Методическая разработка для районного фестиваля «Воспитай человека»
Мастер-класс на тему: «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕТОДАМИ АРТ – ТЕРАПИИ»
Стреж О.С.
социальный педагог МКОУ «Кодинская СОШ №4»
ЗАДАЧИ:
Помочь участникам проанализировать свои стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Показать преимущества конструктивного способа разрешения конфликтов.
Ход занятия
На столе расположены листы ватмана «Дорога к другу». В конце «дороги» находится символическое солнце («образ родных и близких людей, друзей, одноклассников, и т.д.»). Близкие люди для ребенка - маленькое «солнце», дающее тепло, заботу, любовь, развитие.
СЛАЙД №2
Теоретическая часть
Вступление. Краткая информация о методе арт-терапии.
Арт - терапия – метод исцеления души посредством художественного творчества. Это направление очень широко используется во всем мире психологами и педагогами, так как оно имеет очень большие возможности. Этот метод очень эффективен как для взрослых людей, так и для детей, которым трудно осознать и проговорить свои чувства.
СЛАЙД №3
Крестным отцом арт-терапии в Европе был Адриан Хилл. В 1945 году он проходил лечение от туберкулеза в специализированном санатории. От тоски и скуки он начал рисовать. А когда закончил лечение, то остался работать на отделении в качестве художника-инструктора, обучающего больных рисованию. Он был убежден, что рисование ускоряет процесс выздоровления и реабилитации. Он написал книгу «Изобразительное искусство против болезни». Параллельно с распространением арт-терапии в Европе, появилась арт-педагогика. Изобразительное творчество стало рассматриваться, как важный инструмент в формировании здоровой гармоничной личности.
СЛАЙД №4
Арт-терапия помогает выразить свои переживания, повысить самооценку, развить творческий потенциал, помогает изучать отношения в семье и работать с семейными проблемами, позволяет отследить взаимосвязи между внутренними и внешними конфликтами.
СЛАЙД №5
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь - рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии, служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
СЛАЙД №6
В арт-терапевтической работе используются различные материалы:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
- бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, коробки от конфет, тесьма, текстиль;
- листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, кора, камешки;
- бумага для рисования различных форматов и оттенков, картон;
- кисти разных размеров, губки для раскрашивания больших пространств, ножницы, нитки, клей, скотч.
СЛАЙД №7
2. Практическая часть.
1. Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию.
2. На столах приготовлены листы бумаги и цветные карандаши.
Рисунок с закрытыми глазами, левой рукой (каракули). Инструкция: участникам предлагается взять в левую руку карандаш, закрыть глаза и, не отрывая от листа бумаги руку, рисовать, как-бы путешествуя по листу бумаги, легко и свободно. Когда вы почувствуете, что ваше путешествие закончено, вы можете открыть глаза.
3. Каждый участник внимательно рассматривает свой рисунок, и находит какой- либо образ. Затем он описывает его словами, дает ему название, озвучивает свои ассоциации и настроение.
4. Затем он берет карандаши (либо краски) и раскрашивает.
СЛАЙД №8
5. Проводим обсуждение рисунков.
6. Каждый из участников свой рисунок (можно вырезать какой-то образ из рисунка) наклеивает на «Дорогу к другу» - тем самым соединяется частичкой своей души со своим другом. Мысленно, в процессе наклеивания, соединяясь своими чувствами с другом, с которым было много интересных моментов и дел.
7. Рефлексия, обсуждение чувств, состояний, эмоций, настроения.
8. Упражнение «Солнышко». Участники пишут пожелания на лучах солнца себе, и всем участникам мастер-класса.
9. Обратная связь.
СЛАЙД №9
Источники:
Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
Современные образовательные технологии освоения культурного наследия: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2011
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/09/28/artpedagogika
http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=artikle&id=4994:2014-06-19-56-43&catid=80:psychology-of-education
Спасибо за внимание!