СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия элективного курса по химии в 11 классе Реакции в растворах электролитов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- подготовить обучающихся к решению заданий по теме «Реакции в растворах электролитов» для сдачи  ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия элективного курса по химии в 11 классе Реакции в растворах электролитов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гвазденская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области







Разработка занятия элективного курса

по химии
в 11 классе

Реакции в растворах электролитов

(изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)





подготовила

учитель химии

Гайворонская Татьяна Михайловна
















с. Гвазда

2016-2017 уч. год


Тема: «Реакции в растворах электролитов»

(изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ)

базовый уровень



Цель:

- подготовить обучающихся к решению заданий по теме «Реакции в растворах электролитов»для сдачи ЕГЭ


Задачи.

Обучающие:

повторить понятия:

- электролиты и неэлектролиты

-сильные и слабые электролиты

- реакции ионного обмена

- качественные реакции на распознавание веществ

- закрепить навыки решения задач на избыток и недостаток, массовую долю растворенного вещества

Ввести понятия:

константа диссоциации(Кд)

водородный показательpH

Развивающие:

- показать в сравнении электролиз расплавов и растворов электролитов

- подвести к пониманию значения определения pHв практической деятельности

-развивать логическое мышление в процессе решения качественных и расчетных задач

Воспитывающие:

- продолжить воспитание уважительного отношения к процессу познания, формирование устойчивых учебных навыков



Этапы занятия

І. Повторение теоретического материала о теме «Реакции в растворах электролитов» в ходе фронтальной беседы

ІІ. Практическая часть

III. Тестирование с выбором правильного ответа по итогам повторения теоретического материала


IV. Анализ ошибок, допущенных учащимися



Виды заданий для учащихся

1.Вопросы для повторения теоретического материала:

1. Электролиты и неэлектролиты

2.Электролитическая диссоциация

3.Механизм диссоциации электролитов с ионной химической связью и полярной ковалентной химической связью

4. Основные положения теории электролитической диссоциации

5. Диссоциация растворов кислот, щелочей, солей

6.Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты

7. Константа диссоциации (Кд).

8.Ионное произведение воды. Водородный показатель рН и его значение в практической деятельности.

9.Реакции ионного обмена

10.Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения теории электролитической диссоциации

11. Характерные качественные реакции на определение ионов

ІІ. Задания для практической части занятия

Вариант І

Опытным путем, не используя другие реактивы, определите, в какой из четырех пронумерованных колб находятся растворы следующих веществ: гидроксида бария,сульфата цинка, карбоната натрия, серной кислоты.Запишите уравнения необходимых реакций

Вариант ІІ

Опытным путем определите, в какой из трех пронумерованных колб находятся следующие твердые вещества: карбонат калия, силикат калия, хлорид калия. Запишите уравнения необходимых реакций

Вариант ІІІ

Опытным путем, не используя другие реактивы, определите, в какой из четырех пронумерованных колб находятся растворы следующих веществ: азотной кислоты,карбоната калия, нитрата серебра хлорида бария. Запишите уравнения необходимых реакций

Вариант ІV

В пробирках находятся растворы нитратов марганца (ІІ), стронция, свинца и цинка. Как, используя разбавленные растворы серной кислоты и гидроксида натрия, определить эти соли.


Тесты с выбором правильного ответа по итогам повторения теоретического материала


Вариант І

  1. Укажите вещество, раствор которого проводят электрический ток:

  1. хлорид натрия; 2) сахар; 3)кислород;4) этиловый спирт

  1. Укажите, как протекает диссоциация серной кислоты:

  1. H2SO4 ↔ 2 H+ + SO2-4 2) І.ступень H2SO4 ↔ H+ + H SO-4

ІІ. ступеньHSO-4↔ H+ + SO2-4

  1. Укажите слабый электролит:

  1. гидроксид натрия; 2) угольная кислота; 3) азотная кислота; 4) нитрат натрия

  1. Сумма всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария соответственно равны:

1) 10 и 3; 2) 12 и 3; 3) 10 и 4; 4) 12 и 4

5. Укажите, в каком случае произошла реакция ионного обмена, идущая до конца:

  1. N2 + 3H2→ 2NH3; 3) KCl + NaNO3 → KNO3 + NaCl

  2. CaCl2 + K2CO3 → KCl + CaCO3; 4) CaO + CO2 → CaCO3

6. Вычислите массу гидроксида меди (ІІ), который может полностью прореагировать с 200 г раствора серной кислоты, массовая доля кислоты в котором равна 4,9%

1) 200 г; 2) 4,9 г; 3) 9,8 г; 4) 98 г.


Вариант ІІ

  1. Укажите формулу для определения степени электролитической диссоциации:

  1. ɑ= ; 2) ɑ= ; 3) ɑ= ; 4) ɑ= , где ɑ - степень электролитической диссоциации; N–общее число исходных молекул, введенных в раствор (расплав), n – число молекул, распавшихся на ионы, m–масса электролита, введенного в раствор.

  1. Укажите, как протекает диссоциация гидроксида кальция:

  1. Ca(OH)2↔ Ca2++ 2OH-; 2) І. ступеньCa(OH)2↔ Ca(OH)+ + OH-

ІІ. ступень Ca(OH)+↔Ca2+ + OH-

  1. Укажите сильный электролит:

  1. сероводородная кислота; 2) гидроксид аммония; 3)уксусная кислота;4)гидроксид калия

4. Реакцией ионного обмена, идущей до конца, является взаимодействие

1) сульфата аммония и хлорида бария

2) серной кислоты и нитрата натрия

3) сульфата натрия и соляной кислоты

4) нитрата калия и сульфата натрия

5. В качестве катионов только ионы H+образуются при диссоциации:

1) Ba(OH)2; 2) NaHCO3; 3) H2SO4; 4) K2HPO4

6. Вычислите массовую долю азотной кислоты в растворе, если известно, что кислота, содержащаяся в 200 гэтого раствора, полностью прореагировала с 4г гидроксида натрия.

1) 2%; 2) 3,15%; 3) 31,7%; 4) 3,17%


Вариант ІІІ

1.Степень диссоциации вещества в растворе составляет 95%. Вещество является:

1) сильным электролитом; 2) электролитом средней силы 3) слабымэлектролитом; 4) неэлектролитом

2.Укажите ионы, придающие окраску раствору:

  1. Са2+; 2) Сu2+; 3) SO42-; 4)NO3-

3.Какие ионы содержаться в растворе нитрата бария:

  1. Ba2++ NO32- 2) Ba++ NO3- 3) Ba2++2 NO3-4) 2Ba++ NO32-

4.Укажите, в каком случае произошла реакция ионного обмена, идущая до конца:

  1. Cu(NO3)2 + 2KCl → CuCl2 + 2KNO3;

  2. Na2SO4 + ZnCl2 → ZnSO4 +2NaCl;

  3. LiOH + HNO3 → LiNO3 + H2O;

  4. 2ZnS + 3O2 → 2ZnO + 2SO2

5.В качестве анионов только ионы ОН- образуются при диссоциации:

  1. Mg(OH)Cl; 2) NaOH; 3) Сu2(OH)2CO3; 4) (NH4)2HPO4

6.Какую массу соли можно получить, если для реакции взять 5,6г гидроксида калия и 6,5 г азотной кислоты:

1) 10,4г; 2) 0,1г; 3) 10,1г; 4) 5,6г

Вариант ІV

1. Укажите ионы, придающие окраску раствору:

1)К+; 2)Zn2+; 3)Ni2+; 4) Cl-

2. Константа диссоциации зависит

А) от температуры, природы электролита, концентрации электролита;

Б)от температуры, природы электролита и растворителя

1) верно только А; 3) верны оба ответа;

2) верно только Б; 4)оба ответа не верны

3. Укажите вещество, с которым не будет реагировать гидроксид натрия

1) раствор хлорида аммония; 3) раствор соляной кислоты;

2) раствор хлорида цинка; 4) раствор 4хлорида калия

4. Уравнение химической реакции, схема которой

CaCO3 + 2HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O + CO2↑,

можно изобразить в виде сокращенного ионного уравнения:

  1. 2H+ + С O32- → H2O + CO2↑;

  2. H+ + OН-→H2O;

  3. CaCO3 + 2H+ → Ca2+ + H2O + CO2↑;

  4. CaCO3→Ca2++ CO2

  1. В разбавленном растворе при диссоциации 1 моль сульфата железа (III) образуется

1) 2 моль ионов; 2) 3 моль ионов 3) 4 моль ионов; 4) 5 моль ионов

6. К раствору, в котором находится 43,6 г нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 16 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшегося осадка.

1) 15,6г; 2) 10,4 г; 3)31,2 г; 4)57,75 г



Решение практической части


Вариант I

Из каждой колбы отбираем пробы в 4 пробирки и попарно сливаем содержимое пробирок. Результаты сводятся в таблицу


1

2

3

4

1

-

белый осадок

плотный

кристаллический осадок

белый осадок

2

белый осадок

-

белый осадок

изменений нет

3

плотный

кристаллический осадок

белый осадок

-

газ

4

белый осадок

изменений нет

газ

-

вывод

Ba(OH)2

ZnSO4

Na2CO3

H2SO4

Уравнения реакций

(1+2) Ba(OH)2 + ZnSO4 → BaSO4↓ + Zn(OH)2

(1+ 3) Ba(OH)2 + Na2CO3→BaCO3↓+ 2NaOH

(1+4)Ba(OH)2 +H2SO4 → BaSO4↓+ 2H2O

(2+3) ZnSO4 + Na2CO3 → ZnCO3↓ + Na2SO4

(3+4) Na2CO3 + H2SO4 → Na2SO4 + СО2↑ + H2O


Вариант IІ

Из каждой колбы отбираем пробы и во все пробы приливаем раствор соляной. В одной из пробирок выделился газ, следовательно, в ней находится карбонат калия. В другой пробирке выпал студенистый осадок, следовательно, в ней - силикат калия. В оставшуюся пробирку приливаем раствор нитрата серебра, выпадает белый творожистый осадок – хлорид серебра

Уравнения реакций

К2CO3 + 2HCl → 2KCl + CO2↑+ H2O

K2SiO3 + 2HCl → 2KCl + H2SiO3

KCl + AgNO3 → KNO3 + AgCl↓


Вариант IІІ

Из каждой колбы отбираем пробы в 4 пробирки и попарно сливаем содержимое пробирок. Результаты сводятся в таблицу


1

2

3

4

1

изменений нет

газ

изменений нет

изменений нет

2

газ

-

осадок

плотный кристаллический осадок

3

изменений нет

осадок

-

творожистый осадок

4

изменений нет

плотный кристаллический осадок

творожистый осадок

-

вывод

HNO3

К2CO3

AgNO3

BaCl2

Уравнения реакций

(1+2) 2HNO32CO3→ 2KNO3 + CO2↑+ H2O

(2+3)К2CO3 + Ag NO3 → 2KNO3 + Ag2CO3

(2+4) К2CO3 + BaCl2 → BaCO3↓+ 2KCl

(4+3) 2Ag NO3 + BaCl2 →Ba(NO3)2 + 2AgCl↓


Вариант IV

Для каждого из опытов отбираем пробы растворов из пробирок

Реагент

Mn(NO3)2

Sr(NO3)2

Pb(NO3)2

Zn(NO3)2

NaOH

Mn(OH)2

розовый, темнеет на воздухе

-

Pb(OH)2

белый

Zn(OH)2

белый студенистый


Избыток

NaOH

-

-

-

Na2[Zn(OH)4]

H2SO4

-

SrSO4

белый

PbSO4

белый

-

Уравнения реакций

2NaOH + Mn(NO3)2→ Mn(OH)2↓ + 2Na NO3

2NaOH + Pb(NO3)2→ Pb(OH)2↓ + 2Na NO3

2NaOH + Zn(NO3)2→ Zn(OH)2↓ + 2Na NO3

Zn(OH)2 + 2NaOHизб. → Na2[Zn(OH)4]

H2SO4 + Sr(NO3)2 → SrSO4↓ + 2HNO3

H2SO4 + Pb (NO3)2 → Pb SO4↓ + 2HNO3



Ответы на задания с выбором ответа по итогам повторения теоретического материала


Вариант

1

2

3

4

5

6

I

1

2

2

1

2

3

II

1

2

4

1

3

2

III

1

2

3

3

2

3

IV

3

2

4

3

4

2
































Анализ проведенного занятия


В ходе занятия были обобщены и скорректированы теоретические знания учащихся о теме « Теория электролитической диссоциации».

Фронтальный опрос показал, что все учащиеся владеют теоретическими знаниями о реакциях в растворах электролитов.

В ходе выполнения химического эксперимента учащиеся закрепили знания о качественных реакциях на определение ионов. Продемонстрировали умение выстраивать логические цепочки, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать обоснованные выводы.

Однако привыполнении практической и тестовой частей занятия возникли некоторые проблемы.

При выполнении тестового задания учащихся возникли следующие затруднения:

  1. задание на определение ионов, придающих окраску раствору;

  2. задание на определение реакций ионного обмена, идущих до конца (в варианте I за реакции ионного были приняты ответы 1 и 4)

  3. задачу на избыток и недостаток не решил 1 ученик.

При выполнении практической части вызвало задание IV варианта на распознавание амфотерного гидроксида цинка.

Таким образом, в основном поставленные цели и задачи достигнуты, выявлены проблемы, над устранением которых следует поработать на следующем занятии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!