Тема: Риторика есть наука… красно говорить и писать.
Цель:
*раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;
*объяснить детям мотив предстоящей деятельности;
*развивать дикцию, темп речи;
*обогащать словарный запас ребенка антонимами;
*развивать у детей фантазию, воображение, способность сочинять.
1. Вводная часть
Педагог предлагает встать детям в круг, взяться за руки и назвать свое имя и отчество.
-А теперь давайте с вами поприветствуем друг друга:
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
На наших занятиях по риторике мы с вами будем учится красиво говорить и внимательно слушать друг друга. А красиво говорить- это такое искусство, как писать картины, музыку, стихи.
Педагог обращается к детям с вопросами: «Дети, знаете ли вы, что только люди умеют разговаривать? Для чего же людям понадобилась речь?» (выслушивает ответы детей)
- Послушайте удивительную историю, которая произошла с мальчиком Ваней. Она называется «Невидимка»
Жил-был мальчик Ваня. Как и все дети, Ваня учился в школе. Однажды Ваня пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его.
- Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он.
Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Вани, тот ответил: «Я здесь». Но никто его не услышал, и учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Ваня не пришел в школу. Сегодня я как раз хотел вызвать его». Тут Ваня понял, что стал невидимкой.
После урока одноклассники высыпали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали всякие забавные истории. Вместе с ними выбежал и Ваня. Но ребята его не видели. Ваня напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка; он подбегал то к одному, то к другому мальчику; говорил смешное, чтобы развеселить ребят, даже предлагал конфеты.
Но ребята не видели и не слышали его, попросту не замечали. Ване стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на балконе. «Мама, вот он я!» - крикнул Ваня. Но мама не видела и не слышала его и ничего не ответила сыну. «Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Ваня. – Хочу, чтобы мама видела меня, хочу разговаривать с ребятами! Хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать на урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!»
И Ваня снова стал обыкновенным мальчиком.
В процессе беседы с детьми по содержанию подвести детей к выводу: действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями. Человеку нужно общение.
2.Упражнение на отработку фонационного дыхания.
Наши далекие предки-славяне – считали, что «красная речь любо слушать», хорошая речь лучше мёда». А великий ученый древности Аристотель утверждал «Приятная на слух речь - своего рода музыка».
На наших занятиях мы учимся заботиться о нашем «музыкальном инструменте»- наш голос. И поможет нам в этом упражнения на дыхание.
Плавный вдох через нос, плавный выдох ртом;
Быстрый глубокий вдох – медленный выдох;
Медленный вдох- выдох несколькими равными пропорциями(точками).
3. Речевая разминка
Познакомить детей со скороговоркой («скороговорка» от сочетания слов «говорить скоро, быстро») «От топота копыт пыль по полю летит» - дети упражняются в произнесении скороговорки с постепенным убыстрением темпа
3. Игра с мячом «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (близко,
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты (храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты… (конец!
Добрый – злой, вежливый – грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый– ленивый, внимательный – рассеянный, вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий, вверх – вниз, вправо – влево.
5. Итог занятия