СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заседания педагогического совета «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть полезна для проведения как заседания педагогического совета, так и методического семинара в форме деловой игры. Предполагается обмен практическим опытом учителями по применению эффективных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка заседания педагогического совета «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»»

Деловая игра «Педагогические технологии в образовательном процессе:

богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность».

(слайд 1)

Что виделось вчера как цель глазам твоим,

Для завтрашнего дня – оковы.

Мысль – только пища мыслей новых,

Но голод их неутолим.

Э.Верхарн.


Тема нашего педсовета отражает современный взгляд на организацию учебного процесса. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий. Сегодня учительский коллектив школы обобщает опыт 5-летней работы над методической темой Центра «Повышение качества обучения при использовании новых педагогических технологий».

Развитие современной школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений школа выбрала ПТ.

Причинами выбора являются следующие:

  • в условиях существующей классно – урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения;

  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой образования целей по конкретному учебному предмету;

  • они обеспечивают развитие детей и их самостоятельность;

  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является обращение особого внимания к индивидуальности человека, его личности;

  • чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

В рамках педсовета состоится разговор о том, насколько мы овладели теоретическими основами понятия «педагогические технологии» и изучение практического опыта работы коллег по использованию отдельных видов технологий.


Выступления рук. МО (слайды №2-8)


Педагоги многих поколений человечества решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. достижения педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий.

Но при этом мы не можем не говорить о современном уроке и современном учителе. И дальнейший разговор предлагается провести в форме деловой игры «Мыслить можно по-разному». (слайд 9)


ЭТАП 1.

  1. Ввод в деловую игру.

Идет разделение участников по группам:

1 группа – ученики

2 группа – учителя

4 группа – администрация


За ходом игры ведет наблюдение группа АНАЛИТИКОВ.

  1. ТЕСТ «Можете ли вы влиять на других?»

Каждый из нас поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на других в разных целях. Педагоги делают это в рамках своих профессиональных интересов. Попробуйте оценить, насколько это вам удается. На вопросы отвечайте «ДА» или «НЕТ».

ВОПРОСЫ:

  1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? (Да-5, Нет -0)

  2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди? (Да-0, Нет-5)

  3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих личных отношений? (Да-5, Нет-0)

  4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным? (Да-5, Нет-0)

  5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваш коллега добился больших успехов по работе, чем вы? (Да -5, Нет-0)

  6. Вы бы взялись за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать? (Да -5, Нет-0)

  7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас? (Да-5, Нет-0)

  8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей? (Да-0,Нет-5)

  9. Есть ли у вас график на весь день? ( Да-0, Нет-5)

  10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире? (Да-5, Нет-0)

  11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? (Да-5, Нет-0)

  12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен? (Да-5, Нет-0)

  13. Любите ли вы уличать свое начальство в ошибках? (Да-5, Нет-0)


Если вы набрали 65-35 баллов, вы обладаете уникальными способностями влиять на других. Вам легко работать с людьми, советовать им. В таких случаях вы сами получаете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей. Вы человек, который стремится оказать ближнему поддержку. Однако может случиться и так, что если вы будете слишком уверены в своих убеждениях, то, потеряв в какой- то момент контроль над собой, вы станете тираном.

Если вы набрали 30-0 баллов, к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Вы не любите делать ничего из-под палки. Иногда вы можете быть излишне нерешительным, что зачастую мешает вам достичь своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей. (самооценка участниками; аналитики просят поднять руки тех, у кого 0-30 баллов и зачитывают характеристику, затем тем, у кого 5-65 баллов)


ЭТАП 2

  1. Кто есть кто? ТЕСТ «Стандартный – нестандартный учитель».

Задание:

Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком « - » то, что вам в них не нравится:

1. Дисциплинированный.

2. Организованный.

3. Неровно успевающий.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддерживать общее дело.

8. Стабильно успевающий.

9. Занятый своими делами.

10. Быстро, «на лету» схватывающий.

11. Не умеющий общаться, конфликтный.

12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.

13. Приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для Вас выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.

(Каких «плюсов» и «минусов» у вас больше – на четных номерах или нечетных? Аналитики просят поднять руки тех, у кого «четных плюсов» больше - мы вас поздравляем: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ УЧИТЕЛЬ.


2. «Первый раз в новый класс…»

Как это будет происходить с каждой группой, покажет «метод недописанного тезиса»:

«Прозвенел звонок. Я вошла в класс…»

( Группы продумывают концовку (1-2 минуты) и выставляют по одному выступающему от группы, причем:

«учителя» заканчивают этот фрагмент с позиции учителя,

«ученики» - с позиции ученика,

«администрация» - с позиции администратора.


ЭТАП 3. (слайд 10)

«Действия педагога на уроке»

Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые:

«Учителя» - способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

«Ученики» - не способствуют созданию на уроке ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.

  1. Предупреждения и угрозы при невыполнении требований

  2. Улыбка, добрый взгляд

  3. Акцентирование внимания на негативном

  4. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

  5. Негативные отзывы об учениках (плохой, ленивый …)

  6. Оценка действий ученика с акцентом на детали

  7. Обучение алгоритму действий

  8. Аргументация надобности действий

  9. Учитель много говорит за детей

  10. Выражает недовольство учеником, группой учеников

  11. Вера в способности ученика


«Администрация» - существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Просим вас привести 10-15 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»или «Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!».


ЭТАП 4. (слайд 11)

Выход из игры. «Мысли по поводу …эпиграфа»

1.Самооценка работы группы.

2.Анализ игры всеми группами.

3.Выводы, обобщения, рекомендации дают «аналитики».


Какую бы педтехнологию мы ни применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, создать ему ситуацию успеха.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Здесь было бы уместным напомнить о процентном усвоении информации:

  • лекция – не более 20-30%

  • самостоятельная работа с литературой – до 50%

  • проговаривание – до 70%

  • личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др) – до 90%.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие педагогов и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе и в школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся.

Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе. Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся. Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство. Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.


(слайд 12)

Отсюда – мои «пожелания»:


1. Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.


2. Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.


3. Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.


4. Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.


5. Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.


6. Пусть светит в вашем классе радуга открытий.


7. Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.


8. Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.


9. Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.


10. Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.


11. Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя.


Рефлексия.


(слайд 13)


РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА (слайд 14)


  1. Считать работу педагогического коллектива по методической теме Центра «Повышение качества обучения при использовании новых педагогических технологий» плодотворной.

  2. Совершенствовать интегрирование и использование образовательных технологий в учебном процессе для достижения более высоких результатов обучения.

  3. Продолжить работу по освоению и внедрению педагогических технологий в рамках работы творческих групп предметных методических объединений.

  4. В связи с переходом на ФГОС общего образования методической темой Центра с 2014-2015 учебного года считать тему «Стандарты второго поколения как концептуальная основа современного образования»»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!