СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия "Приветствие и ответ на него"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
  • продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон учащихся новыми словами.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Приветствие и ответ на него"»

Тема: Приветствие и ответ на него.

  1. Цель: Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;

  • продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон учащихся новыми словами.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;

  • развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;

  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;

  • поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.


Оборудование, дидактический материал:

  • Зеркала;

  • Мячик;

  • Кукла «Баба-Яга»;

  • Сюжетные картинки;

  • Пословицы.



Организация начала занятия (1 минута).

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! (Дети здороваются)

Повторение пройденного материала:

(На доске изображения: бабушки, учителя, мальчика и т.д.)


- Давайте вспомним, какие слова приветствия мы произносим в различных случаях (задание каждому ребенку)


- Правильно:  сверстнику мы скажем  «привет», взрослому, хорошо знакомому человеку – «здравствуй», а взрослому постороннему человеку – «здравствуйте».

Сегодня мы начнем наше занятие с повторение что такое риторика ? НАУКА КРАСИВО ГОВОРИТЬ.

Для чего нужна речь ? (чтобы общаться)

-Кто запомнил скороговорку, которую мы выучили на прошлом занятии. (От топота копыт пыль по полю летит)



Традиционный блок занятий. (4 минуты)

а) Упражнения для мышц губ.

«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)

«Окошко»

«Шарик»

«Часики»

«Качели»

«Накажем язычок»

«Положили язычок спать»


3) Игра «Чем был раньше?»

- Сейчас я каждому по очереди буду кидать мячик и называть слово, а вы должны будете назвать кем или чем был раньше.

  • Корова (теленок)

  • Собака (щенок)

  • Свинья (поросенок)

  • Овечка (ягненок)

  • Селезень (утенок)

  • Курица (цыпленок)

  • Рыба (икринка)

  • Бабочка (куколка, гусеница)

  • Лужа (дождь, снег)

  • Листик (почка)

  • Цыпленок (яйцо)

  • Свитер (шерсть, нитки, клубок)

  • Хлеб (мука, тесто, зерно)

  • Творог (молоко)

  • Книга (дерево)

  • Велосипед (железо)

  • Дуб (желудь)

  • Карандаш (дерево)

  • Яблоня (семечко)

  • Дом (кирпич, бревна)

  • Платье (ткань)

  • Подушка (перья)

  • Шоколад (какао-бобы)

  • Лягушка (головастик)



  1. Основная часть. 15 минут.



3. Подготовка к восприятию нового материала. 1 минута.



-Из последней игр видно, что все в мире связано невидимыми нитями. У всего есть последствия. Есть последствия и у слов, и сегодня мы попробуем в этом разобраться.

4. Проблемная ситуация. 4 минуты.

-А поможет нам одна сказочная героиня. Кто это? Вы ее узнали? (Баба-Яга).

-А вы знаете, почему ее зовут «Яга»?

-От слова «Ягать», то есть «кричать, ругаться».

-Откуда мы знаем Бабу-Ягу?

-Какие поступки чаще всего она совершала в сказках? (Злые, недобрые, вредные, плохие).

-А почему Баба- Яга такая злая?

-Может ее дразнили дети. Вспомните «Баба- Яга, костяная нога, печку топила кашу варила».

-Как вы думаете, что она чувствовала? Какое у нее будет настроение?

-Что же сделать, чтобы она была не такая вредная?

-Может ее пожалеть надо?

-Какие добрые слова скажем?

-Приятно ей?

Она стала совсем доброй. И никакая она не Баба-Яга, а Бабулечка-Ягулечка.



Вывод: Если мы будем обзываться или смеяться над человеком, то он может очень расстроиться или обозлиться на нас.

5.Физкультминутка. 1 минута.

Есть забавная игра.

Слушать нужно, детвора!

Буду цифры называть-

Вам команды выполнять.

Можешь двигаться, как хочешь,

Но услышишь цифру «3» -

На минутку ты замри.

Если слышишь ты «4» -

Ноги ставить нужно шире.

Как скажу я цифру «5» -

Встать по-прежнему опять.

Назову я цифру «6» -

Всем на место быстро сесть.



6.Беседа по картинкам. 5 минут.

А) -Рассмотрите рисунок.

-Что случилось с мальчиком? (Мальчик упал, сильно ударился)

-Как ведет себя дети? (Они смеются, глядя на упавшего).

-Ребята, правильно ли поступили эти дети? Что бы вы сделали на их месте? (Дети поступили неправильно. Нельзя быть безразличным к беде другого человека, нужно оказать помощь тому, кто в этом нуждается, посочувствовать ему.)

Б) -Рассмотрите следующий рисунок. Какая ситуация здесь изображена?

-Хорошо ли поступает этот мальчик?

Что вас смущает в его поступке? (Мальчик хвастает. Хвастаться нехорошо, так как хвастовство одного человека унижает достоинство другого.)

В) – Случалось ли так, что вас обижал кто-нибудь? Что вы чувствовали при этом? Какие слова вы бы хотели услышать от своих обидчиков? (Дети приводят свои варианты.)

-В таких ситуациях бывает обидно и жалко себя. Хочется плакать. И в такие моменты хочется услышать приятные слова или слова извинения.

Вывод: Сказанное слово уже вернешь. Мы будем жалеть о сказанных обидных словах.



7.Работа над пословицами. 4 минуты.

-Послушайте пословицу: «Слово не воробей - вылетит не поймаешь.»

-Как вы ее понимаете? (Если из клетки вылетит воробей или какая-либо птица, то его можно поймать и вернуть в клетку. А вот сказанное слово вернуть нельзя. Оно запомниться, из памяти его не выкинешь.)



- Послушайте еще одну пословицу: «Ветер рушит горы, а слово-дружбу.»

-Как вы ее понимаете? (Грубое, недоброе, обидное слово способно разрушить дружбу, как сильный ветер разрушит горы.)



-А еще есть такие пословицы. Послушайте и подумайте над их смыслом.

«Пулю, вышедшую из ружья, больше не вернешь.»

«Разлитую воду на земле нельзя обратно собрать.»

«Что упало, то пропало.»



Вывод: -Да, ребята, только душевные, добрые и сердечные слова сохранят дружбу и любовь между людьми.

Всегда хорошо, когда люди жалеют, любят и говорят друг другу добрые слова. Но говорить ласковые слова нужно тоже учиться, сейчас мы поиграем в игру «Скажи ласково».



8.Игра «Скажи ласково». 3 минуты.

-Я кидаю каждому из вас по очереди мячик и говорю слово, а вы в ответ назовите его ласково.



  • Ведро(ведерко)

  • Крыльцо(крылечко)

  • Платье(платьице)

  • Яйцо(яичко)

  • Утка(уточка)

  • Дерево(деревце)

  • Кошка(кошечка)

  • Волос(волосок)

  • Дверь(дверка)

  • Буква(буковка)

  • Трава(травка)

  • Друг(дружок)

  • Зверь(зверек)

  • Ветер(ветерок)

  • Письмо(письмецо)

  • Сосед(соседушка)

  • Перо(перышко)

  • Зеркало(зеркальце)

  • Дождь(дождик)

  • Рак(рачок)

  • Утюг(утюжок)

  • Тетя (тетенька)

  • Карман(карманчик)

  • Блюдце(блюдечко)

Общий вывод: Какие красивые и приятные ласковые слова. Говорите чаще такие слова близким и родным, да и просто незнакомым людям. Будьте добрее и вежливее друг к другу.

  1. Подведение итогов. 2 минуты.



9.Заключительный фрагмент занятия. Рефлексия.

Вопросы воспитанникам:

-Что тебя сегодня удивило?

-Что тебе может пригодиться в жизни?

Продолжи:

Сегодня я почувствовал(а), что …….

У меня получилось ………..

Я смог(а)………….

Я научился(лась)……….

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.
















































Ожидаемые результаты обучения:

Воспитанники расширят представления о вежливости; закрепят умение анализировать собственные поступки и поступки окружающих; обогатят лексикон новыми словами; продолжат работу по развитию чистоты и правильности произношения слов, над пониманием смысла пословиц.



Педагогические принципы, лежащие в основе работы на занятии:

  • Принцип доступности изучаемого материала;

  • Проблемно-ситуативный характер заданий;

  • Доброжелательная, раскрепощенная атмосфера;

  • Принцип одобрения и принятия;

  • Принцип свободы самовыражения;

  • Учет индивидуальных особенностей развития.



Информационные ресурсы:

1.Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия «От детского сада к школе»). - Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2013.

2. Антонова М.М. Развитие речи: Уроки риторики. - Ярославль, 2000.

3.Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко…: Методические рекомендации. - М.: Изд-во «Баласс», 2001.

4.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008

5.Костюк М.Е. Риторика для дошкольников: пособие для воспитателей/ М.Е. Костюк. - М.: Просвещение, 2008.

6.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика». - СПб: ИД «Литера», 2009.



Интернет-ресурсы:

1.» Особенности обучения дошкольников риторике».

nsportal. Детский сад. Развитие речи.

2. «Основы риторики для дошкольников».

Festival. 1 september. ru articles/ 624344/

3. «Детская риторика».

кonkista74.ru

4. «Риторику-дошкольникам».

Evgeni-savkin. Narod. ru ^ritor. htm

5. «Учимся вежливости».

Ds82. Ru^ doshkolnik/1711-. html















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!