СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутый ответ по вопросам ОГЭ и ЕГЭ (литература)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предлагает методику работы над развернутым ответом по литературе в рамках ОГЭ и ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Развернутый ответ по вопросам ОГЭ и ЕГЭ (литература)»

Методика работы над развернутым ответом.

В первую очередь необходимо обратить внимание учащихся на приведение не меньше двух произведений по каждому вопросу. При этом не забывать о принципе историзма: первым рассматривается то художественное произведение, которое было создано раньше. Кроме того, очень внимательно стоит прочитать формулировку вопроса: в ней для ребят уже есть подсказка в родовом или жанровом плане. Например, если вопрос стоит следующим образом «В каких произведениях русской литературы звучит тема родины (другая тема)?», то здесь можно брать разные родо-жанровые произведения. Если точно указан род произведений: «В каких эпических (лирических, драматических) произведениях...», то уходить за данные рамки нельзя. Ответ должен быть дан в строгом соответствии обозначенному вопросу.

В этом плане учащимся предлагается вспомнить те литературные памятники, которые были изучены ими в 8-9, 10 классах. Сначала в устной форме проводится предварительная работа. Ребятам дается время для обдумывания вопроса, поиска нужных текстов, выделения в них общих признаков по обозначенному вопросу, определению уточняющих деталей, их характеристики. Работа может вестись в разных формах. Прежде всего приветствуется прием коллективного обсуждения, затем каждому дается время на поиск собственных аргументов по вопросу, оформление своего мнения в мини-текст и его запись. Затем следует этап коллективного обсуждения и комментирования учителем чернового варианта ответа. При этом не забываем, что в работе активно участвуют все. Только в общем рассуждении, разговоре по обозначенной проблеме, теме формируется правильное суждение учащихся о художественных произведениях. Для примера обратимся к выделенным вопросам:

Тема родины, судьба страны в эпических произведениях

В первую очередь необходимо напомнить учащимся, что это произведения эпического плана. В них дается художественное осмысление масштабных, эпохальных событий, имеющих отношение к жизни всего народа. Рассмотрим этот вопрос на примере произведений эпического рода.

На примере поспешного, необдуманного похода князя Игоря, характеристики страны на исходе XII века, когда Русь раздирают на мелкие княжества не только внешние, но и внутренние враги, автор «Слова...» разворачивает нить повествования о судьбе всего русского народа.

С методической стороны надо напомнить учащимся несколько аспектов в произведении:

- желание князя Игоря и его брата Всеволода жажды славы, стремления доказать свою значимость, особенность среди других князей. Рассмотрим пример из текста по данному эпизоду:

И сказал Игорь дружине своей:

"Братья и дружина!

Лучше убитым быть,

чем плененным быть;

так сядем, братья,

на борзых коней

да посмотрим на синий Дон".

Страсть князю ум охватила,

и желание отведать Дон Великий

заслонило ему предзнаменование… [Слово о полку Игореве. SlovoOPolku.ru›slovolihachev (дата обращения: 12.08.2020];

- начавшиеся междоусобицы среди русских князей из-за корысти, стремления к обогащению:

  • Уже ведь, братья, невесёлое время настало,
    уже пустыня войско прикрыла.
    Встала обида в войсках Дажьбожьего внука,
    вступила девой на землю Троянову,
    восплескала лебедиными крылами
    на синем море у Дона, плескаясь,
    прогнала времена обилия.
    Борьба князей с погаными прервалась,
    ибо сказал брат брату:
    "Это моё, и то моё же".
    И стали князья про малое
    "это великое" молвить
    и сами на себя крамолу ковать,
    а поганые со всех сторон
    приходили с победами на землю Русскую [Слово о полку Игореве.SlovoOPolku.ruslovolihachev(дата обращения: 12.08.2020];

- сцену, где Святослав «изронил златое слово» к сыновьям, всем русским князьям с убедительной просьбой забыть прежние распри и объединяться перед угрозой разорения всей русской земли:

Тогда великий Святослав
изронил золотое слово,
со слезами смешанное,
и сказал:
"О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить,
а себе славы искать.
Но без чести для себя вы одолели,
без чести для себя кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца
из крепкого булата скованы
и в отваге закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?
А уж не вижу власти
сильного, и богатого,
и обильного воинами
брата моего Ярослава,
с черниговскими боярами,
с воеводами, и с татранами,
и с шельбирами, и с топчаками,
и с ревугами, и с ольберами.
Они ведь без щитов, с засапожными ножами,
кликом полки побеждают,
звоня в прадедовскую славу.
Но сказали вы: "Помужествуем сами:
прошлую славу себе похитим,
а будущую сами поделим" [Слово о полку Игореве.SlovoOPolku.ruslovolihachev (дата обращения: 12.08.2020];

- второй и третий день битвы, где князья Игорь и Всеволод мужественно сражаются с половцами

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, -

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

Что тому раны, братья, кто забыл честь и богатство,

и города Чернигова отчий золотой престол,

и своей милой жены, желанной прекрасной Глебовны,

свычаи и обычаи! [Слово о полку Игореве. SlovoOPolku.ruslovolihachev(дата обращения: 12.08.2020];

- побег князя Игоря из плена, его величание на Руси

Прыснуло море в полуночи;

идут смерчи тучами.

Игорю князю бог путь указывает

из земли Половецкой

в землю Русскую, к отчему золотому столу.

Погасли вечером зори.

Игорь спит,

Игорь бдит,

Игорь мыслью поля мерит

от великого Дону до малого Донца…

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою

велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.

Кликнула,

стукнула земля,

зашумела трава,

вежи половецкие задвигались.

А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца,

и полетел соколом под облаками… [SlovoOPolku.ruslovolihachev (дата обращения: 12.08.2020];

Когда все главные аспекты произведения обговорены, охарактеризованы, можно приступать к составлению письменного текста. В этом виде работы учитель должен обратить внимание на речевые, грамматические правила. Текст должен быть составлен в соответствии данных норм. Недопустимо повторение одного и того же слова в пределах двух предложений, использование штампованных формулировок, слов из разговорной речи. Пир этом словарный состав должен соответствовать времени создания того или иного художественного произведения. Смешение современных слов в тексте о древнерусской литературе или с произведениями XVIII-XIХ недопустимо.

Вторым произведением по данному вопросу может быть повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Здесь также находим подобные сцены, которые будут нести главную проблемную содержательность. Это могут быть следующие центры:

- Эпизоды, в которых выражается тема патриотизма к родине, готовность отдать жизнь за родину:

Пример 1. «Действительно, он в непродолжительное время из своего же отцовского имения составил довольно значительный отряд, который состоял вместе из хлебопашцев и воинов и совершенно покорствовался его желанию. Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. "Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?" - обыкновенно говорил он и вмешивался в дело. Однако ж прежде всего он строго разбирал обстоятельства и в таком только случае приставал, когда видел, что поднявшие оружие действительно имели право поднять его, хотя это право было, по его мнению, только в следующих случаях: если соседняя нация угоняла скот или отрезывала часть земли, или комиссары налагали большую повинность, или не уважали старшин и говорили перед ними в шапках, или посмеивались над православною верою, - в этих случаях непременно нужно было браться за саблю; против бусурманов же, татар и турок, он почитал во всякое время справедливым поднять оружие во славу божию, христианства и козачества...» [Публичная электронная библиотека Евгения Пескина.,public-library.ru›Gogol.Nikolai/taras35.html (дата обращения 12.08.2020)];

Пример 2. «Прежде всего, пане-браты, - сказал Бульба, поднявши вверх свою рукавицу, - долг велит выпить за веру Христову! Чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась она и все бусурмены поделались бы наконец христианами. Да за одним уже разом и за Сечь, чтобы долго, долго она стояла на гибель всему бусурменству, чтобы с каждым годом выходили из нее молодцы один другого лучше, один другого лучше. Да уже вместе выпьем и за нашу собственную славу, чтобы сказали внуки и сыны тех внуков, что были когда-то такие, что не постыдили товарищества и не выдали своих. Итак, панове-браты, чтобы как эта горелка играет и шибает пузырями, так бы и мы шли на смерть. Нуте, разом за веру!

- За веру! - повторили ближние ряды, подняв вверх рукавицы.

- За веру! - подхватили дальние.

- За Сечь! - сказал Бульба, подняв снова рукавицу.

- За Сечь! - грянули ближние.

- За Сечь! - отозвалось в дальних.

- За славу и за всех христиан, какие живут на божьем свете!» [Публичная электронная библиотека Евгения Пескина.,public-library.ru›Gogol.Nikolai/taras35.html (дата обращения 12.08.2020)];

Пример 3. «След Тарасов отыскался. Тридцать тысяч козацкого войска показалось на границах Украйны. Это уже не был какой-нибудь отряд, выступавший для добычи или своей отдельной цели: это было дело общее. Это целая нация, которой терпение уже переполнилось, поднялась мстить за оскорбленные права свои, за униженную религию свою и обычай, за вероломные убийства гетманов своих и полковников, за насилие жидовских арендаторов и за все, в чем считал себя оскорбленным угнетенный народ» [Публичная электронная библиотека Евгения Пескина. public-library.ru›Gogol.Nikolai/taras35.html (дата обращения 12.08.2020)];




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!