СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера «Какие нравственно – этические проблемы подняты в произведениях В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Федора Абрамова «О чем плачут лошади»»?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, на котором формируется умение давать развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера.

Просмотр содержимого документа
«Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера «Какие нравственно – этические проблемы подняты в произведениях В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Федора Абрамова «О чем плачут лошади»»?»

Тема. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера «Какие нравственно – этические проблемы подняты в произведениях В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Федора Абрамова «О чем плачут лошади»»?


Цель: формировать умение давать развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний . Фронтальная беседа.

- Произведения какого раздела изучаем?

- Назовите изученные произведения, их автора и тему произведения.

- Назовите произведения, которые связаны с лошадью.

II. Работа в группах над по содержанию произведений над сравнением по основным положением произведений. ( Приложение 1)


Вопрос

В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям»


Федор Абрамов

«О чем плачут лошади»

Положение общее или различное

Время создания




Проблема




Проблема раскрывается через




Какими чувствами проникнуто произведение




Отношение основной массы к лошади




Отношение главного героя к лошади




Какие черты людей высмеивают авторы?



Чему учат произведения?





III. Работа по составлению плана развернутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера « Какие нравственно – этические проблемы подняты в произведениях В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Федора Абрамова «О чем плачут лошади»»? :


  1. Когда написаны произведения?

  2. Какую проблему поднимают авторы произведений?

  3. Какими чувствами проникнуты произведения?

  4. Какое отношение основной массы и героя к лошади?

  5. Какие черты людей высмеивают авторы?

  6. Чему учат произведения?


VI. Работа над написанием развернутого ответа на проблемный вопрос в группах.

V. Презентация написанных ответов группами. ( Приложение 2)

VI. Работа над редактированием ответов.

VII. Итог урока. Работа с листом рефлексии.

- Чему учились?

- Что вызвало у вас удовлетворение в процессе работы?

VIII. Домашняя работа. Дать письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера « Какие нравственно – этические проблемы подняты в произведениях В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Федора Абрамова «О чем плачут лошади»»?




Приложение 1.


Вопрос

В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям»


Федор Абрамов

«О чем плачут лошади»

Положение общее или различное

Время создания

1918 году, период, когда ломке подвергаются существенные основы государства и общества и зарождалось новое социалистическое государство

В 1973 году, в «благополучные» годы окончательной победы со­циализма

она самом деле они появились в переломные этапы развития нашего государства.

Проблема

человеческое равнодушие

человеческое равнодушие

+

Проблема раскрывается через

Отношение к лошади

Отношение к лошади

+ Потому что лошадь издавна была главным помощником человека в трудовой деятельности. И через отношение к ней можно увидеть истинное отношение человека к своему основному предназначению – стараться сделать этот мир лучше.


Какими чувствами проникнуто призведение

Грусти и печали

Грусти и печали

Оба произведения вызывают чувства печали и грусти, потому что они связаны с лошадиными слезами. Животные в этих произведениях плачут от боли, от равнодушного отношения к ней человека.

Отношение основной массы к лошади

Равнодушие зрители, основная масса людей

Равнодушие- все

Равнодушие проявляют и «строители нового мира», которые смеются над упавшей на Кузнецком мосту от бессилия лошадью , и строители коммунизма, которые технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное.

Отношение главного героя к лошади

Герой В. Маяковского один из огромной толпы способен проявить сочувствие и сострадание, способен по-настоящему увидеть «глаза лошадиные», наполненные слезами, и обращается к животному с теплыми словами поддержки, в которых признается что «все мы немножко лошади», Это человеческое участие придает лошади силы, она самостоятельно встает и продолжает свой путь.

Герой Ф. Абрамова предпочитает с бесша­башной удалью не думать об отношении человека к красивому и сильному животному, а «грызть хлеб, пока грызется», он вынужден делать вид, что все нормально, потому что он проникается общей психологией эгоизма и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом.



Какие черты людей высмеивают авторы?

Душевную черствость и равнодушие .

Душевную черствость и равнодушие .

Человече­ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро­страняется не только на лошадей, но и на людей

Чему учат произведения?

Быть внимательными и уважительными к животным и людям

Быть внимательными и уважительными к животным и людям, не быть эгоистами.

. Они считают, что только взаимная поддержка друг друга и уважительное отношение людей к животным помогут людям преодолеть все трудности и не утратить человеческий облик.



Приложение 2


Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Федора Абрамова « О чем плачут лошади» написаны в разное время.

Разница между созданием произведений 55 лет, но проблем одна: человеческое равнодушие. Авторы раскрывают ее через отношение человека к лошади. Почему именно к этому животному?

Потому что лошадь издавна была главным помощником человека в трудовой деятельности. И через отношение к ней можно увидеть истинное отношение человека к своему основному предназначению – стараться сделать этот мир лучше.

Оба произведения вызывают чувства печали и грусти, потому что они связаны с лошадиными слезами. Животные в этих произведениях плачут от боли, от равнодушного отношения к ней человека. Равнодушие проявляют и «строители нового мира», которые смеются над упавшей на Кузнецком мосту от бессилия лошадью , и строители коммунизма, которые технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное.

Герой В. Маяковского один из огромной толпы способен проявить сочувствие и сострадание, способен по-настоящему увидеть «глаза лошадиные», наполненные слезами, и обращается к животному с теплыми словами поддержки, в которых признается что «все мы немножко лошади», Это человеческое участие придает лошади силы, она самостоятельно встает и продолжает свой путь.

Герой Ф. Абрамова предпочитает с бесша­башной удалью не думать об отношении человека к красивому и сильному животному, а «грызть хлеб, пока грызется», он вынужден делать вид, что все нормально, потому что он проникается общей психологией эгоизма и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом.

И Маяковский и Абрамов в своих произведениях критикуют людей за черствость и равнодушие. Человече­ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро­страняется не только на лошадей, но и на людей. Они считают, что только взаимная поддержка друг друга и уважительное отношение людей к животным помогут людям преодолеть все трудности и не утратить человеческий облик.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!