СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка всеобуча для родителей по теме " Проблема жестокости и насилия над детьми в семье"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна учителям, классным руководителям, психологам школы. Достаточно полный теоретический и практический материал.

Просмотр содержимого документа
«Разработка всеобуча для родителей по теме " Проблема жестокости и насилия над детьми в семье"»

Всеобуч для родителей 1 – 11 классов.

Тема: «Проблема жестокости и насилия над детьми в семье».



1. Вступительное слово психолога.

Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на родительском собрании.

Для начала я предлагаю выполнить «психологическую зарядку».

2. «Психологическая зарядка».

Вам необходимо выполнять определённые движения, если вы согласны с данным высказыванием.

  • Если в вашей семье возникают «приступы непослушания»- хлопните в ладоши.

  • Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребёнка является лишение удовольствий - кивните головой.

  • Если вы ребёнка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – коснитесь кончика носа.

  • Если вы считаете себя хорошим родителем – помашите ручкой.

  • Если у вас возникают сложности или непонимание со своим ребёнком – топните ногой.

Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

3. Сообщение темы всеобуча.

Тема нашего собрания очень важна - «Проблема жестокости и насилия над детьми в семье».

Что же такое жестокое обращение?

4. Жестокое обращение с детьми, формы проявления жестокости

Жестокое обращение – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу (слайд 2).

Специалисты выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое насилие – это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения (слайд 3.)

  2. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды (слайд 4.)

3. Эмоциональное (психологическое) насилие - это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни (слайд 5.)

К эмоциональному (психологическому) насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

• изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

• угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

• «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

• оскорбление;

• терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

• поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

• брань, насмешки;

• запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

• моральное разложение, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

*отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

*отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

5. Причины и последствия жестокого обращения с детьми.

Что же зачастую толкает родителей к проявлению жестокости по отношению к детям:

Причины жестокого обращения с детьми:

-безработица или низкая материальная обеспеченность;

-алкоголизм одного или обоих родителей

-одиночество или распавшийся брак;

-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

-физическое или психическое переутомление;

-незрелость родителей;

-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

-большое количество детей.

Многие родители, сами того не осознавая, подвергают детей жестокости, влекущей за собой тяжёлые последствия.

Последствия жестокого обращения с детьми:

* Ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослого:

накапливает в душе чувства разочарования, бессилия, унижения;

переживает чувства сильного страха, потери контроля;

его самооценке нанесен ущерб и, соответственно, его чувство собственного достоинства ущемлено;

становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения;

не чувствует себя в безопасности;

испытывает сильное беспокойство;

подавлен;

может быть предрасположен к саморазрушению (попытки самоубийства);

становится менее приспособленным к внешним условиям;

снижаются его способности (низкая школьная успеваемость);

у него меньше красивых фантазий о будущем;

мало чего ожидает от завтрашнего дня.


* Отношения ребенка, подвергающегося жестокому обращению, с другими людьми:

он не доверяет окружающим его людям;

сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми;

склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям;

отказывается от взаимодействия;

склонен к самоизолированию.


* Став подростком, ребенок, подвергающийся жестокому обращению, может столкнуться со следующими рисками:

наркотики или алкоголь;

преступления;

проституция;

нежелательная беременность.

* Став взрослым, ребенок, подвергающийся жестокому обращению, может:

проявлять агрессию по отношению к своим детям;

провоцировать супружеское насилие.

6. Просмотр фильма «Я больше сюда никогда не вернусь».

Фильм психологически очень тяжёлый. В нём отражены практически все формы проявления жестокости по отношению к ребёнку и очень страшное последствие.

После просмотра анализ.

- Какие формы проявления жестокости вы увидели?

- К какому самому страшному последствию привела жестокость.

7. Разбор ситуаций.

Родителям предлагаются ситуации, задание – определить для себя и ответить является ли предложенная ситуация жестоким обращением с ребенком или нет.


СИТУАЦИИ:


1) Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение пришел домой не вовремя, не в 22.00, а в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц. (Жестокое обращение, потому что большой срок наказания. Для подростков достаточно 1 недели).

2) Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно. (да)

3) Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку его бьют. (да)

4) Девочка-выпускник накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену. (да)

5) Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

6) Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе, весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут (нет) Угол можно заменить сидением на стуле, для обдумывания своего поведения.

7) Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи (да)

8) Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь сейчас слушаться – отдам тебя в детский дом (выгоню из дома)!» ) (да)


8. Подведение итогов.


Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Прошло уже больше шестидесяти лет со времен педагогической деятельности польского педагога и психолога Януша Корчака, а его педагогические приемы ничуть не состарились, у него можно научиться владеть своими эмоциями и хорошо бы почитать книги Януша Корчака вместе с детьми, где есть советы на все случаи жизни, но, самое главное, надо уметь подниматься до ребенка, уметь понимать детей, представить себя на их месте, ведь все мы были маленькими. Например, есть у этого педагога такое высказывание: «На ласку ребенок отвечает лаской, а гнев в нем сразу рождает отпор: «Да, я такой, и другим уже не буду…». Прислушайтесь к этим словам, вникните в их смысл, не унижайте своего ребенка грубыми прозвищами: «Дурак! Ты что, тупой совсем? Дебил и другими».

Детей надо уважать, уважать их мнения, да и себя показывать только в хорошем свете, чтобы они могли гордиться своими родителями и сказать друзьям: «А меня родители никогда пальцем не тронули и не обзываются никак!» Нам бы очень хотелось, чтобы дети говорили о вас точно также. Скажите жестокости по отношению к детям категорическое «Нет!».




Памятка для родителей. Профилактика жестокого обращения с детьми.

1. Когда родители причиняют ребёнку боль, они не учат его решать проблемы. Они только заставляют чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь.

2. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома.

3. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете, и что случится, если он не сделает это (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

4. Если родители проявляют жестокость по отношению к ребёнку, они тем самым показывают ему, что бить - это нормально и приемлемо. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами.

5. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

6. Поведение детей, которых подвергают жестокости, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия, но ребенок не должен оставаться там часами! При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

7. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

8. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

9. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

10. Никогда не причиняйте ребёнку боль, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.

Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!