана зрения

Может быть рассмотрен как объект, от которого зависит здоровье органов зрения.

6 объект

Уголок противопожарной безопасности

Может быть рассмотрен как объект, который учит правилам противопожарной безопасности

Этап 4. Создание и использование экологической тропы

После определения объектов безопасности учащимся предлагается практическая часть по созданию экологической тропы безопасности. Создаются рабочие группы по реализации проекта, определяются и распределяются объекты по группам. Учащиеся находят необходимую информацию об объектах (заранее учитель предоставляет необходимый набор литературных источников; можно использовать интернет ресурсы и др. [3]); разрабатывают проектную документацию по экологической тропе безопасности: схема - маршрут, написание рефератов по объектам, установка дополнительных предупреждающих знаков, выбор и подготовка экскурсоводов, оформление тропы. На этап создания экологической тропы отводится 15 минут.

Далее группы реализуют проект: экскурсоводы от каждой группы проводят учебную экскурсию по объектам, предлагая полезную информацию экскурсантам о содержимом каждого объекта. Завершающим моментом учителем предлагается оценить процесс и результат деятельности учащихся. При наличии фотоаппарата можно предложить учащимся оформить проект в виде презентаций, как заключительный этап мероприятия.

Заключение

Данное мероприятие способствует приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни посредством экологической деятельности. Таким образом, у учащихся формируются навыки создания и эксплуатации экологических троп. Посредством включения здоровьесберегающих технологий в практику воспитательного процесса активизируется общественное движение школьников и воспитывается у них ответственное отношение к своему здоровью и к окружающей среде. Происходит распространение опыта создания и эксплуатации экологических троп, что позволит обогатить краеведческий компонент в школьных предметах.




















Библиографический список

Литературные источники:

  1. Оганова Р. Г., Вялкова А. И. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия – М.: 2000. – С.5.

  2. Смирнов А. Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-303 с.

Интернет-ресурсы:

  1. «Зрение и освещение» http://www.ejonok.ru/nature

  2. «Здоровый образ жизни» http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd4944.htm

  3. Видеосюжет «Хвост облегчает жизнь» http://www.youtube.com/watch?x-yt-ts=1422579428&v=Rd1VBDpqjQ4&x-yt-cl=85114404)

  4. Видеосюжет «Детёныш землеройки потерялся» http://turfamel.ru/video/dikaja-priroda/poterjavshijsja-detenish-zemlerojki.html

  5. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей" http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01j.shtml







































Приложение 1.

План основных работ по созданию учебной экологической тропы

1. Проложение маршрута экологической тропы;

2. Составление перечня экскурсионных объектов:

- вычисление на местности имеющихся объектов;

- составление схемы тропы,

- изготовление дополнительных объектов при необходимости;

3. Подготовка экскурсоводов

- составление плана проведения экскурсий;

- написание рефератов по экскурсионным объектам;

- учеба экскурсоводов-учащихся.

4. Оформление учебной экологической тропы.

- информационные щиты с указанием стоянок маршрута (карта-схема УЭТ, правилами поведения на УЭТ, лозунги).

установка экологических знаков или указателей;

оборудование рекреационной зоны(при наличии) (скамейки, оборудованные места кострищ, качели и пр).

5. Оформление документации по УЭТ

- паспорт; - правила поведения; - рефераты; - путеводителя (буклета) по тропе.

6. Использование учебной экологической тропы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!