Интегрированное занятия в системе дополнительного образования проводилось в рамках экспериментальной тематической недели, посвященной воспитанию гражданственности. Занятие подготовлено и проведено для обучающихся двеух детских объединений.Обучающиеся свободно перемещались по учебным кабинета, делились на подгруппы, выполняли коллективные работы.
Тема занятия: Моя малая Родина – Донской край
Цель: Воспитывать у обучающихся гражданские качества, любовь к Донскому краю.
Задачи:
1) познакомить обучающихся с символикой Ростовской области, историей края, ее традициями.
2) воспитывать любовь и уважение к истокам региональной культуры
3) развивать коммуникативные, креативные и предметные ( технические, технологические, дизайнерская, культурологическая) компетенции .
Оборудование и материалы: ноутбук для показа слайдов с видами Донской земли, символов Ростовской области , костюм казака и казачки, открытки по произведениям Шолохова с изображением казаков и их быта, казачьи песни.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Основная часть
а) Вводная беседа (1,2,3)
Здравствуйте, ребята, у нас сегодня необычное занятие, у нас сегодня занятие – путешествие. Путешествие по Ростовской области и в историю казачества. Мы сегодня собрались для того, чтобы вы узнали и вспомнили об истории и культуре Донского края, познакомились с символикой Ростовской области и изготовили коллективные панно «В Донском краю» и просто подружились коллективы двух объединений.
б) Наш край и его символика
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверное, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Иль степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (4,5) З. Александрова
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
И у этого нашего края яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому… Наша земля знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие ваши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил корпуса фабрик и заводов. Строил для того, чтобы еще могущественнее была наша страна, еще счастливее жили люди.
Каждое государство имеет свои, только ему присущие символы (знаки) – флаг, герб, гимн.(7,8,9). Имеет свои символы и Россия. Ростовская область также имеет свои отличительные символы. Флаг Ростовской области состоит из трех продольных полос равной ширины синего, желтого и красного цвета. Этот флаг был принят в мае 1918 года. Издревле каждый цвет на флагах имел свое особое значение. На Ростовском флаге синий цвет обозначает – цвет воды реки Дон; желтый – степь; красный – свободу, честность, смелость, огонь и кровь.
Гимн Ростовской области
Всколыхнулся, взволновался
Православный тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Зеленеет степь донская,
Золотятся волны нив.
И с простора, слух лаская,
Вольный слышится призыв.
Славься, Дон, и в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды – честь свободы
Отстоят твои сыны.
В) Краски Донской земли
Дон – самая большая река Ростовской области, богатая рыбой. (10)
И в любое время года будь то весна (11) или лето (12) Дон прекрасен.
Прекрасны так же поля с подсолнухами (13) и пшеницей, степи с душистыми цветами и травами (14,15,16).
И это все наша Донская земля, на которой несколько тысячелетий назад и появились первые поселения донских казаков (17) (от татарского – удалой, вольный человек).
Среди них можно было встретить белорусов, поляков, греков, грузин, калмыков, осетин, но все они считали себя людьми русскими, заступниками Руси.
Их жизнь протекала в походах, сражениях.
Самые почитаемые герои: Ермак, Степан Разин, Кондрат Булавин, Емельян Пугачев, Матвей Платов.
Казачьи поселения назывались городки, а позже станицами.
Самый простой вид жилья – хата – одноэтажный пятистенок, крытый камышом или соломой(18)
Самое популярное жилище казаков называлось курень – это двухэтажный дом, с большой верандою, окна со ставнями. (19, 20).
Донские курени отличались чистотой и нарядностью, во дворе была летняя печь, сарай для животных, был огород и сад, а так же колодец. Дворы огораживали заборами и плетнями. Внутреннее убранство куреня было светлым и нарядным. (21, 22)
Во что же одевались казаки?
Казаки любили носить военную форму. Она была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги и пояса с портупеей. Куртку, и шаровары шили из синего сукна с красными вставками - лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску. (23)
Сорочка у казака была всегда из пёстрой ткани, с прямым воротом. Одежда шилась из покупного полотна. (24)
Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать все, но только не крест, шапку и шашку. Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом (25)
Донские казаки всегда носили сапоги и никогда не надевали лаптей. (26)
Ежедневный женский костюм был закрытым, ярким. Шился он из льняных, хлопчатобумажных тканей. Кофта, либо кофта с баской.Пышная юбка, присобраная у талии. Платок. (27)
Головные уборы отличались большим разнообразием. Самыми распространенными были рогатая кичка, колпак и платок. (28)
Сбитая с головы шапка как и сорванный женщины платок были смертельным оскорблением.
О казаках существует много пословиц и поговорок:
Рыбак рыбака видит издалека
Бери жену с Дону, проживешь без урону
Донцы не раки – задом не пятятся
Казак молодой, а сноровка старая.
А теперь мы переходим к практической части нашего занятия, которую мы продолжим в кааб.40, но для начала разделимся на 2 группы, и каждая группа займет свой стол.
3. Практическая часть
Коллективная работа по подгруппам над созданием панно «В Донском краю».
Посмотрите по сторонам, окружающие вас работы и предметы помогут вам в создании панно «В Донском краю». В вазах вы видите растерия, которые растут в степи, на манекенах представлены мухской и женский казачьи костюмы конец 19 начало 20 века, работы, где изображены цветы в разных техниках, настенное и настольное панно, где изображено Казачье подворье.Все это поможет вам в создании своих работ, которые вы должны назвать и презентавать в разных формах (стихотворение, мини-спектакль, песня, сценка).
Прежде чем начать работу необходимо вспомнить правила ТБ, создать эскиз, продумать технику исполнения панно (аппликация бумажная, тканевая, насыпная; квиллинг, торцевание,коллаж и т.д.).Старший группы распределяет задания между участниками группы.
Первая группа выполняет работу «Слышна песня из-за Дона» (Донской пейзаж), вторая группа - «Казачье подворье».
Презентацию обучающиеся представили в интересной форме в виде рассказа и песни с элементами театализации.
Для рефлексии обучающимся проводится игра «Паутина дружбы», в конце которой каждый ребенок выссказал свое мнение о занятиии, ответили на вопросы: Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Интересны ли были сведения об истории Донского края и символике Ростовской области?
4. Итог занятия.
Педагог поблагодарил обучающихся за активное сотрудничество, творческий подход в работе, и оригинальность презентации.