СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия кружка "Цветоводство и дизайн"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие кружка является презентацией проекта по озеленению кабинета биологии и помещений школы комнатными растениями. Проект «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии»   служит формированию экологической культуры учащихся и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в школе, позитивно влияющей на здоровье детей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия кружка "Цветоводство и дизайн"»

Данное занятие объединения по интересам является презентацией проекта по озеленению кабинета биологии и помещений школы комнатными растениями. Проект «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии» служит формированию экологической культуры учащихся и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в школе, позитивно влияющей на здоровье детей.









Содержание

1. Введение

2. Информационная характеристика проекта

3. Разработка занятия объединения по интересам «Цветоводство и дизайн» по теме: «Презентация экологического проекта «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии»

4. Заключение

5. Список использованных источников































Введение

В нашей школе очень много комнатных цветов. Кажется, что в повседневной школьной суете учащиеся не замечают красоты и пользы от этих растений. Хотелось бы, чтобы дети и их родители знали, что комнатные растения – это не только красиво, но – это чистый воздух, это – здоровье, это – наше настроение.

Очень важно, чтобы школьники знали, что у растений есть родина, есть привычки, есть любимые и нелюбимые соседи. Использование комнатных растений в интерьере школы должно выполнять свои главные функции – образовательную и воспитывающую. Так родилась идея экологического проекта «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии».

Информационная характеристика проекта

Тема: «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии»

Актуальность: современная экологическая ситуация требует воспитания активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования, так как необходимое условие сохранения цивилизации – жизнь человека в согласии с природой.

Проблемная ситуация: уровень экологических знаний молодежи остаётся крайне низким, сохраняются негативные тенденции во взаимоотношениях молодёжи и природы, в ее поведениях в различных природных зонах.

Гипотеза: изучение жизни комнатных растений, работа по озеленению школьных помещений будет способствовать экологическому образованию учащихся.

Цель: формирование системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений через организацию работы с комнатными растениями.

Задачи:

  • Изучить условия существования растений в помещениях.

  • Исследовать экологические факторы кабинета биологии.

  • Определить наиболее популярные растения в школьном озеленении.

  • Выявить центры происхождения популярных растений в школьном озеленении.

  • Изучить правила и способы размещения растений в помещениях.

  • Дать оценку эмоционального восприятия кабинета биологии и определить его уровень экологической комфортности.



Методы исследования:

■ Сбор информации по комнатным растениям из различных источников: научной и научно-популярной литературы.

■ Практические методы (определение температуры, влажности, интенсивности освещения в кабинете биологии).

■ Статистическая обработка информации по озеленению школы, составление рейтинга популярности комнатных растений.

■ Социологический опрос по выявлению эмоционального восприятия кабинета биологии и определение его уровня экологической комфортности.

■ Моделирование размещения комнатных растений с учётом правил фитодизайна.

Тип проекта:

-по форме организации: групповой;

-по виду деятельности: практико-ориентированный и исследовательский;

-по сфере применения результатов: социальный;

-по широте охвата содержания: межпредметный (биология, география, экология);

-по возрасту: 5-11 класс;

-по времени: продолжительный (5 месяцев);

Результаты проектной деятельности:

-методическая разработка занятия объединения по интересам «Цветоводство и дизайн» по теме «Презентация проекта «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии»;

-папка «Красная книга комнатных растений школы»;

-таблички-паспорта комнатных растений;

-памятка дежурного «Как ухаживать за комнатными растениями»;



-наклейки «Просьбы комнатных растений».

Рефлексия

1. Анкетирование «Мое участие в проекте».

2. Беседа «Памятка дежурного по классу «Как ухаживать за комнатными растениями в классе».

Подготовительный период

Члены объединения были разделены на базовые группы экспертов: экологи, статисты, географы, социологи и фитодизайнеры. Каждая группа получила задания по выполнению проекта, связанные с изучением условий существования растений в помещениях, определения наиболее популярных растений в школьном озеленении, выявлением центров происхождения комнатных растений, определением уровня комфортности кабинета биологии, выявлением наиболее популярного комнатного растения школы, изучением правил и способов размещения растений в помещениях.

Следующий этап работы – исследования. Группы экспертов выполнили исследования согласно задачам и плану работы, оформили результаты своей работы и подготовились к их защите.



Разработка занятия по интересам «Цветоводство и дизайн» по теме: «Презентация экологического проекта «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии»

Цель занятия: создание условий для презентации смоделированного проекта фитодизайна кабинета биологии с учётом требований растений к условиям обитания.

Задачи занятия:

  1. Прививать интерес к комнатному цветоводству.

  2. Углубить знания о происхождении и биологии комнатных растений.

  3. Создать условия для формирования у детей экологического сознания и соответствующих ценностных ориентаций.

  4. Сформировать умения и навыки, необходимые для проведения исследовательской работы.



Оборудование: компьютер, презентация «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии», выставка литературы и периодических изданий по комнатному цветоводству, комнатные растения.

Продолжительность: 2 часа.

Ход занятия

Руководитель объединения по интересам:

-“Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

Менеджер проекта:

-Дорогие ребята, уважаемые гости! Я – менеджер проекта “Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии”, посвященного комнатному цветоводству. В этом проекте представлены различные рубрики и сегодня вас ожидают интересные открытия и презентация проекта «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии» (слайд № 1).

Цитата по теме исследования: «Там, где вырождаются цветы, не может жить человек» (Г.Ф. Гегель).

Участники проекта (слайд № 2): члены кружка «Цветоводство и дизайн» ученики 5-11 классов.

Цель исследования (слайд № 3): смоделировать проект фитодизайна кабинета биологии с учётом требований растений к условиям обитания.

Задачи исследования (слайд № 3):

  • Изучить условия существования растений в помещениях.

  • Исследовать экологические факторы кабинета биологии.

  • Определить наиболее популярные растения в школьном озеленении.

  • Выявить центры происхождения популярных растений в школьном озеленении.

  • Изучить правила и способы размещения растений в помещениях.

  • Дать оценку эмоционального восприятия кабинета биологии и определить его уровень экологической комфортности.

Методы исследования, которые мы выбрали для осуществления нашего проекта, следующие (слайд № 4):

■ Сбор информации по комнатным растениям из различных источников: научной и научно-популярной литературы.

■ Практические методы (определение температуры, влажности, интенсивности освещения в кабинете биологии).

■ Статистическая обработка информации по озеленению школы, составление рейтинга популярности комнатных растений.

■ Социологический опрос по выявлению эмоционального восприятия кабинета биологии и определение его уровня экологической комфортности.

■ Моделирование размещения комнатных растений с учётом правил фитодизайна.

Члены кружка были разделены на базовые группы экспертов (слайд № 5): экологи, статисты, географы, социологи и фитодизайнеры. Каждая группа получила задания по выполнению проекта, связанные с изучением условий существования растений в помещениях, определения наиболее популярных растений в школьном озеленении, выявлением центров происхождения комнатных растений, определением уровня комфортности кабинета биологии, выявлением наиболее популярного комнатного растения школы, изучением правил и способов размещения растений в помещениях.

Следующий шаг нашей работы – исследования. Группы экспертов выполнили исследования согласно задачам и плану работы, оформили результаты своей работы и подготовились к их защите. Затем мы совместно с руководителем проекта обобщили результаты работы экспертных групп и сейчас хотим представить вам наш проект “Экология и фитодизайн кабинета биологии”.

Менеджер проекта:

-К защите приглашаются статисты.

Выступление статистов

Здравствуйте! Мы, статисты. Задачами нашей работы было (слайд №6): изучить видовой состав комнатных растений кабинетов школы, установить, какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений, какие требования учитывают при разведении растений в школах.

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам (слайд № 7): декоративно-лиственные; красивоцветущие; ампельные или висячие; вьющиеся и цепляющиеся (лианы); луковичные и клубневые.

Наиболее популярными вьщимися растениями в нашей школе являются плющ, хойя, циссус, монстера (слайд № 8).

Из ампельных растений – это хлорофитум, сциндапсус, традесканции, сингониум, очиток, пеперомия лазящая (слайд № 9).

Из красивоцветущих – это бегония Клеопатра, бегония всегдацветущая, пеларгония, Евпатория красная, антуриум, сенполии, гибискус, пеларгония, тилландсия, каланхоэ (слайд № 10, 11).

Из декоративно-лиственных – это бегония борщевиколистная, бегония тигровая, бегония металлическая, диффенбахия, нефролепис, циперус, юкка, бегония Феаста, бегония Рекс, бегония Мэсона, строманта, кислица, рео, пилея пеперомиевидная, колеус, драцена пеларгония душистая, пеларгония пёстрая, сансевьера, толстянка древовидная, санхеция, спатифиллум, толстянка древовидная, абутилон, плектрантус, маранта, фикус Бенджамина (слайды № 12, 13, 14, 15).

Из луковичных и клубневых растений – это гиппеаструм, эухарис, бегония клубневая ампельная, кливия (слайд № 16).

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, бальзамин, хлорофитум), легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды. Это молочаи с ядовитым соком, олеандр, растения с яркими плодами – солянум (паслен), однолетний перец, аглаонема. Осторожность надо соблюдать при уходе за диффенбахией, особенно при ее размножении, когда на свежем срезе выступают капельки ядовитого сока.

Для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения, такие как сансевьера, колеус, хлорофитум. Особую группу составляют растения, которые могут служить живыми учебными пособиями при изучении ботаники и географии. Очень важно, чтобы они были снабжены правильно составленными “паспортами” с указанием родины и характеристикой местообитания растения, его русским и латинским названиями. Здесь особенно интересны тропические бегонии и ароидные, различные пальмы, разные луковичные и суккуленты. Для озеленения школьных вестибюлей применяют наиболее выносливые декоративные растения, чаще крупные кадочные. Для теплых помещений – это монстера, пальмы, фикус, сансевьера, аспидистра. Для прохладных – папоротник нефролепис, хвойные растения – кипарисовик, гибискус, агавы, алоэ, циссус.

Мы провели учет комнатных растений всех школьных кабинетов и определили семь самых популярных комнатных растений нашей школы (слайд № 17):

  • 1 место – нефролепис;

  • 2 место – бегония Феаста;

  • 3 место – толстянка древовидная;

  • 4 место – бегония тигровая;

  • 5 место – сансевьера;

  • 6 место – пилея пеперомиевидная;

  • 7 место – монстера.

Также распространенными растениями являются различные виды бегоний, гибискус, циссус. Таким образом, выводы по работе группы статистов следующие (слайд № 18):

  • В озеленении помещений используют растения, относящиеся к пяти группам: лиственные, красивоцветущие, ампельные, лианы, луковичные.

  • Наиболее популярными растениями нашей школы являются нефролепис, бегония Феаста, толстянка древовидная, бегония тигровая, сансевьера, пилея пеперомиевидная, монстера.

  • В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения, легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям.

Менеджер проекта:

-К защите приглашаются экологи.

Выступление экологов

Нет ничего прекраснее цветов,
пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Действительно, чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем растения. Но и о цветах надо позаботиться. Прежде чем разводить растения необходимо узнать основные требования каждого из них к влажности, освещенности, температуре и почве. Все это, в основном, зависит от происхождения растений, тех условий, в которых они растут у себя на родине.

Для нормального развития растениям необходим свет. Условия освещенности зависят от размера оконных проемов, ориентации окон, степени затененности снаружи. Освещенность в помещении зависит также от расстояния от окна. Уже на расстоянии полуметра от окна интенсивность освещения составляет 30% наружного, двух метров – всего 7-8%.

Выбор растений во многом определяется ориентацией окна. На северном – это может быть коллекция сенполий, несколько папоротников или хвойных, аспидистра, сансевьера; на южном – разнообразные кактусы и другие суккуленты, многие красивоцветущие растения (жасмин, гиппеаструм, роза, пеперомия, кливия, аспарагус). На окнах восточной ориентации – азалия, диффенбахия, фуксии, цикламен, пеларгония, бромелиевые. Очень хорошо чувствуют себя цитрусовые, хойя, глоксиния, традесканция, пуансетия, кофе, чай на западных окнах.

По требованию к освещенности все растения можно условно разделить на три группы: светолюбивые (алоэ, кактусы, агавы); тенелюбивые (аспидистра, плющ, иглица); теневыносливые (бегонии, традесканции, монстера, сциндапсус) (слайд № 20).

Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой. Тропические растения культивируют в теплых помещениях (зимой 18-20 градусов), субтропические – в прохладных помещениях (зимняя температура 10-12 градусов). Наиболее подходят для озеленения растения, которые могут выдерживать широкую амплитуду температур (традесканция, хлорофитум, нефролепис, сансевьера) (слайд № 21, 22).

Для нормального развития растений необходима достаточная влажность. Для ее поддержания растения регулярно опрыскивают. Особенно хорошо реагируют на это растения с плотными кожистыми листьями – монстера, диффенбахия. Не рекомендуется опрыскивать виды с сильно опушенными листьями – сенполии, многие бегонии – капли воды, задерживаясь на них, вызывают повреждения ткани листа. В этом случае можно увлажнять воздух другими способами: поставить около растения сосуды с влажным песком или с водой, поместить растения около аквариума. Нельзя опрыскивать растения, когда они освещены ярким солнцем, а также во время цветения. Решая вопрос о поливе, полезно вспомнить, в каких условиях влажности находится растение у себя на родине. Так, нередко наш комнатный фикус начинает терять свои листья осенью, если его продолжают обильно поливать. Причина станет ясна, если вспомнить, что на родине фикуса, в Индии, в это время бывает засушливый период, и растение, привыкшее к таким условиям, в это время и в комнате не нуждается в большом количестве воды. Если уменьшить полив, опадение листьев прекратится.

Перед нами были поставлены следующие задачи (слайд № 19): установить ориентацию окон помещения по сторонам горизонта; с помощью различных приборов изучить комплекс абиотических экологических факторов, определяющих условия существования растений в помещении. Определить: температуру, влажность воздуха, интенсивность освещения. Результаты исследований представить в виде таблицы; сделать вывод об условиях существования растений в помещении.

Мы исследовали комплекс абиотических экологических факторов в кабинете биологии. Определили температуру (190С), с помощью специального прибора психрометра измерили относительную влажность воздуха – 65% (это нормальная влажность), используя компас, определили ориентацию окон по сторонам горизонта (окна в кабинете биологии имеют восточную ориентацию) (слайд № 23).

Освещенность лучше всего измерять при помощи специального прибора – люксметра. При его отсутствии можно освещенность определять визуально, подразделяя все участки кабинета на три категории по освещенности: светлые (постоянно освещенные), средние (временами притененные) и темные (с незначительной освещенностью). Мы установили, что уровень освещенности в кабинете биологии средний, т.е. все пространство достаточно освещено.

Выводы экологов следующие (слайд № 24): мы хотели бы предложить увеличить в кабинете биологии количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ древовидное, каланхое, базилик узкоцветковый и «живой кондиционер» - хлорофитум хохлатый. Известно, что эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Они способны на 70% на расстоянии 2-3 метра снижать уровень патогенных микроорганизмов в воздухе.

Таким образом, условия существования для растений в кабинете биологии достаточно благоприятные. Для озеленения мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

Менеджер проекта:
-К защите приглашаются географы.

Выступление экологов

Целью нашего исследования было изучение вопроса о происхождении основных групп популярных комнатных растений и изучение условий их произрастания на исторической родине (слайд № 25). Мы провели паспортизацию имеющихся в кабинете биологии растений и изготовили визитные карточки этих растений.

Большинство комнатных растений являются выходцами из тропических и субтропических районов или пустынь, поэтому, размещая их в кабинете, нужно учитывать те биологические особенности, которые сформировались под воздействием природно-климатических условий данной местности.

Группа тропических растений это (слайд № 26, 27): лианы, эпифиты, орхидеи, лесные кактусы, бромелиевые, экзотические орхидеи, эхмея, платицериум и др. Они нуждаются в обилии света, но не любят прямых солнечных лучей, им требуется высокая влажность, но не желательны резкие перепады температур воздуха, они не имеют периода покоя и их рост продолжается непрерывно.

Группа субтропических растений (слайд № 28) – аспидистра, юкка, сенполия, олеандр, инжир, лавр, аспарагус и др. Нуждаются в регулярном поливе, привычны к перепадам дневной и ночной температур воздуха, имеют период покоя.

Растения пустыни (слайд № 29) – кактусы, суккуленты потребляют очень мало воды, предпочитают яркое солнце и жару, легко переносят перепады дневной и ночной температур воздуха, имеют период покоя.

Четко выраженная ритмичность роста и покоя является важной биологической особенностью многих комнатных растений. В период роста (весенне-летние месяцы) у них активно протекают все жизненные процессы: рост, цветение, плодоношение и созревание семян.

В это время особенно увеличивается потребность в питательных веществах и воде. Растению требуется более внимательный уход.

В осенне-зимнее время наступает период относительного покоя, который длится всего 3-4 недели у одних растений или до 3-4 месяцев у других. В период покоя у комнатных растений происходят сложные физиолого-биохимические процессы, которые подготавливают растение к активному росту в следующем году.

Таким образом, выводы географов следующие (слайд № 30): большинство комнатных растений являются выходцами из тропических, субтропических районов и пустынь; при выращивании комнатных растений необходимо учитывать биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий мест их происхождения.

Менеджер проекта:

-К защите приглашаются социологи.

Выступление социологов

Перед нами стояли следующие задачи (слайд № 31): дать оценку эмоционального восприятия кабинета биологии; определить уровень его экологической комфортности; путём социологического опроса определить самое любимое комнатное растение школы.

Оценка экологического восприятия любого обследуемого объекта выражает эмоциональное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе первичного знакомства с ним, ещё до детального изучения и обсуждения его эстетического вида. Такая оценка помогает определить уровень экологической комфортности помещения.

Оценка экологического восприятия кабинета биологии и уровень экологической комфортности помещения определялись с помощью анкетирования учащихся и учителей. Вот выдержки из анкет (слайд № 32, 33, 34):

В кабинете создан экологический комфорт для учащихся.

Сакович Ирина

В кабинете биологии очень много комнатных растений. Здесь можно найти много интересного материала по биологии, экологии и химии. Есть большая библиотека, которой мы пользуемся на уроках биологии. Здесь уютно, как дома.

Станкевич Диана

В кабинете биологии комфортно и уютно, чисто и светло. Радует глаз множество комнатных растений. Моя оценка эмоционального восприятия кабинета – 10, оценка уровня экологической комфортности – 10.

Каспирович Вероника

В кабинете биологии очень легко работать. Здесь все доступно и лежит под руками.

Филипович Артем

Мое эмоциональное восприятие кабинета биологии очень хорошее. Столько цветов нет ни в одном другом кабинете. А ещё здесь есть уголки природы, сделанные не только учителем, но и детьми. Также я считаю очень полезным стенд о природе Миорского района. На мой взгляд, это самый хороший кабинет.

Глебко Анастасия

В кабинете биологии мне нравятся уголки природы, уголки со справочными материалами и олимпиадами для учеников. Комнатные растения создают спокойную обстановку.

Волынец Евгений

В кабинете очень домашняя и уютная обстановка. Здесь все способствует тому, чтобы сосредоточиться на предмете.

Наркевич Марина

Очень комфортно. Много красивых комнатных растений. Можно еще больше!

Шабловская Эвелина



Самое любимое растение школы определялось с помощью интервьюирования. Им оказались (слайд № 35):

- кактусы (17 выборов);

- гибискус (12 выборов);

- нефролепис (5 выборов);

- монстера (4 выбора);

- юкка (4 выбора).

Выводы социологов (слайд № 36):

    • Все опрошенные ученики дали положительную оценку экологического восприятия кабинета биологии.

    • Отмечен высокий уровень экологической комфортности кабинета.

    • Поскольку самыми любимым комнатным растением школы выбран кактус, рекомендуем применять в фитодизайне кабинета биологии и школьных помещений интересные композиции из кактусов.



-Менеджер проекта:
К защите приглашаются фитодизайнеры.

Выступление фитодизайнеров

Задачами нашей работы было (слайд №37): изучить, на какие группы делят комнатные растения для оформления помещений; подобрать фотографии различных композиций из комнатных растений, которые имеются в школе; ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми в фитодизайне к размещению растений. Результаты своего исследования представить в форме демонстрации наглядных пособий.

Отдельно стоящее крупное декоративно-листное растение или удачно составленная композиция из нескольких растений (слайд № 40) радует взор и превращает комнату, холл или офис в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

Иногда в школах, да и в жилых помещениях, горшки с растениями ставят рядами на подоконнике (слайд № 40) или по обе стороны окна сооружают ступенчатые “лесенки”. Такое размещение нельзя признать удачным. Если расставлять все растения на подоконнике, они будут забирать слишком много света. Кроме того, батареи центрального отопления иссушают воздух. Поэтому на подоконнике можно поставить одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной – папоротник, аспарагус, сансевьеру, толстянку. Ещё лучше поместить одну широкую плошку, в которой создана композиция из 3-4 растений (слайд № 38).

Очень эффектны в интерьере различные вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо из веревки, шнура или лозы (слайд № 44). Своей зеленью и цветами ампельные растения заполняют пустующее вертикальное пространство, зрительно уменьшая его. Несложную, но красивую подставку для ампельных растений можно изготовить используя спилы деревьев. Очень декоративны здесь плющ, циссус, сциндапсус и другие лианы. При размещении ампельных растений можно воспользоваться специальными полками и вертикальными стенками (слайд № 44). Желательно, чтобы одно из растений было ампельное, другое – с вертикальным характером роста. Наиболее подходящие для этого растения – сансевьера, диффенбахия, нефролепис, традесканция, зебрина. Полка может быть снабжена решеткой для вьющихся растений.

Наиболее благоприятна для развития растений специальная цветочная витрина (флорариум) – замкнутое пространство с повышенной влажностью, более высокой температурой, нередко с дополнительным освещением. В таком пространстве можно выращивать самые разнообразные экзотические тропические растения (бромелиевые, папоротники и даже орхидеи). Очень эффектно они выглядят, если высадить их на разветвленный сухой ствол дерева, обернутый мхом. Такое “эпифитное дерево” помогает создать в тепличке атмосферу тропического леса.

Очень эффектны группы из высаженных вместе суккулентных или тропических растений (слайд №41). В последнее время во многих европейских странах (особенно в Англии) стало популярным создание своеобразных минипейзажей, высаженных в большой стеклянной банке или даже бутылке. Сюда помещают миниатюрные сорта растений, которые не сильно разрастаются- эписции, небольшие папоротники, карликовые сенполии, кактусы, очитки, маранту.

Очень красивы маленькие сады на камнях. Ещё одним искусством выращивания растений, родина которого - Япония и Китай, является бонсай (дерево на подносе или в вазе). Садоводы создают уменьшенные в десятки раз копии взрослых деревьев. Бонсай может жить в комнатных условиях десятки лет (японский можжевельник, кипарис, фикусы, гибискус, молочай, араукария и др.). При подготовке проекта мы попытались создать разные варианты цветочных композиций с учетом требований растений (слайды № 39, 42, 43).

Выводы фитодизайнеров следующие (слайд № 45):

превратить помещение, в котором вы трудитесь или отдыхаете в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека можно, если правильно разместить отдельные растения или целые композиции; основные правила фитодизайна: цветовая гармония, правильный подбор посуды, надёжность креплений цветочниц и кашпо, в больших помещениях используют отдельно стоящие растения или композиции из высоких растений, для малых помещений предпочтительны вертикальные композиции из небольших растений.

Менеджер проекта:

-Выводы по проекту следующие (слайды № 46, 47) :

при размещении комнатных растений необходимо соблюдать требования растений к условиям освещённости, температуры и влажности, а также учитывать биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий; комплекс абиотических экологических факторов в кабинете биологии благоприятный для существования многих комнатных растений. Наиболее популярны в озеленении бегонии, нефролепис, циссус, сциндапсус, монстера, пеларгонии; создавая интерьер помещения следует придерживаться правил фитодизайна: размещать растения композиционно, правильно подбирать посуду и цветочницы.



Руководитель объединения по интересам:

-Для всех присутствующих объявляется конкурс на звание “Магистра цветоводческих наук”. Мы предлагаем ответить на следующие вопросы:

1. Какое растение умеет “шагать” по стенам? (плющ, диффенбахия, сенполия)

2. Семена какого растения похожи на клюв аиста? Название этого растения в переводе с греческого означает “аист” (гибискус, пеларгония, аспидистра)

3. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь? (сциндапсус, монстера, кливия)

4. На каком растении писали древние египтяне, и как называлась та бумага, которую из него изготавливали? (аспарагус, фикус, циперус)

5. Какое комнатное растение очень ядовито? (хлорофитум, олеандр, алое)

6. Назовите растение, у которого нет настоящих листьев? (кактус, бегония, традесканция)

Руководитель объединения по интересам:

-Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы – значит выражать чувства любви, почтения, расположения или уважения. Поэтому давайте дарить цветы чаще друг другу!

Учащийся:

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы -
Посредники живого пониманья.

Информационные ресурсы (слайд № 48):

  • Комнатные растения от А до Я. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2004

  • Всё о комнатных растениях, АСТ, Астрель, Москва, 2001

  • Н.Н.Капранова Комнатные растения в интерьере, изд. Московского университета, 1989

  • Н.Н.Клинковская, В.В.Пасечник Комнатные растения в школе. Москва, Просвещение, 1986


Заключение

Практическое значение данного экологического проекта заключается в том, что на основе его данных мы создали свою Красную книгу комнатных растений школы, в которой имеются два раздела: растения, которые исчезли из стен школ, и редкие растения, которые встречаются в одном экземпляре. Это является стимулом для приобретения и разведения экземпляров Красной книги комнатных растений школы. Также ребята получили памятки дежурного «Как ухаживать за комнатными растениями. На каждое растение составлены таблички-паспорта и наклейки «Просьбы комнатных растений».

В результате анкетирования «Мое участие в проекте» 82% учащихся высказались о практическом значении данного вида деятельности, 96% - о его эстетическом значении. Все учащиеся изъявили желание создавать свои мини-садики с комнатными растениями в домашних условиях.

Список использованных источников

  1. Карако, П.С. Экологическое образование в Республике Беларусь / П.С. Карако// Экология.- 2009. №10. – с. 8-11.

  2. Комнатное цветоводство / Р. Милевская, Ю. Виес.Минск: Книжный Дом, 2005. 608 с.:ил.

  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 20011-2015 годы (Электронный ресурс)

  4. Онуприенко, С.П. Актуальные проблемы экологического образования / С.П. Онуприенко // Экология. – 2009. - №11. – С. 10-12.

  5. Савина, Н.В. Экскурсоведение: учеб. Пособие / Н.В. Савина, З.Н. Горбылева. – Минск: БГУ, 2004. – 335с.

  6. http://prathom.swu.ac.th/panmai/show_img/asp?ID=7-10110-002-029.2

  7. http://commons.wikimedia.org/wiki/Spathiphyllum_cochlearispathum

  8. http://www.puyallup.wsu.edu

  9. http://www.agristarts.com/spath_mini.htm

  10. http://www.jardin-mundani.com









12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!