СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по теме "Философия и медицина"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает технологическую, хронологическую карты, методику проведения занятия, задания для проверочной и практической работ. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по теме "Философия и медицина"»

Разработка занятия по философии: «Философия и медицина»


  1. Пояснительная записка



Представленная тема способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию навыков жизненных стратегий, развивает способность осуществлять межличностные взаимодействия в коллективе и повышает ответственность за свой нравственный выбор.



Педагогическая технология подготовки проблемного занятия включает:

1. Поисковую деятельность обучающихся.

2. Вопросы с нестандартной тематикой.



Потребность в проведении проблемных занятий можно объяснить следующими причинами:

1. Во-первых, проблемный подход позволяет формировать системное

логическое мышление.

2. Во-вторых, обучающиеся вовлекаются в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку

выдвинутых гипотез, формируются навыки самостоятельной учебной

деятельности.











2. Технологическая карта



Тема: «Философия и медицина»

Количество часов: 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: изучение нового материала

Цели занятия:

Учебные:

1. Ознакомление студентов с понятийным аппаратом дисциплины «Основы философии», по теме «Философия и медицина»

2. Развитие навыков творческого мышления

3. Обучение этическим принципам поведения для дальнейшего общения с пациентами и коллегами



Образовательные:

1. Углубление знаний по предмету

2. Расширение кругозора

3. Формирование навыков работы с дополнительным материалом



Развивающие:

1. Развивать коммуникативные, исследовательские способности обучающихся, как составляющие любой профессиональной деятельности

2. Способствовать формированию условий для успешной профессиональной деятельности



Воспитательные:

1. Мотивация студентов на развитие нравственных и коммуникативных качеств.

2. Дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы с целью формирования личности будущего медицинского работника.





При изучении данной темы студенту необходимо знать:

  • взаимосвязь медицины и философии, назначение валеологии и деонтологии, их роль в современном обществе



Ключевые понятия темы:

  • медицинская герменевтика, этика, валеология, деонтология



Персоналии для обязательного изучения:

  • Аристотель, Гиппократ, И.Кант, С.П. Боткин, Н.И.Пирогов, В.М.Бехтерев, А.Смит, Дж.Милль, У.Джеймс, Ч.Пирс

УМЕТЬ:

  • формулировать связь истории медицины с современными условиями
































Межпредметные связи:





















Оснащение занятия:

Раздаточный материал:

  1. Распечатанные задания для практической работы

  2. Контрольные вопросы



Учебные пособия

  1. Философия медицины/Ю.Л.Шевченко и др. – М.:ГЭОТАР-МЕД. 2004. – 480 с.

  2. Хрусталёв Ю.М. Философия науки и медицины: учебник для вузов. – М: ГОЭТАР-МЕД. 2009. – 784 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://padabum.com

  2. http://coollib.com



Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • телевизор



Обеспечение к ТСО:

Презентация «Валеология»



Методы и приемы:

  • Проблемные

  • Поисковые



Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.

1. Лекция

2. Выполнение практического задания

3. Работа малыми группами при выполнении практического задания

4. Просмотр презентации

5. Анализ и обобщение

6. Проверочная работа

План занятия.

1. Организационный момент

2. Мотивация, целеполагание

3. Изучение нового материала

- Изучение нового материала по теме «Философия и медицина»

4. Самостоятельная индивидуальная работа с текстом

- коллективное (в группах) обсуждение проблемных вопросов по теме

- ответы на вопросы по заданиям

- просмотр презентации с пояснением

5. Обобщение нового материала:

6. Контроль знаний и умений:

Выполнение проверочной работы

7. Подведение итогов занятия:

- Выставление оценок;

- Домашнее задание



























3. Хронологическая карта:



Этапы


Содержание этапа



Время


Деятельность

преподавателя


Деятельность

студентов



1.

Организационный момент

2 мин.

Приветствует обучающихся. Беседует с дежурным.

Приветствуют преподавателя.

2.

Мотивация,

целеполагание

5 мин.

Называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи, определяет пространство исследования данной темы; подводит студентов к определению целей занятия.

Знакомятся с планом занятия.

3.

Изучение нового материала.

1. Предмет философии медицины, функции, основная проблематика

2. Взаимосвязь философии и медицины

3. Медицинская герменевтика

4. Валеология и деонтология


65 мин.

Организует эвристическую беседу с обучающихся,

Помогает при затруднениях в работе с текстами

Корректирует ответы, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся.

Участвуют в эвристической беседе при изучении материала по философии медицины.

Знакомятся с презентацией.

Работают с заданиями (в группах), готовятся к выступлению, выступают, дополняя друг друга.


4.

Закрепление

нового материала

5 мин.

Обращает внимание

на поставленные проблемы, предлагает сделать вывод

Отвечают на вопросы, делают вывод.

5.

Рефлексия





10 мин.

Предлагает обучающимся выполнить тест на закрепление материала

Выполняют тест

6.

Итоги занятия

3 мин.

Сообщает домашнее задание

Получают домашнее задание








4. Методика проведения занятия:



Организационный момент.

Во вводной части преподаватель сообщает задачи занятия.

Преподаватель:

- Сегодня мы приступаем к изучению темы «Философия и медицина». Задача нашего занятия – рассмотреть основные проблемы философии медицины, медицинской этики, объяснить значение понятий: валеология, деонтология, показать взаимосвязь валеологии с другими науками.

Далее лекция по плану:

1. Философия медицины имеет прямое отношение ко всем сферам познания феномена человека – его организма, души, совести, воли. Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и т.д.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы - человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам - правильно поставить диагноз и назначить лечение. Развитие медицины дает огромный материал как для обобщений новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человеческого организма в норме и патологии, так и для подтверждения философских закономерностей, обогащения материалистической диалектики новыми выводами и понятиями и дальнейшего углубления и уточнения ее категорий. Медицина входит в комплекс наук о человеке, являясь частью «человековедения».

Философия и медицина составляют современное взаимодействие.

Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями:

Первая функция – методологическая - философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни.

Вторая функция – аксиологическая - связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья.

Основные проблемы философии медицины:

-проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

-связь медицины с другими явлениями культуры;

-проблема жизни и смерти;

-соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

-проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

-проблема причинности в медицине;

-философско-этические проблемы медицины и др.



2. Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков и естествоиспытателей. Античный философ Гиппократ (отец медицины») говорил: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя – без доставляемых ей медициной фактов».

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы - человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей основные позиции общих теоретических систем. Современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

а) медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации - общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

б) теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

в) теории нормальной (оптимальной) саморегуляции

г) теории общей патологии

Например, норма – это мера здоровья, определённый интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья. Например, температурная норма у человека – интервал 36-37 градусов, норма систолического давления - 100-130 мм. рт. ст. Как и любая мера, норма имеет нижнюю и верхнюю границы. Если в организме возникает патологический процесс, то показателя организма начинают изменяться, и пока они не выходят за границу нормы, сохраняется состояние здоровья. Когда же показатели выходят за пределы нормы, то это уже свидетельствует о том, что состояние здоровья сменилось состоянием болезни. Отклонение показателя от нормы – это патология, симптом болезни. А по симптомам ставится диагноз. Таким образом, знание нормы совершенно необходимо для постановки диагноза. Без знания нормы диагностика невозможна.

Отклонение показателя от нормы – это патология. Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни. Норма плюс патологии вместе составляют меру жизни, или границы жизни, – тот интервал изменений показателей организма, при котором организм может оставаться живым. Выход показателей за границу жизни означает смерть: повышение температуры тела выше 41-го градуса у мужчин и выше 42-х градусов у женщин приводит к смерти.

Практическое установление нормы является весьма сложной проблемой. Это связано с тем, что норма индивидуальна и может совпадать, а может и не совпадать с нормой другого человека. Для одних нормой является температура тела 36,6 градусов, а для других – 36,2. Также норма изменчива: у одного и того же человека она может изменяться в зависимости от возраста, перенесённых заболеваний, питания, занятий физкультурой, режима и других составляющих образа жизни. В настоящее время пока пользуются средней для всех людей нормой, эти показатели обычно и приводят в учебниках. Но с помощью средней нормы не всегда можно точно установить патологию. Норма – это оптимум функционирования. Поэтому трудность при диагностике заболевания заключается в том, что не всякая норма может быть выражена численно, например, цвет слизистой оболочки, состояние кожи, плотность ткани при пальпации и др. В этом случае большое значение имеет опыт и интуиция врача.

3. Медицинская герменевтика.

Философская герменевтика сложилась как искусство толкования текстов. В современной философии герменевтика имеет более широкое значение – как учение о понимании. Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания. В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Во-первых, понимание как основа познавательного процесса является обязательным условием трансляции медицинских знаний из теории в практику. Во-вторых, понимание – основа диагностического процесса, оно выступает фундаментом общения между врачом и пациентом. В-третьих, понимание необходимо для распространения медицинских знаний, развития медицинской культуры общества.

В-четвертых, понимание является основанием соблюдения этико-деонтологических норм в медицине.

Медицинская герменевтика рассматривает три проблемы:

-проблема понимания медицинских текстов (эта проблема связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

-проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

-проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

Этические проблемы медицины.

Требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача, составляют предмет медицинской этики. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга. Древнейший медико-этический документ – «Клятва Гиппократа», которую давали выпускники древнегреческой школы. В трудах Гиппократа рассматриваются проблемы взаимоотношений врача и больного, врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии. В России в развитие медицинской этики огромный вклад внесли Николай Иванович Пирогов, Сергей Петрович Боткин, Владимир Михайлович Бехтерев.



4. Просмотр презентации «Валеология»

Валеология – это комплекс наук, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Объём информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.

Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о человеке и в особенности – имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой науки видят в человеке только свой предмет.

С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Её возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности – не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

Различают взаимосвязь валеологии с другими науками:

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина, анатомия, физиология, гигиена, санология разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическая культура определяет закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

В действительности существует ещё больше взаимосвязей и валеология является одной из ветвей той области человеческого знания, в которой основным предметом повествования является человек. В связи с эти, валеология может дать конкретные результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

Деонтология (от греч. deontos - должное, logos – учение) - это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин был введён в 19 веке англгийским философом Иеремией Бентамом. В современной философии деонтолгия трактуется как этика долга. Деонтология отличается от этики добра и ценностей.

Впервые, термин «этика» Аристотель образовал от греческого слова «этос» - т.е. обычай, характер. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.

Современная этика имеет несколько разновидностей, которые представлены в 3-х видах:

а) этика добродетелей (разработал Аристотель)

Добродетели – это такие качества личности, реализуя которые человек контролирует свои страсти. Если человек действует в соответствии со своими добродетелями, он автоматически оказывается нравственным (т.е. добрым).

Главные добродетели – мудрость, рассудительность, мужество, оптимизм, храбрость, справедливость.

б) этика долга (основоположник И.Кант)

Идеал добродетели может привести не только к добру, но и к злу, если им распоряжается тот, у кого в венах течет «холодная кровь злодея». Если человек живет по основным моральным законам: «не убей», «не лги» и т.д., то он будет добрым и справедливым, в противном случае – злым.

в) этика ценностей

Существуют относительные ценности, относительное добро. Разновидности этики ценностей: английский утилитаризм и американский прагматизм.

Английский утилитаризм был развит А.Смитом, Дж.Миллем. «Утилитас» означает пользу, выгоду. В этом случае, добро служит для достижения пользы.

В американском прагматизме (основоположники У.Джеймс, Ч.Пирс и др.) моральное благо понимается как достижение успеха, которое связано с разрешением конкретной проблемной ситуации. Прагматисты, в отличие от утилитаристов, говорят о том, что ценности – это результат деятельности человека.

Проблемы современной медицинской этики:

Часто мы слышим о «хорошем» обращении с больным и – в противовес этому – о «бездушном», даже «плохом» отношении к нему. Жалобы, этические проблемы часто свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических познаний, практики соответствующего обращения с пациентами.

Появляется новая медицинская аппаратура, новые методы исследования, но остаются неизменными понятия этических норм медицинского работника:

  • медицинской чести;

  • благородства души;

  • милосердия;

  • сострадания;

  • бескорыстия;

  • потребности помогать людям

_______________________________________________

После лекционного материала и просмотра презентации, студентам предлагаются задания для практической работы (работа в группах).

После обсуждения основных вопросов работы с источниками, проводится тест для закрепления лекционного материала. Оценки озвучиваются на следующем занятии.

В конце занятия преподаватель организует эвристическую беседу т.е. способствует поисковой деятельности обучающихся, которые совместно с преподавателем должны добывать знания.

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте основные проблемы философии медицины

  2. С какими науками взаимодействует валеология и как эта связь отражается на практие?

  3. Найдите схожие черты в этических нормах прошлого и современного.

Студенты должны сформулировать выводы, а преподаватель помогает их конкретизировать: этические нормы лежали в основе клятвы Гиппократа, эти же морально-этические принципы лежали в основе создания Пироговым первой общины сестёр милосердия. Они актуальны и сегодня.

Личность медсестры (медбрата), стиль их обращения с больными, умение владеть психологическими приемами при работе с больными – все эти факторы могут оказывать исцеляющее действие. Основной чертой античной философии в первый период является космоцентризм, опирающийся на космос. Человек признавался частью природы и космоса. В античности на первый план выходят идеи: первоосновы мира, местоположения человека в этом мире, способности души.

Добытые собственными усилиями знания сознательно усваиваются и прочнее закрепляются в памяти.



Подведение итогов занятия.

Комментируя работу студентов, преподаватель озвучивает оценки, которые выставляются студентам за активную работу в группах и выполнение теста. Для того, чтобы нацелить студентов на продуктивную деятельность в будущем, им дается домашнее задание (для экономии времени, целесообразно распечатать домашнее задание, разделив его на три части):

1. Изучив дополнительную литературу:

а) Сформулируйте 10-12 афоризмов Гиппократа.

б) Какие рекомендации в них даются?

в) Актуальны ли они в XXI веке?

(возможный ответ:

“Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”.

«Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной».

«Первая заповедь врача: Не навреди!“

«Если врач не может принести пользы, пусть он не вредит».

«Пьянство отцов и матерей - причина слабости и болезненности детей».

«Нужно перенести мудрость в медицину, а медицину - в мудрость».

«Врач должен быть вежливым и открытым для людей, так как суровость делает его недоступным и для здоровых и для больных».

В трудах Гиппократа можно найти следующие рекомендации: диетические рекомендации, советы по здоровому образу жизни, нормы врачебной этики и т.д.



2. Подготовьте сообщения: «Вклад С.П.Боткина в развитие медицины»



3. С помощью интернет-источников найдите основные положения ««Этического кодекса медицинской сестры России» и ответьте на вопросы: когда и для чего он был разработан, на основе каких документов составлен?

(ответ: в 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности.

Он составлен на основе Устава Всемирной Организации Здравоохранения (1946 г.), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и др.)



































ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Философия и медицина»:



1. Философия медицины выполняет:

а) мировоззренческие, аксиологические функции

б) роль «прослойки» между сферами познания

в) регулирует поведение людей в обществе

2. Каким методом должен владеть профессиональный доктор?

а) мировоззренческим б) диалектическим в) аксиологическим

3. Какие проблемы не относятся к философии медицины:

а) жизни и смерти б) достоинства человека в) понимания г) философско-этические

д) единства и борьбы противоположностей

4. Кто из античных философов является «отцом медицины»?

а) Пифагор б) Гераклит в) Гиппократ

5. В каком качестве выступает современная философия:

а) как методологический фундамент медицинского знания

б) как общебиологическая теория медицины

в) практическое установление определённой нормы

6. Комплекс наук, в основе которого лежит представление о генетических и психофизиологических резервах систем организма:

а) валеология б) деонтология в) герменевтика

7. Раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований:

а) валеология б) деонтология в) герменевтика

8. Какие проблемы не рассматривает медицинская герменевтика?

а) соотношение биологического и социального в здоровье и болезни

б) понимание медицинских текстов

в) понимания во взаимоотношениях врача и пациента

г) связь медицины с другими явлениями культуры



9. Основоположником этики долга является:

а) Кант б) Гегель в) Фейербах



10. Выберете те науки, которые разрабатывают нормативы обеспечения здоровья и обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний:

а) анатомия б) экология в) генетика г) гигиена д) психология е) медицина











































ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:



ЗАДАНИЕ № 1

Внимательно прочитайте «Этический Кодекс Медицинской сестры России», вспомните одно из Ваших посещений поликлиники, какие из нижеперечисленных правил применялись, какие нет. Как Вы думаете, почему?

Этический Кодекс Медицинской сестры России

СТАТЬЯ 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь.

СТАТЬЯ 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента.

СТАТЬЯ 4. Уважение человеческого достоинства пациента. Проявление высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы.

СТАТЬЯ 5. Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего - не навреди!».

СТАТЬЯ 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию. Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах.

СТАТЬЯ 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.

СТАТЬЯ 8. Обязанность хранить профессиональную тайну. Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента.

СТАТЬЯ 9. Медицинская сестра и умирающий больной. Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту.











ЗАДАНИЕ № 2

Какие выводы можно сделать, прочитав данные схемы? (возможные варианты ответа: любой пациент желает уважительного отношения к нему, понимания, сопереживания и т.д.)







ЗАДАНИЕ № 3

«В настоящее время в мире насчитывают более 380 млн. человек, возраст которых превышает 65 лет. В России пятую часть всего населения составляют люди пожилого и старческого возраста. В ближайшие 10 лет 40% населения будет находиться в категории пожилого и старческого возраста. Уровень заболеваемости у пожилых людей выше в 2 раза, в старческом возрасте в 6 раз. По мере старения меняются социальное положение человека и образ жизни, ухудшаются самочувствие и состояние здоровья».



Назовите, какие качества медицинской сестры (брата) требуются при работе с пожилыми людьми? (возможные ответы: большое терпение, снисходительность по отношению к возрасту, умение выслушать, чувство юмора)





Эталоны ответов теста:



№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



а

б

б, д

в

а

а

б

а, г

а

а,г,е





Критерии оценки:

Оценка «5» - 10 ответов

Оценка «4» - 8-9 правильных ответов

Оценка «3» - 6-7 правильных ответов

Оценка «2» - 5 и меньше ответов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!