СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков для дистанционного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков в виде схем, таблиц для дистанционного обучения

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков для дистанционного обучения»

Тема нашего урока: Типы речи.

ИНСТРУКТАЖ

Можно печатать прямо в файле ответы или распечатать и написать от руки. Напечатанный файл или фото или скан распечатки заполненной отправить мне на проверку в сообщении дневник.ру ( прикрепить файл)

Или на почту [email protected]


В нашей речи 3 типа речи


Повествование рассуждение

описание


- Описание.

Есть метод фотографирования, то есть при описании мы видим предмет, человека в какой-то момент, все признаки ( рост, размер, цвет, форму и т.д.), предмет не меняется, как на фото. Описание отвечает на вопрос какой ?

стр учебника 195-196 упр 547 текст 1

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9246351065786642909&text=видеоурок+типы+речи+5+класс&path=wizard&parent-reqid=1586073539241681-1232079428443770598500284-production-app-host-sas-web-yp-115&redircnt=1586073773.1


А теперь посмотрите текст 2 упр 547

- О чем здесь говорится? Что происходит?

- О последовательных событиях.

- Каковы типологические особенности данного текста?

(Отвечает на конкретный вопрос – что происходит?

- Говорится о последовательных событиях, несколько фото).

- Это тип речи - повествование.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2311075975887590234&text=видеоурок%20типы%20речи%205%20класс&path=wizard&parent-reqid=1586073539241681-1232079428443770598500284-production-app-host-sas-web-yp-115&redircnt=1586073773.1


А теперь текст 3 упр 547

- Мы что делаем?

- Рассуждаем

- Каков тип речи?

- Какие доказательства приводит автор?

- Давайте посмотрим, как этот текст построен?

- Что идет в начале?

- То, что нужно доказать или раскрыть дальнейшим текстом.

- Это называется тезис.

- Потом что идет?

- Аргументы (Доказательства).

- И, наконец, в заключение?

- Вывод. ------------ это РАССУЖДЕНИЕ

Можно посмотреть видеоурок

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18167918981119861965&text=видеоурок%20типы%20речи%205%20класс&path=wizard&parent-reqid=1586073539241681-1232079428443770598500284-production-app-host-sas-web-yp-115&redircnt=1586073559.1


Посмотрите, эта схема есть на стр 205 учебника упр 573

- Так какие же составные части есть в тексте – рассуждении?

- А картины? Рисунки? Почему их не представили?

- Их нет, т.к. нельзя сфотографировать?

- Каковы же особенности рассуждения как типа речи?

- Вопрос - Почему? то есть Говорится о причинах свойств и явлений.

ЗАДАНИЕ:

Определите тип речи каждого текста

1. текст тип речи - ______________________

Под ёлкой прикрытый её широкими лапами спит заяц. Ему страшно в пробуждающемся весеннем лесу, он прислушивается. Но вот заяц метнулся из снежной норки, побежал. Опять сел столбиком и присматривается, откуда беда, куда ему бежать.

И только привстал на задние лапки, как прыгнет перед самым его носом, как выпрямится целая берёза! (По Скребицкому)


2 текст тип речи - ______________________

Невелика эта птица, чуть больше голубя, нежна на вид, хрупка, а вот приспособилась к суровым условиям вечного холода. Эта пернатая «роза» - удивительное украшение нашего Севера. Среди льдов, снежных полей, чёрных разводий вдруг прилетает или расхаживает, а то и колышется на волнах птица с чёрным ободочком на шейке. На спинке у неё пепельно – серая накидочка, а сама в белоснежном платье с ярко – розовым оттенком. Головка, как у голубка, с чёрным клювиком, хвост клинышком и ярко – красные ободочки – колечки вокруг глаз и красные лапки.

Диво, а не птица! (Ю. Захаров)

3 текст. тип речи - ______________________

Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный , величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда – то вдаль. Словно вас не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный. (И. Акимушкин)

4 текст. тип речи - ______________________

Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из – за вершин деревьев, закружил пылью по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет. Яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (По Б. Тимофееву)


5.текст тип речи - ______________________

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен.

Ясная берёзка распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. Около дымчатого ствола осины из снежного покрывала выглядывают зелёные кустики вереска.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе! (По Д. Зуеву)

6 текст тип речи - ______________________

Каждый ждал шторм по – своему.

Рыбаки торопились поставить на якорь Байды. Перевозчики угоняли шлюпки в тихие затоны, где качались на воде щепки и мандариновые корки. Голубые военные корабли крепче швартовались к красным плавучим бочкам. С северной стороны шныряли катера, спеша перебросить домой из города хлеб и бензин, сахар и картошку. Серебряные гидропланы прятались в ангары, как пчёлы заползают в улей. Маячные сторожа протирали суконками толстые линзы фонарей.

Все стремились, чтобы шторм не застал их врасплох. (По К. Паустовскому)


7 текст тип речи - ______________________

На тёмном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно берёзовые веники. Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись. И сами ягоды, перемёрзшие за зиму, тоже сморщились, вроде изюма, зато были вкусны.

Цвет рябиновых ягод тоже изменился. Он стал мягче и богаче по тонам: от коричневого, почти орехового, до янтарного и ярко – жёлтого, как цвет лимона.

(А. Яшин «Угощаю рябиной»)


8 текст тип речи - ______________________

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение. И показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Это были лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый звук и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце.

(По В. Арсеньеву)


9 текст тип речи - ______________________

Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и как их занять. Не следует жалеть для гостей марок, игрушек, а также времени, которые вы затратили, чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем – нибудь.

(По Б. Бушелевой)












Для повторения

С

Речевая

ситуация

С кем говорим?

Где говорим?

Зачем (цель) говорим?

тили речи


Скачать

© 2020 171 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!