СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разрешение конфликтных ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  Умение понимать других. Разрешение  конфликтов.

Цель:

- рассмотреть конфликт как общее понятие, определить взаимопонимание между людьми;

- формировать у учащихся уважительное отношение к окружающим людям. Научить преодолевать трудности в решении конфликтных ситуаций, способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и нахождению путей выхода из них;

- воспитывать уважительное отношение к людям.

Задачи:

  1. Образовательные:

     - знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт», «компромисс».

        - формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

2. Развивающие:

- развивать познавательный  интереса учащихся, личностные качества.

3.  Воспитательные:

- воспитывать  уважительное отношение к окружающим людям;

- формировать социально одобряемые формы поведения.

Методики и технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология педагогики сотрудничества;

Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, толерантность

Оборудования : раздаточный материал, проектор, фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию;

 

Ход занятия

1 Орг. момент:

Начну я его с восточной притчи:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. Давайте плодотворно поработаем на уроке.

II. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

 Учитель  Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов.

Ученица ( опережающее занятие)

Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Учитель  Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, “толерантность”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

 

Просмотр содержимого документа
«Разрешение конфликтных ситуаций»



Тема Умение понимать других. Разрешение конфликтов.

Разработала: Руденко Л.Л., учитель истории ОШ №16

Цель:

- рассмотреть конфликт как общее понятие, определить взаимопонимание между людьми;

- формировать у учащихся уважительное отношение к окружающим людям. Научить преодолевать трудности в решении конфликтных ситуаций, способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и нахождению путей выхода из них;

- воспитывать уважительное отношение к людям.

Задачи:

  1. Образовательные:

- знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт», «компромисс».

- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества.

3. Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

- формировать социально одобряемые формы поведения.

Методики и технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология педагогики сотрудничества;

Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, толерантность

Оборудования : раздаточный материал, проектор, фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию;







Ход занятия

1 Орг. момент:

Начну я его с восточной притчи:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. Давайте плодотворно поработаем на уроке.

II. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Учитель Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов.

Ученица ( опережающее занятие)

Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Учитель  Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, “толерантность”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.



III. Изучение нового материала

3.1. Работа с понятиями (запись в тетради)

Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. 

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон



3.2. Работа с моделью конфликта (вывешивается на доске)



МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.

( Дополнение модели после рассмотрения функций конфликта и алгоритма разрешения конфликта)

3.3. Работа над схемой «Функции конфликта»

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Учащиеся дополняют схему и проверяют ее.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Позитивные

Негативные

1. Познание друг друга

1. ______________________

2 .__________________

2. Социальная пассивность

3. __________________

3. Снижение качества деятельности

4. Развитие личности

4. Депрессия. Угроза здоровью

5. Ослабление психической напряженности

5. Ощущение насилия, давления


6. Повышение авторитета, самооценки

6. ________________________






3.4. Просмотр фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию;



- Давайте, разберем конфликтную ситуацию по алгоритму

  1. Выделить суть проблемы.

  2. Увидеть ее со стороны.

  3. Поставить себя на место другого человека.

  4. Найти конструктивное решение проблемы.

3.5. Разыгрывание ситуации и нахождение выхода из нее

Класс делится на две команды, одна – показывает свою конфликтную ситуацию, а вторая – предлагает путь решения (по очереди).

Учитель Давайте подведем итоги и завершим работу над схемой “Модель конфликта”.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.

Конструктивное

Деструктивное

  1. Юмор

  2. Уступка

  3. Компромисс

  4. Сотрудничество

  5. Осознание позиций сторон

  1. Угрозы, насилие

  2. Грубость, унижение

  3. Переход на личности

  4. Уход от решения проблемы

  5. Разрыв отношений



Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили,

как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.

На доске демонстрируется схема “Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений”.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА И ОТНОШЕНИЙ.



IV. Подведение итогов

-- Беседа:

* Что нового для себя вы узнали сегодня?

* Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

Игра “Толерантность”.

Задание. Расположите карточки так, чтобы у вас получился рассказ на тему “Толерантная школа”. (Для участия в игре приглашаются две группы по два ученика).

Подведение итогов игры. Вы видите, что каждая группа составила из одинаковых карточек две различные версии рассказа “Толерантная школа”. Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием.

V. Рефлексия

Алфавит эмоций”.

Нужно записать названия эмоций и чувств, которые возникли у вас во время урока

А –

М -

Б –

Н -

В –

О -

Г –

П -

Д –

Р -

Е -

С -

Ж -

Т -

З -

У –

И -

Ч -

К -

Х -

Л -

Я -







VI. Список использованной литературы:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;

2. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993.

3. Кичанова И. Конфликт: за или против.- М.: Молодая гвардия, 1978.

4.Интернет - ресурсы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!