СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка ВПР по русскому языку и математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийские проверочные работы по русскому языку и математике в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка ВПР по русскому языку и математике»

Задание 1



Запишите текст под диктовку.

Текст диктанта



Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл бродячий цирк. Уже больше недели пестрели афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

K вечеру поставят шатры для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. (86 слов)

Задание 2

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши предложение и подчеркни однородные сказуемые.

Задание 3

Выпиши из текста 2-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Задание 4

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Жаворонки, занята, красивее, цемент.

Задание 5

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Каждый вечер клумбу с лилиями поливали.



Задание 6

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. (2)И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. (3)И нигде её, может быть, больше нет. (4)Эта жизнь драгоценна! (5)А мы её часто не бережём.

(6)Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. (7)И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. (8)Их место заняли сорняки, крапива, ольха. (9)Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. (10)И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. (11)Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

(12)Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. (13)Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. (14)Она радует нас, удивляет и просветляет. (15)Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.

(По Н. Сладкову)



Задание 7

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.



Задание 8

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

Задание 9

Как ты понимаешь значение слова «коллекция»? Запиши своё объяснение.



Задание 10

Замени слово «беречь» (предложение 15) близким по значению словом. Запиши это слово.

Задание 12

Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Задание 13

Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они

относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Задание 14

Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Задание 15

Представь, что тебе предложили перейти через дорогу не по пешеходному переходу и нарушить правила. Запиши свой отказ.



Вариант № 1 ответ

Задание 1

Запишите текст под диктовку.

Текст диктанта

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл бродячий цирк. Уже больше недели пестрели афиши.



И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

K вечеру поставят шатры для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. (86 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.



Задание 2

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши предложение и подчеркни однородные сказуемые.

Пояснение.

1) В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.

2) Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

Примечание: верным ответом будет любое из данных предложений.

Задание 3

Выпиши из текста 2-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Пояснение.

предл.В сущ.город глаг.вошёл прил.бродячий сущ.цирк.



Задание 4

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Жаворонки, занята, красивее, цемент.

Пояснение.

Жа́воронки, занята́, краси́вее, цеме́нт.

Задание 5

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Каждый вечер клумбу с лилиями поливали.

Пояснение.

Ответ: лилиями.

Задание 6

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. (2)И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. (3)И нигде её, может быть, больше нет. (4)Эта жизнь драгоценна! (5)А мы её часто не бережём.

(6)Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. (7)И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. (8)Их место заняли сорняки, крапива, ольха. (9)Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. (10)И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. (11)Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

(12)Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. (13)Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. (14)Она радует нас, удивляет и просветляет. (15)Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.



(По Н. Сладкову)

Пояснение.

Основная мысль текста:

Мы должны беречь и любить природу. Природа радует нас и удивляет, но вместе с тем она нуждается в нашей заботе и защите.

Задание 7

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Пояснение.

Примерный план:

1. Из космоса Земля прекрасна.

2. Люди сами губят свою планету.

3. Давайте беречь Землю!



Задание 8

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.



Пояснение.

Примерные вопросы:

1. Почему надо беречь Землю?

2. Как нужно относиться к своей планете?

Задание 9

Как ты понимаешь значение слова «коллекция»? Запиши своё объяснение.







Пояснение.

1. Коллекция - собрание определённых предметов, вещей.

2. Коллекция — систематизированное собрание предметов, представляющие научный, исторический или художественный интерес.



Задание 10

Замени слово «беречь» (предложение 15) близким по значению словом. Запиши это слово.

Пояснение.

Охранять.

Задание 12

Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Пояснение.

(Вокруг) городов— сущ. м.р., 2-е скл., мн.ч., Р.п.;

Черёмухи — сущ. ж.р., 1-е скл., ед.ч., Р.п.;

Вербы — сущ. ж.р., 1-е скл., ед.ч., Р.п.

Задание 13

Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они

относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Пояснение.

Целые (веники) — прил. мн.ч., В.п.;

Огромные (охапки) — прил. мн.ч., В.п.

Во множественном числе род прилагательных не определяется.



Задание 14

Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).



Пояснение.

Обделяем — гл. I спр., наст. вр., 1 лица, мн.ч.

Обедняем — гл. I спр., наст. вр., 1 лица, мн.ч.

Опустошаем — гл. I спр., наст. вр., 1 лица, мн.ч.



Задание 15

Представь, что тебе предложили перейти через дорогу не по пешеходному переходу и нарушить правила. Запиши свой отказ.



Пояснение.



Я не стану нарушать правила, потому что это опасно, и вам не советую этого делать. Спасибо, что вы меня правильно поняли.





Примечание: в предложении использовано этикетное слово «спасибо», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

Рейтинг материала:

3,5 (голосов: 6)

Выбранный для просмотра документ

10 вариант русский язык март.docx

библиотека

материалов

Вариант № 10

1. Задание 1

Запишите текст под диктовку.

Текст диктанта

Алисе надо было перейти на другую сторону дороги. Девочка стояла у светофора и терпеливо ждала сигнала. Скоро вместо красного человечка твёрдыми шагами пойдёт зелёный пешеход. Переходить дорогу можно только на зелёный свет!



Вот светофор переключился. Но зелёный человечек побежал очень быстро. А рядом с Алисой стояла грустная пожилая женщина. Она не могла идти так скоро без поддержки. Ей была нужна помощь!



Алиса сразу же решила помочь бабушке. Она взяла её под руку. И они перешли опасную дорогу по полосатой «зебре». (80 слов)



2. Задание 2



Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.







3. Задание 3



Выпиши из текста последнее предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

4. Задание 4

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Щавель, положит, звоним, задаст.



5. Задание 5

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.



Оркестр начал играть знакомую мелодию.

6. Задание 6

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Прочитай текст и выполни задания 6—14



(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.



(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.



(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!



(По А. Баркову)

7. Задание 7

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

8. Задание 8

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

9. Задание 9

Как ты понимаешь значение слова «пенёк» из предложения 6? Запиши своё объяснение.

10. Задание 10



Замени слово «увязался» (предложение 9) близки по значению словом. Запиши это слово.







11. Задание 11



В предложении 11 найди слово, состав которого соответствует схеме:



hello_html_m2233b78d.png



Выпиши это слово, обозначь его части.







12. Задание 12



Выпиши из предложения 18 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).







13. Задание 13



Выпиши из предложения 4 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).







14. Задание 14



Выпиши из предложения 20 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).







15. Задание 15



Представь, что твой одноклассник (одноклассница) стал победителем школьной олимпиады (спортивного турнира). Напиши небольшую заметку об этом событии для школьной стенгазеты.



Вариант № 10 ответы



1. Задание 1



Запишите текст под диктовку.







Текст диктанта





Алисе надо было перейти на другую сторону дороги. Девочка стояла у светофора и терпеливо ждала сигнала. Скоро вместо красного человечка твёрдыми шагами пойдёт зелёный пешеход. Переходить дорогу можно только на зелёный свет!



Вот светофор переключился. Но зелёный человечек побежал очень быстро. А рядом с Алисой стояла грустная пожилая женщина. Она не могла идти так скоро без поддержки. Ей была нужна помощь!



Алиса сразу же решила помочь бабушке. Она взяла её под руку. И они перешли опасную дорогу по полосатой «зебре». (80 слов)



Пояснение.



Расшифровка записи

Алисе надо было перейти на другую сторону дороги. Девочка стояла у светофора и терпеливо ждала сигнала. Скоро вместо красного человечка твёрдыми шагами пойдёт зелёный пешеход. Переходить дорогу можно только на зелёный свет!

Вот светофор переключился. Но зелёный человечек побежал очень быстро. А рядом с Алисой стояла грустная пожилая женщина. Она не могла идти так скоро без поддержки. Ей была нужна помощь!

Алиса сразу же решила помочь бабушке. Она взяла её под руку. И они перешли опасную дорогу по полосатой «зебре». (80 слов)



Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.



Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.



Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.



2. Задание 2



Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.







Пояснение.





Девочка стояла у светофора и ждала сигнала.



3. Задание 3



Выпиши из текста последнее предложение.





1) Подчеркни главные члены.



2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.







Пояснение.





союзИ мест.они глаг.перешли прил.опасную сущ.дорогу предл.по прил.полосатой сущ.«зебре».





4. Задание 4



Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.





Щавель, положит, звоним, задаст.





Пояснение.





Щаве́ль, поло́жит, звони́м, зада́ст.





5. Задание 5



В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.





Оркестр начал играть знакомую мелодию.





Пояснение.



Ответ: мелодию.



6. Задание 6



Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.







Прочитай текст и выполни задания 6—14





(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.



(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.



(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!







(По А. Баркову)



Пояснение.



Основная мысль текста: Даже знатока в птичьих голосов может обмануть птица сойка.



7. Задание 7



Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.







Пояснение.



Примерный план:



1) Зимний отдых.



2) Чудеса в зимней роще.



3) Обманщица сойка.



8. Задание 8



Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.







Пояснение.



Примерные вопросы:



Как проводил зимний отпуск рассказчик? Что поразило рассказчика в роще? Чьи голоса услышал рассказчик в роще? Какая птица подражала голосам скворца и иволги?



9. Задание 9



Как ты понимаешь значение слова «пенёк» из предложения 6? Запиши своё объяснение.







Пояснение.



Пенёк - это часть спиленного дерева.



Пенёк — это нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломанного дерева вместе с оставшимися корнями.



10. Задание 10



Замени слово «увязался» (предложение 9) близки по значению словом. Запиши это слово.







Пояснение.



Увязался — пошёл, последовал.



11. Задание 11



В предложении 11 найди слово, состав которого соответствует схеме:



hello_html_m2233b78d.png



Выпиши это слово, обозначь его части.







Пояснение.



В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:





печке





Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;



приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;



суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;



окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;



основа — часть слова без окончания.



12. Задание 12



Выпиши из предложения 18 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).







Пояснение.



(На) берёзе — ж. р., 1-е скл., ед. ч., предл. п.;



сойка — ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;



(с) хохолком — м. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п.



13. Задание 13



Выпиши из предложения 4 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).







Пояснение.



Сухие (дни) — прил. мн. ч., Им. п.;



Морозные (дни) — прил. мн. ч., Им. п.





Примечание: во множественном числе род прилагательных не определяется.



14. Задание 14



Выпиши из предложения 20 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).







Пояснение.



Брожу — II спр., наст. вр., 1-е л., ед. ч.;



узнаю — I спр., наст. вр., 1-е л., ед. ч.;



попался — I спр., прош. вр., ед. ч., м. р.



15. Задание 15



Представь, что твой одноклассник (одноклассница) стал победителем школьной олимпиады (спортивного турнира). Напиши небольшую заметку об этом событии для школьной стенгазеты.



Пояснение.



Наш одноклассник Соколов Дима стал победителем школьной олимпиады по биологии. Он увлечён биологией с 5 класса: всё время что-то исследует, любит наблюдать за животными и растениями, занимается в школьном кружке «Зелёная лаборатория». Победа Димы неслучайна: он приложил немало усилий, чтобы много узнать, разобраться в запутанных вопросах. Мы от всей души поздравляем Диму с этой победой!









Рейтинг материала:

3,5 (голосов: 6)

Выбранный для просмотра документ

11 вариант русский язык март.docx



библиотека

материалов

Вариант 11



Задание 1



Запишите текст под диктовку.







Текст диктанта





Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл бродячий цирк. Уже больше недели пестрели афиши.



И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.



Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.



K вечеру поставят шатры для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. (86 слов)



2. Задание 2



Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши предложение и подчеркни однородные сказуемые.



3. Задание 3

Выпиши из текста 2-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.



4. Задание 4

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Ожил, досуг, звонишь, километр.



5. Задание 5

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.





Весной красиво цветут яблони.



6. Задание 6



Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.







(1)С детских лет Ваня Кулибин любил придумывать разные затейливые штучки. (2)Всё село Подновье под Нижним Новгородом ходило смотреть на его выдумки. (3)Отец разрешил Ване устроить в комнате слесарную мастерскую. (4)С ярмарок привозил сыну книги по химии, физике, естественным наукам... (5)Ваня читал одну зa другой. (6)Вскоре в Иванову мастерскую стали тащить со всей округи механизмы. (7)Ho был у Ивана особенный интерес — часы. (8)И вот однажды родилась у него задумка: смастерить часы, чтобы было не стыдно царице подарить! (9)Тут же набросал рисунок — пасхальное яйцо. (10)Да, именно в пасхальном яйце и должен разместиться хитрый часовой механизм, да ещё и с миниатюрным театром. (11)На воплощение задуманного ушли долгие пять лет. (12)Когда почти всё было готово, Кулибин вдруг затеял изобретать электрическую машинку, смастерил микроскоп, потом стал зеркала лить для телескопа... (13)B тридцать три года Кулибин, захватив с собой, кроме часов, телескоп и микроскоп с электрической машиной, явился пред государыней. (14)Императрица высоко оценила изобретения и назначила нижегородского самоучку начальником мастерских Санкт-Петербургской академии наук.





(По М. Улыбышевой)



7. Задание 7



Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.







8. Задание 8



Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.



9. Задание 9

Как ты понимаешь значение слова «изобретения» из предложения 14? Запиши своё объяснение.



10. Задание 10

Замени слово «затейливые» (предложение 1) близким по значению словом. Запиши это слово.



11. Задание 11

B предложении 2 найди слово, состав которого соответствует схеме:



hello_html_323acc5c.png





Выпиши это слово, обозначь его части.







12. Задание 12



Выпиши из предложения 10 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).







13. Задание 13



Выпиши из предложения 10 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они



относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).







14. Задание 14



Выпиши из предложения 14 все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).







15. Задание 15



Представь, что в твой день рождения одноклассники приготовили для тебя красочную стенгазету, главным героем которой являешься ты — твои увлечения, достижения. Поблагодари ребят за необычный подарок. Запиши слова благодарности.



Вариант № 11 ответы



1. Задание 1



Запишите текст под диктовку.







Текст диктанта





Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл бродячий цирк. Уже больше недели пестрели афиши.



И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.



Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.



K вечеру поставят шатры для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. (86 слов)



Пояснение.



Расшифровка записи

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл бродячий цирк. Уже больше недели пестрели афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

K вечеру поставят шатры для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. (86 слов)



Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.



Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.



Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.



2. Задание 2



Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши предложение и подчеркни однородные сказуемые.







Пояснение.



1) В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат громкими голосами разноцветные попугаи.



2) Они мычат от страха и сбиваются в кучу.





Примечание: верным ответом будет любое из данных предложений.



3. Задание 3



Выпиши из текста 2-е предложение.





1) Подчеркни главные члены.



2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.







Пояснение.





предл.В сущ.город глаг.вошёл прил.бродячий сущ.цирк.





4. Задание 4



Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.





Ожил, досуг, звонишь, километр.





Пояснение.





о́жил, досу́г, звони́шь, киломе́тр.





5. Задание 5



В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.





Весной красиво цветут яблони.



Пояснение.



В слове «яблони» все согласные звуки звонкие.



Ответ: яблони



6. Задание 6



Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.







(1)С детских лет Ваня Кулибин любил придумывать разные затейливые штучки. (2)Всё село Подновье под Нижним Новгородом ходило смотреть на его выдумки. (3)Отец разрешил Ване устроить в комнате слесарную мастерскую. (4)С ярмарок привозил сыну книги по химии, физике, естественным наукам... (5)Ваня читал одну зa другой. (6)Вскоре в Иванову мастерскую стали тащить со всей округи механизмы. (7)Ho был у Ивана особенный интерес — часы. (8)И вот однажды родилась у него задумка: смастерить часы, чтобы было не стыдно царице подарить! (9)Тут же набросал рисунок — пасхальное яйцо. (10)Да, именно в пасхальном яйце и должен разместиться хитрый часовой механизм, да ещё и с миниатюрным театром. (11)На воплощение задуманного ушли долгие пять лет. (12)Когда почти всё было готово, Кулибин вдруг затеял изобретать электрическую машинку, смастерил микроскоп, потом стал зеркала лить для телескопа... (13)B тридцать три года Кулибин, захватив с собой, кроме часов, телескоп и микроскоп с электрической машиной, явился пред государыней. (14)Императрица высоко оценила изобретения и назначила нижегородского самоучку начальником мастерских Санкт-Петербургской академии наук.





(По М. Улыбышевой)



Пояснение.



Основная мысль текста:



Изобретения талантливого мастера Кулибина приносят пользу людям и по сей день.



7. Задание 7



Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.







Пояснение.



Примерный план:



1) Маленький исследователь.



2) Особый интерес.



3) Начальник мастерских Санкт-Петербургской академии наук.



8. Задание 8



Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.







Пояснение.



Примерные вопросы:



1) Чем известен Кулибин? 2) Почему царица оценила механика-самоучку и назначила начальником мастерских Санкт-Петербургской академии наук?



9. Задание 9



Как ты понимаешь значение слова «изобретения» из предложения 14? Запиши своё объяснение.







Пояснение.



Изобретение - то, что изобретается или изобретено.



Изобретения - это новые технические решения.



10. Задание 10



Замени слово «затейливые» (предложение 1) близким по значению словом. Запиши это слово.







Пояснение.



Причудливые, замысловатые.



11. Задание 11



B предложении 2 найди слово, состав которого соответствует схеме:



hello_html_323acc5c.png





Выпиши это слово, обозначь его части.







Пояснение.



В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:





выдумки





Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;



приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;



суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;



окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;



основа — часть слова без окончания.



12. Задание 12



Выпиши из предложения 10 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).







Пояснение.



1. (В) яйце - сущ. ср.р., 2 скл., ед.ч., П.п.;



2) Механизм - сущ. м.р., 2 скл., И.п.;



3) (С) театром - сущ. м.р., 2 скл., Т.п.



13. Задание 13



Выпиши из предложения 10 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они



относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).







Пояснение.



(В) пасхальном (яйце) — прил. ср.р., ед.ч., П.п.;



Хитрый (механизм) — прил. м.р.‚ ед.ч., И.п.;



Часовой (механизм) — прил. м.р.‚ ед.ч., И.п.;



(C) миниатюрным (театром) — прил. м.р.‚ ед.ч., T.п.



14. Задание 14



Выпиши из предложения 14 все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).







Пояснение.



Оценила - глаг. II спр., прош. вр., ед. ч., ж.р.;



Назначила - глаг. II спр., прош. вр., ед. ч., ж.р.



15. Задание 15



Представь, что в твой день рождения одноклассники приготовили для тебя красочную стенгазету, главным героем которой являешься ты — твои увлечения, достижения. Поблагодари ребят за необычный подарок. Запиши слова благодарности.



Пояснение.



Примерный вариант благодарности:



Ребята, большое спасибо за необычный подарок! Мне очень приятно, что вы знаете о моих увлечениях, внимательны к моим успехам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя