СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного мероприятия - конкурса по химии и физике "Самый умный" для учащихся 9 классов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано с целью популяризации естественных дисциплин - химии и физики, рекомендовано для учащихся 9 классов общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного мероприятия - конкурса по химии и физике "Самый умный" для учащихся 9 классов.»

Внеклассное мероприятие по физике и химии

«Самый умный»

Девиз: «Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сим две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут».

М. В. Ломоносов

Цели:

образовательные:

- расширить и углубить знания по физике и химии;

- установить всеобщий характер законов;

воспитательные:

- укрепить веру в свои знания и силы;

- способствовать установлению уважительного отношения к соперникам;

развивающие:

- расширить кругозор учащихся;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- развивать умение учащихся концентрировать внимание на основном.



Оборудование: компьютер, мультимедийная доска; портреты:

М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева; протоколы для членов жюри



Ход игры:

1. Организационный момент. Представление жюри.

2. Приглашение участников игры (10 учащихся).

Игра состоит из 4-х конкурсов. Каждый конкурс проводится с использованием презентации

I конкурс «Заморочки из бочки» (Презентация 1).

Участникам задается 20 вопросов. Игрок, первый давший правильный ответ, получает 1 балл. По итогам конкурса два игрока, набравшие меньшее количество баллов, выбывают из игры.

II конкурс «Гонка за лидером» (Презентация 2).

Каждому из участников задается по 3 вопроса:

1) физические и химические величины;

2) единицы измерения физических, химических величин;

3) законы природы.

Каждый вопрос – 1 балл.

По итогам конкурса 2 игрока с меньшим количеством баллов выбывают из игры.

III конкурс «Пятнашки» (Презентация 3).

Учащимся предлагается 4 категории (в каждой по 5 вопросов). Игрок, набравший большее количество баллов выбирает категорию первым.

Белый – нейтральная категория (за правильный ответ – 1 балл).

Игрок, правильно ответивший на вопрос своей категории – 2 балла, на вопрос чужой категории – 3 балла.

Два игрока, набравшие большее количество баллов, выходят в финал

IV конкурс «Самый умный» (Презентация 4)

Участникам задаются 3 вопроса. Правильный ответ – 5 баллов.

По итогам четырех конкурсов выбирают победителя. Затем подводятся итоги игры и оценивается деятельность учащихся, вручаются призы.

Вопросы конкурса:

1. Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свою форму и объем. В каком состоянии находится Джин? (газообразном)

2. Что мешает ученику, пойманному директором школы на месте курения, распасться на молекулы и исчезнуть из вида? (взаимное притяжение между молекулами)

3. У каких учащихся быстрее движутся молекулы: здоровых или простуженных? (у простуженных температура тела выше)

4. Прилипнут ли друг к другу папин и мамин паспорта, если один смочить в воде, другой в подсолнечном масле? (не прилипнут: жир к воде не пристает)

5. Одинаковы ли температуры в ветреную погоду на ветру и «за углом»? (термометр не чувствителен к ветру, его показания одинаковы)

6. Смогут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? (давление уменьшается при подъеме вгору и температура кипения уменьшается, поэтому сварить яйцо нельзя)

7. Злобный Джин в бутылке находится в газообразном состоянии и оказывает давление на стенки, дно и пробку. Чем давит Джин? (хаотически движущимися молекулами)

8. Какая кислота находится в желудке здорового человека, а при недостатке ее употребляют как лекарство? (хлоридная)

9. Название какого химического элемента зашифровано: е р с р о б е? (серебро)

10. Что за вещество?

В производстве я любом,

Сколько ни было б там фракций,

Не расходуюсь, при том

Ускоряю ход реакций.

(катализатор)

11. Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? (гелий)

12. Атом состоит из… (положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов)

13. Какой химический элемент, если прибавить впереди к его названию одну букву, превратится в полупроводник (йод-диод)

14. Сейчас этот элемент широко распространен, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? (алюминий)

15. То, что сейчас называют молекулами, М. В. Ломоносов называл… (корпускулами)

16. Объем 1моль газа в нормальных условиях равен…(22,4 л)

17. Первый элемент Периодической системы химических элементов? (Гидроген)

18. Разновидности атомов одного и того же элемента с разным числом нейтронов -… (изотопы)

19. Учащаяся Даша, собираясь на школьный вечер, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? (диффузия)

20. Какого вещества в организме человека большем всего? (воды)



Вопросы второго конкурса «Гонки за лидером».

1. 1) Количество структурных единиц в одном моль вещества. (число Авогадро)

2) Единицы измерения количества вещества. (моль/л)

3) Закон: произведение давления газа на его объем при неизменной температуре – величина постоянная (закон Бойля - Мариотта)

2. 1) Масса одного моля вещества – это… (молярная масса)

2) Единицы измерения давления. (Па, атм., мм .рт. ст.)

3) Закон: объемы вступающих в реакцию газов, а также газообразных продуктов, относятся как небольшие целые числа (закон Гей-Люссака)

3. 1) Величина, равная отношению массы молекулы к 1/12 массы атома карбона называется…(относительной молекулярной массой)

2) единица измерения температуры (КО, оС)

3) Закон: отношение объема тела к его температуре при неизменном давлении есть величина постоянная. (закон Гей-Люссака)

4. 1) Различность физических свойств по разным направлениям называется.. (анизотропией)

2) единицы измерения молярной массы (г/моль; кг/кмоль)

3) Закон: в равных объемах газов при одинаковых условиях содержится одинаковое количество молекул. (закон Авогадро)

5. 1) Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью называется…(насыщенным паром)

2) Единицы измерения массовой доли...(%, доли единицы)

3) Закон: отношение давления тела к его температуре при неизменном объеме есть величина постоянная. (закон Шарля)

6. 1) Объем 1 моля любого газа называется… (молярный объем)

2) Единицы измерения объема (л, м3, см3)

3) Закон: в одинаковых объёмах разных газов, измеренных при одинаковых условиях, содержится одинаковое число молекул(закон Авогадро)

7. 1) Величина, показывающая сколько структурных частиц (атомов, молекул, ионов) в определенной порции вещества. (количество вещества)

2) единицы измерения мощности (Ватт, кВатт)

3) Закон: массы исходных веществ равны массам продуктов реакции. (закон сохранения массы вещества)

8. 1) величина, указывающая на момент плавления вещества (температура плавления)

2) единицы измерения скорости (м/с, км/час, кс/с)

3) Закон: энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида в другой. (закон сохранения энергии



Вопросы для третьего конкурса «Пятнашки».

1. Кто изобрел термометр, вискозиметр? (Ломоносов)

2. Он бежит по проводам,

он бывает тут и там.

Свет зажег, нагрел утюг,

Кто наш лучший друг?

(электрический ток)

3. Явление, при котором все макропараметры системы остаются неизменными сколь угодно долго? (тепловое равновесие)

4. Бинарные соединения элементов с Оксигеном? (оксиды)

5. Соединения, содержащие воду, образующиеся при кристаллизации растворенного вещества из раствора? кристаллогидраты)

6. Прибор для измерения влажности воздуха? (психрометр)

7. Явления, при которых образуются новые вещества? (химические)

8. Прибор для измерения вязкости жидкости? (вискозиметр)

9. Реакция, проходящая с выделением теплоты? (экзотермическая)

10. Если в атом он попал -

то, считай, почти пропал:

он с утра и до утра

носится вокруг ядра

(электрон)

11. Автор классификации химических элементов и уравнения состояния идеального газа? (Д. И. Менделеев)

12. Это чудо-минерал,

в море вице-адмирал.

главный повар в ресторане

и палач на свежей ране.

(натрий хлорид)

13. Прибор для измерения напряжения? (вольтметр)

14. Явление, при котором происходит проникновение молекул одного вещества в другое? (диффузия)

15. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия? (растворы)

16. Прибор для измерения давления? (барометр)

17. Температура, при которой происходит конденсация (точка росы).

18. Ученый, открывший и описавший хаотическое движение взвешенных частиц в газе и растворах? (Броун)

19. В каком полушарии Земли находится ее северный магнитный полюс? (в южном полушарии)

20. Явление, при котором происходит изменение формы или агрегатного состояния? (физическое)

21. Мера средней кинетической энергии? (температура)

22. Ученый, открывший законы электролиза и в честь кого названа единица измерения электроемкости? (Фарадей)







Вопросы четвертого тура «Самый умный»

1. Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в которой опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т. д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему?

(т. к. плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако, на поверхности яйца начинается химическая реакция между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем все повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа).

2. Какой объем займет при нормальных условиях 32 г кислорода?(22,4 л)

3. «Утро студента». Какие физические и химические явления встречаются в данном тексте?

Студент Вовочка проснулся рано утром. Умылся, оделся, расчесал пластмассовой расческой волосы и, не глядя в зеркало, пошел на кухню. Зажег газовую плиту и поставил на нее чайник с водой. Затем заварил себе чай, добавил туда сахар и дольку лимона. «А что же к чаю?» - подумал Вовочка, - «У меня осталась булочка, которую я купил вчера по дороге домой». Порывшись в сумке под кипой тетрадей и учебников, он нашел ее. Булочка имела далеко не первоначальную форму. Делать нечего, придется есть такую.

Посмотрев в окно, он увидел, что оно запотело. Так и не разглядев, что творится на улице, он оделся потеплей, от души налив на себя папиного одеколона. И пошел в техникум.

Выходя из подъезда, он, как всегда, зацепился за ржавую железную ручку. Всю дорогу до техникума прохожие, глядя на его голову, улыбались, а подходя ближе, зажимали носы. И только зайдя в фойе техникума и посмотрев в зеркало, он все понял.

1. электризация

2. горение

3. кипение

4. диффузия

5. окисление

6. деформация

7. конденсация

8. коррозия металлов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!