Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Красные Баки
Нижегородской области
Конспект открытого внеурочного занятия
Тема: « Тонет или не тонет?»
Выполнила: учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Макрутина Анна Александровна
2015 г.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
2. Актуализация знаний.
- Как называется наша внеурочная деятельность?(Исследователи)
- Что же такое исследование?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
- Кто такой исследователь?
(Человек, занимающийся научными исследованиями)
- Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску.
Методы исследований:
Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.
Какой первый и главный метод использует исследователь?
( Подумать самостоятельно)
Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.
- Какой ваш самый любимый метод?(провести эксперимент)
3. Проведение эксперимента
-Сегодня мы проведём эксперимент. Тема нашего эксперимента будет «Тонет или не тонет»
- Перед вами таблица с разными предметами. Вы должны будете опустить каждый предмет в таз с водой и посмотреть, какие предметы тонут, а какие нет.
Таблица оценки гипотез по определению «Плавучести предметов»
Предметы | Не тонет | Тонет |
1. Зубочистка | + | |
2. Скрепка | | + |
3. Крышка металлическая | + | |
4. Мандарин с кожурой | + | |
5. Мандарин без кожуры | | + |
6. Лёд | + | |
7. Монета | | + |
8.Пластилин | | + |
| | |
В начале занятия вы мне сказали, что первый и главный метод исследователь использует метод «Подумать самостоятельно», есть ли какие предположения по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут.
Дети выдвигают гипотезы.(тяжёлый – лёгкий)Учитель отмечает на доске.
4. Эксперимент.
Изучение плавающих предметов.
- Теперь вы проверите ваши гипотезы. Если ваш предмет тонет, ставите галочку в соответствующую колонку, если плавает, т.е. не утонул, то в другую.
Работа в группах.
Проверка.
Выводы:
- Все ли предметы лёгкие ?
(Нет, например, мандарин в кожуре плавает на поверхности, а скрепка утонула)
- Какой вывод можно сделать?
Не обязательно плавающие предметы должны быть лёгкие.
- Зависит ли плавучесть от формы предмета?
-Как вы думаете, почему один металлический предмет(скрепка) утонула, а другой(крышка) не утонула?
(Если затрудняются)
-Что произошло с пластилином?(он утонул)
Сделайте из пластилина форму тарелки.
- Какой вывод можно сделать?
Плавучесть предмета зависит от формы предмета.
-Почему тяжёлые лёд и мандарин в кожуре не утонул?
Рассказ учителя.
-Вода имеет свою массу. Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. (если они не плоские, как крышка)А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом.
- А теперь подумайте,почему мандарин в кожуре не утонул?(п.ч. в нём есть воздух, а когда его очистили, то воздух вышел.
А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)
- Что произойдёт, если мы соединим плавающие и не плавающие предметы. Они будут плавать или оба утонут?
Соединим зубочистку с пластилином. Зубочистка у вас плавала на поверхности, а пластилин утонул.
- Как вы думаете, что произойдет, если мы соединим пластилин с зубочисткой? Они утонут или будут плавать?
Попробуйте.Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)
- Какой вывод можно сделать?
- Молодцы, мы с вами сейчас провели эксперимент и главное сделали выводы.
- Захотелось ли вам ещё проводить эксперименты?
5. Итог занятия. Рефлексия
- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии
- Продолжите словами
Я сегодня узнал…..
Мне было интересно….
- Спасибо за занятие, до новой встречи, ребята.