СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по теме: Моя малая Родина - Донской край

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное занятия в системе дополнительного образования проводилось в рамках экспериментальной тематической недели, посвященной воспитанию гражданственности. Занятие подготовлено и проведено для обучающихся двеух детских объединений.Обучающиеся свободно перемещались по учебным кабинета, делились на подгруппы, выполняли коллективные работы. Тема занятия: Моя малая Родина – Донской край Цель: Воспитывать у обучающихся гражданские качества, любовь к Донскому краю. Задачи: 1) познакомить обучающихся с символикой Ростовской области, историей края, ее традициями. 2) воспитывать любовь и уважение к истокам региональной культуры 3) развивать коммуникативные, креативные и предметные ( технические, технологические, дизайнерская, культурологическая) компетенции . Оборудование и материалы: ноутбук для показа слайдов с видами Донской земли, символов Ростовской области , костюм казака и казачки, открытки по произведениям Шолохова с изображением казаков и их быта, казачьи песни. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Основная часть а) Вводная беседа (1,2,3) Здравствуйте, ребята, у нас сегодня необычное занятие, у нас сегодня занятие – путешествие. Путешествие по Ростовской области и в историю казачества. Мы сегодня собрались для того, чтобы вы узнали и вспомнили об истории и культуре Донского края, познакомились с символикой Ростовской области и изготовили коллективные панно «В Донском краю» и просто подружились коллективы двух объединений. б) Наш край и его символика Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверное, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног. У большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Иль степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! (4,5) З. Александрова У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет. И у этого нашего края яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому… Наша земля знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие ваши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил корпуса фабрик и заводов. Строил для того, чтобы еще могущественнее была наша страна, еще счастливее жили люди. Каждое государство имеет свои, только ему присущие символы (знаки) – флаг, герб, гимн.(7,8,9). Имеет свои символы и Россия. Ростовская область также имеет свои отличительные символы. Флаг Ростовской области состоит из трех продольных полос равной ширины синего, желтого и красного цвета. Этот флаг был принят в мае 1918 года. Издревле каждый цвет на флагах имел свое особое значение. На Ростовском флаге синий цвет обозначает – цвет воды реки Дон; желтый – степь; красный – свободу, честность, смелость, огонь и кровь. Гимн Ростовской области Всколыхнулся, взволновался Православный тихий Дон. И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь донская, Золотятся волны нив. И с простора, слух лаская, Вольный слышится призыв. Славься, Дон, и в наши годы, В память вольной старины, В час невзгоды – честь свободы Отстоят твои сыны. В) Краски Донской земли Дон – самая большая река Ростовской области, богатая рыбой. (10) И в любое время года будь то весна (11) или лето (12) Дон прекрасен. Прекрасны так же поля с подсолнухами (13) и пшеницей, степи с душистыми цветами и травами (14,15,16). И это все наша Донская земля, на которой несколько тысячелетий назад и появились первые поселения донских казаков (17) (от татарского – удалой, вольный человек). Среди них можно было встретить белорусов, поляков, греков, грузин, калмыков, осетин, но все они считали себя людьми русскими, заступниками Руси. Их жизнь протекала в походах, сражениях. Самые почитаемые герои: Ермак, Степан Разин, Кондрат Булавин, Емельян Пугачев, Матвей Платов. Казачьи поселения назывались городки, а позже станицами. Самый простой вид жилья – хата – одноэтажный пятистенок, крытый камышом или соломой(18) Самое популярное жилище казаков называлось курень – это двухэтажный дом, с большой верандою, окна со ставнями. (19, 20). Донские курени отличались чистотой и нарядностью, во дворе была летняя печь, сарай для животных, был огород и сад, а так же колодец. Дворы огораживали заборами и плетнями. Внутреннее убранство куреня было светлым и нарядным. (21, 22) Во что же одевались казаки? Казаки любили носить военную форму. Она была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги и пояса с портупеей. Куртку, и шаровары шили из синего сукна с красными вставками - лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску. (23) Сорочка у казака была всегда из пёстрой ткани, с прямым воротом. Одежда шилась из покупного полотна. (24) Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать все, но только не крест, шапку и шашку. Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом (25) Донские казаки всегда носили сапоги и никогда не надевали лаптей. (26) Ежедневный женский костюм был закрытым, ярким. Шился он из льняных, хлопчатобумажных тканей. Кофта, либо кофта с баской.Пышная юбка, присобраная у талии. Платок. (27) Головные уборы отличались большим разнообразием. Самыми распространенными были рогатая кичка, колпак и платок. (28) Сбитая с головы шапка как и сорванный женщины платок были смертельным оскорблением. О казаках существует много пословиц и поговорок: Рыбак рыбака видит издалека Бери жену с Дону, проживешь без урону Донцы не раки – задом не пятятся Казак молодой, а сноровка старая. А теперь мы переходим к практической части нашего занятия, которую мы продолжим в кааб.40, но для начала разделимся на 2 группы, и каждая группа займет свой стол. 3. Практическая часть Коллективная работа по подгруппам над созданием панно «В Донском краю». Посмотрите по сторонам, окружающие вас работы и предметы помогут вам в создании панно «В Донском краю». В вазах вы видите растерия, которые растут в степи, на манекенах представлены мухской и женский казачьи костюмы конец 19 начало 20 века, работы, где изображены цветы в разных техниках, настенное и настольное панно, где изображено Казачье подворье.Все это поможет вам в создании своих работ, которые вы должны назвать и презентавать в разных формах (стихотворение, мини-спектакль, песня, сценка). Прежде чем начать работу необходимо вспомнить правила ТБ, создать эскиз, продумать технику исполнения панно (аппликация бумажная, тканевая, насыпная; квиллинг, торцевание,коллаж и т.д.).Старший группы распределяет задания между участниками группы. Первая группа выполняет работу «Слышна песня из-за Дона» (Донской пейзаж), вторая группа - «Казачье подворье». Презентацию обучающиеся представили в интересной форме в виде рассказа и песни с элементами театализации. Для рефлексии обучающимся проводится игра «Паутина дружбы», в конце которой каждый ребенок выссказал свое мнение о занятиии, ответили на вопросы: Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Интересны ли были сведения об истории Донского края и символике Ростовской области? 4. Итог занятия. Педагог поблагодарил обучающихся за активное сотрудничество, творческий подход в работе, и оригинальность презентации.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!