СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия на тему "Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вышивка имеет свои национальные особенности. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовалось из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее  и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Народное декоративное искусство постоянно развивается и все шире входит в нашу жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия на тему "Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства".»

Занятии №55 - 56 29.04 – 06.05.2016 г.

Тема: Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства.

Цель: познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, области; показать применение вышивки в народном и современном костюме; научить увеличивать или уменьшать рисунок для вышивки; познакомить со способами перевода рисунка; повторить заправку ткани в пяльцы.

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположения узоров, стилизованные рисунки и др; иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, предметах быта; виды швов: петельный, тамбурный, стебельчатый.

Оборудование: нитки мулине, шаблоны для перевода узоров; иголки, ножницы, булавки.

Ход урока

1. Сообщение познавательных сведений.

Рассказ учащимся о том, что у многих народов вышивка тесно переплеталась с бытом, обрядами. В соответствии с местными условиями складывались характерные узоры, излюбленные технические приемы. Своеобразны вышивки Северного Кавказа, Дальнего Востока, Средней Азии. Традиционная вышивка с успехом находит применение в современной одежде.

Вышивание имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия – во все времена оно модно.

Вышивка – древнейший вид украшения швейных изделий. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется тем, что по обычаю все женщины обязаны были владеть искусством вышивания и отдавать все свободное время. Немалое значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные и недорогие приспособления. Ткани, нитки, пяльцы, иглы имелись в каждой крестьянской семье. Все зависело от умения женщины вышивать и знания местных особенностей оформления праздничных и будничных предметов быта.

В течение нескольких столетий у народа вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки. Свой характер орнамента и его колорит. Для нее в равной мере характерно применение различных видов орнамента. Трактовка же мотивов во многом зависела от технических приемов выполнения вышивки, которыми в совершенстве владели народные мастерицы.

Ручная вышивка- один из самых интересных и распространенных видов декоративно- прикладного искусства. С ее помощью можно украсить свой быт и одежду, оформить помещение, изготовить салфетки, полотенца, панно, наволочки на диванные подушки, сувениры в подарок. Душевное тепло, идущее от этих изделий, передается другим людям.

Вышивка имеет свои национальные особенности. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовалось из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Народное декоративное искусство постоянно развивается и все шире входит в нашу жизнь.

Вышивка – увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому – тои помогающий в выборе будущей профессии : вышивальшицы, модельера – конструктора, художника – модельера.

2.Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке.

Выбор ткани и ниток

Для вышивки по рисованному контуру подходят хлопчатобумажные, льняные ткани, шелк, шерсть, сукно.

Нитки должны быть крепкими и не линять при стирке. Такими свойствами обладают мулине, краше, ирис, шелк, капрон, тонкие катушечные №40,50,60,80. Прочность нитки проверяют, растягивая ее руками: хорошая нитка должна пружинить, рваться не сразу. Прочность окраски ниток можно проверить ,положив их на солнце(они не должны выгорать) или прогладить горячим утюгом влажную нитку на белой ткани - не должно оставаться следа.

Для удобства подбора ниток в вышивке рекомендуется сделать набор картонок с образцами ниток. Не следует заплетать нитки разного цвета в косы. В этом случае нитки одного цвета в сочетании с нитками другого цвета приобретают иной оттенок, что затрудняет подбор их при вышивке.

Инструменты и приспособления.

Для вышивки лучше брать короткие иглы с удлиненным ушком, чтобы можно было быстро вдеть нитку.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий полностью замыкаться.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань, для чего его надевают на средний палец правой руки и подбирают точно по размеру последнего.

Пяльцы нужны для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения от деформации.

Калька и копировальная бумага применяются для перевода рисунка.

Карандаш должен быть твердо – мягким(ТМ), остро заточенным.

Увеличение или уменьшение рисунка.

Иногда габариты вышиваемого изделия не совпадают с размером рисунка. В этом случае перед нанесением на материал его приходиться уменьшать или увеличивать. Предположим, что рисунок нужно увеличить вдвое. Для этого его разлиновывают на квадраты. Чем они мельче, тем точнее получится изображение. Затем такую же сетку делают на листе бумаги, но уже с вдвое большими квадратами. Теперь осталось перенести узор с малых квадратов на большие.

Перенос рисунка на ткань.

Для этого используют несколько способов, но во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку, а потом его переносят на предварительно оглаженную ткань, следя за тем, чтобы не было перекоса ее по нитям основы.

Под кальку с нанесенным узором подкладывают копировальную бумагу и прикрепляют булавками к ткани. Обводят узор остро оточенным карандашом. Желательно иметь набор копировальной бумаги различных цветов. Лучше всего пользоваться копировальной бумагой, бывшей в употреблении, тогда линии узора не будут жирными, загрязняющими ткань. Новую копировальную бумагу следует предварительно протереть сухой ватой или тряпочкой.

Можно переводить рисунок, выполненный на кальке. Ее приметывают к ткани и прошивают мелкими частыми стежками швом «вперед иголку» по всему контуру.

Перевод рисунка «на просвет» пользуются для нанесения узора на тонкие, прозрачные ткани. При этом бумагу с контуром рисунка прокладывают под ткань и прикрепляют булавками. Обводят контур тонко отточенным карандашом.

Запяливание ткани в пяльцы.

После нанесения рисунка на ткань последнюю запяливают. На меньший обруч накладывают материал, расправляют его, следя за тем, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч и надевают его на меньший. В случае, если кусок ткани по размеру меньше пялец, к нему временно с четырех сторон пришивают какой либо другой большего размера материал.

При вышивании на тонкой ткани необходимо соблюдать осторожность, так как ее можно легко растянуть или порвать.

Практическая работа.

Обучающиеся осваивают простейшие приемы перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Учатся правильно заправлять ткань в пяльцы.

Вопросы для закрепления.

Анализ и оценка работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!