СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутый план-конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый план-конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»»

Просмотр содержимого документа
«Развернутый план-конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высококолковская средняя школа», МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области


Рахматулина Ирина Витальевна,

учитель русского языка и литературы


Развернутый план-конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»»

Цель: изучить поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри», создать целостное представление о художественном своеобразии поэмы

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова;

- формировать цельное представление о художественном своеобразии поэмы «Мцыри»,  посредством анализа индивидуально-тематического своеобразия, мотивов, тем, образов;

Развивающие:

- развивать монологическую и диалогическую речи;

- активизировать мыслительную, аналитическую деятельность и фантазию.

Воспитательные:

- пробудить в детях чуткость, осознанность истинных человеческих ценностей и нравственных ориентиров;

- воспитывать  интерес к литературе.

 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебники, тетради.

План урока

                                            

I. Орг.момент

II. Актуализация знаний

III. Работа по теме

1. Слово учителя

2. Аналитическая работа с поэмой «Мцыри»

IV. Итог урока

1. Беседа по вопросам

2. Оценивание учащихся

VI. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

                                                Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент

1. Приветствие.

2.Проверка посещаемости

 

- Здравствуйте, ребята!

Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует?

 

Ученики здороваются.

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать биографию и творчество М.Ю. Лермонтова.

Также мы рассмотрим поэму «Мцыри», ее  проблематику, особенности и основные темы. Задача перед  нам стоит серьезная, сложная, но интересная, поэтому настраивайтесь на работу, будьте активны и тогда в конце урока вы получите положительную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа по теме

1. Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аналитическая работа с поэмой «Мцыри»

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока

1.Беседа по  вопросам

 

 

 

 

 

 

 

 

2

.Оценивание учащихся

 

V.Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я уверена, что имя М.Ю. Лермонтова вы слышите не впервые. Что вы мне можете рассказать об этом поэте, что вы запомнили за предыдущие годы обучения в школе?

Что ж, сегодня мы будем углублять и систематизировать ваши знания о великом русском писателе и поэте М.Ю.Лермонтове.

Михаил Юрьевич Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической прозы. Родился в 1814, умер в 1841.

Воспитывался бабушкой, Е.А. Арсеньевой. Рано столкнулся со смертью самых близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира. Учился в Московском университетском благородном пансионе (1828 – 1830), Московском университете (1830 – 1832) и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832 – 1834) Служил в гвардии. В 1837 и 1840-1841 гг. отправлялся в ссылки на Кавказ: первый раз за стихотворение «Смерть поэта», второй – за дуэль с сыном французского посланника Э.де Брантом. В 1840 г. отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим бывшим однокашником В.С. Мартыновым.

Писал стихи с 1828, но отдавать произведения в печать стал лишь на 23 году жизни. В творчестве М.Ю. Лермонтова представлены: философская тема, любовная, гражданская, тема предназначения поэта и поэзии, тема природы и тема одиночества.

Перейдем с вами к теме нашего урока.

«Мцыри» - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная  в 1840 году. Она относится к поздним кавказским поэмам Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии. Поэма - это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Мцыри на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.  В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких Первоначально поэма называлась «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил Лермонтов и эпитет, который звучал раньше как «У каждого есть только одно отечество».

Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя. В поэме 26 глав. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Эти особенности сюжета и композиции позволяют нам сосредоточиться на характере главного героя.

В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи ближайшего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где и он вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества, которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно он как будто привык к «плену», выучил чужой язык, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестер, братьев.

На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря. Он лежит без сознания посреди степи..

Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый монах, который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.

Запись основных фактов.

 

 

Прослушивание первых глав «Мцыри» из фонохрестоматии.

 

Чтение глав «Мцыри» «по цепочке», с пояснением незнакомых слов либо учителем, либо отсылками к сноскам.

 

 

 

 

Подведем итоги:

-Какие мотивы являются основными в творчестве М.Ю. Лермонтова?

-Какова основная мысль поэмы «Мцыри»?

- Почему, по-вашему, повествование ведется от лица главного героя?

- Почему Мцыри решает сбежать из монастыря?

- Какие чувства он испытывает?

(Называю учеников, которые хорошо работали, выставляю оценки).

Наизусть 17 или 18 главу.

Учащиеся приводят факты из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

 

 

 

 

 

 

 

Записывают биографические факты в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают основные сведения о поэме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают.

 

                                    

                                           

 

                                           



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!