№ п/п | Тема урока | Вид урока | Триединство целей | Содержание | Формы организационной деятельности | Планируемые результаты | Поисковое домашнее задание |
дата | Тип урока | Учитель | Ученик |
1. | Древние образы в народном искусстве. | Урок открытия нового знания. Урок постановки учебной задачи. | - Понимать условно-символический характер народного декоративно-прикладного искусства. - Уметь сравнивать и анализировать знаки традиционного крестьянского декоративно-прикладного искусства. - Воспитать умение работать в группах; интерес к народному творчеству. | Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Основные знаки традиционного народного искусства. | 1. Видеоряд русской природы. 2. Видеоряд основных знаков традиционного народного искусства. 3. Раздаточный материал: -карточки с изображениями пейзажей; - карточки с названиями основных знаков; - карточки с основными знаками традиционного народного искусства. 4. Постановка задачи для выполнения Задания №1: -- расставить номера пейзажей в соответствии с названиями. Задания №2: - разложить карточки со знаками (как в лото) в соответствии с пейзажами и их названиями. Задания №3: - определить соответствие нескольких знаков пейзажу и расположить их в соответствующем их значению месте поля пейзажа. 5. Организация работы обучающихся в парах. 6. Организация рефлексии. | 1.Самостоятельные ответы. 2. Просмотр основных знаков традиционного народного искусства. 3. Работа с раздаточным материалом: - выполнение Задания №1; №2; №3: - работа с карточками при выполнении заданий. 4.Выполнение заданий: Задания №1: - простановка номеров пейзажей в соответствии с названиями. Задания №2: - раскладывание карточек со знаками (как в лото) в соответствии с пейзажами и их названиями. Задания №3: - определение соответствия нескольких знаков пейзажу и расположение их в соответствующем их значению месте поля пейзажа. 5. Работа в паре. 6.Анализ и самоанализ выполненных заданий. | Понимание глубинных смыслов основных знаков народного (крестьянского) декоративно-прикладного искусства. | Подобрать иллюстративный материал декоративного убранства русских изб в разных регионах России. |
2. | Убранство русской избы | Урок открытия нового знания. Урок постановки учебной задачи. | - Понимать целостность образного строя традиционного крестьянского жилища. - Знать названия элементов крестьянской избы. - Уметь объяснить отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). - Развить умение анализировать декор отдельных элементов крестьянской избы. - Развить умение сравнивать творческие работы. - Воспитать умение коллективной работы. - Воспитать любовь к традициям родной земли. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Декоративное убранство (наряд) крестьянской избы: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. | 1.Видеоряд декора русской избы. 2. Раздаточный материал: - вопросы о рисунке декора на элементах русской избы. 3. Постановка творческой задачи: - художественно-графическое изображение декора на элементах (один на выбор) крестьянской избы. 4. Организация работы обучающихся в группах. 5. Организация выставки групповой творческой работы. | 1. Анализ видеоряда, представление найденного иллюстративного материала об убранстве изб разных регионов России. 2. Работа с раздаточным материалом: - ответы на вопросы. 3. Выполнение творческого задания: - художественно-графическое изображение декора на элементах крестьянской избы. 4. Работа в группе. 5. Сравнение и оценка групповых творческих работ. | Понимание и объяснение целостности образного строя традиционного крестьянского жилища. Анализ декора традиционной крестьянской избы. Художественно-графическое изображение декора на элементах крестьянской избы. | Подобрать материал для группового проекта: 1 группе - о декоре избы родного края; найти мастера деревянной резьбы и организовать его выступление на уроке; 2 группе - подобрать пословицы и поговорки о предметах быта и убранства русской избы. |
3. | Внутренний мир русской избы | Урок открытия нового знания. Урок постановки учебной задачи. | - Понимать мудрость устройства традиционной крестьянской избы. - Знать названия и расположение отдельных предметов устройства жилой среды крестьянского дома. - Уметь расположить предметы убранства крестьянской избы в местах традиционного их расположения. - Уметь объяснить пословицы и поговорки о предметах убранства русской избы. - Развить умение сравнивать и оценивать творческие работы. - Воспитать умение коллективной работы. - Воспитать любовь к традициям родной земли. | Устроение внутреннего убранства крестьянской избы, ее символика (потолок – небо, пол – земля, подпол –подземный мир, окна – свет и т. д.) Жизненно важные центры в крестьянской избе. | 1.Видеоряд внутреннего убранства крестьянской избы. 2. Раздаточный материал: - карточки с названиями предметов внутреннего убранства крестьянской избы; - для коллажа. 3. Постановка творческой задачи: - создание коллажа «В русской избе». 4. Организация работы обучающихся в группах. 5. Организация выставки групповой творческой работы. 6. Видеоряд «В русской избе» | 1.Поисковые группы озвучивают свои пословицы и поговорки о внутреннем убранстве русской избы. 2.Работа с раздаточным материалом: - поиск названий запомнившихся предметов внутреннего убранства крестьянской избы; - создание коллажа. 3. Творческое задание: - коллаж «В русской избе». 4. Работа в группе. 5. Сравнение и оценка групповых творческих работ. 6. Оценивание верности расположения предметов внутреннего убранства крестьянской избы при выполнении творческого задания. | Понятие мудрости устроения крестьянского жилища. Создание коллажа внутреннего убранства русской избы. | Подобрать материал для группового проекта: 2 группе – подобрать пословицы и поговорки о предметах внутреннего убранства русской избы; 3 группе - организовать выступление гостя на уроке об убранстве и укладе жизни в крестьянской избе. |
4. | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | Урок общеметодической направленности. Урок моделирования и преобразования модели | - Иметь представление о декоративно-тематической композиции в украшении предметов крестьянского быта и труда. - Развить творческую активность, трудолюбие, умение использовать полученные знания. - Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. | Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – 0бласть конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. | 1.Видеоряд предметов крестьянского быта и труда (ковш, ендова, солоницы и хлебницы, вальки, рубель, прялка) 2.Раздаточный материал: -вопросы к уроку, -карточки с изображениями прялок, -карточки с изображениями знаков; -трафарет лопасти прялки. 3. Постановка творческой задачи: - выполнение эскиза декора прялки на готовом трафарете. 4. Организация индивидуальной работы. 5. Организация выставки творческих работ. | 1. Анализ видеоряда. 2. Работа с раздаточным материалом: -рассматривание изображений прялок, -анализ декора. 3.Выполнение эскиза декора прялки на готовом трафарете. 4.Индивидуальная работа. 5. Сравнение и оценка творческих индивидуальных работ. | Представление о декоративно-тематической композиции в украшении предметов крестьянского быта и труда. Художественно-графическое изображение декора на лопасти прялки. | Подобрать материал для группового проекта: 3 группе – найти предметы народного быта и труда; 2 группе – подобрать пословицы и поговорки о предметах народного быта и труда. |
5. | Русская народная вышивка. | Урок «открытия» нового знания. Урок моделирования и преобразования модели. | - Иметь представление о крестьянской вышивке как хранительнице древнейших образов и мотивов. -Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки. - Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. | Крестьянская вышивка-хранительница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента и его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в крестьянской вышивке. | 1.Видеоряд предметов, украшенных народной вышивкой, элементов народной вышивки. 2. Раздаточный материал: -вопросы к уроку, -карточки с изображениями народных вышивок на полотенцах; -карточки с изображениями знаков. 3. Постановка творческой задачи: - выполнение эскиза вышивки на полотенце. 4. Организация работы в парах. 5. Организация выставки творческих работ. | 1. Анализ видеоряда. 2. Работа с раздаточным материалом: -рассматривание изображений народных вышивок на полотенцах, -анализ элементов вышивки. 3.Выполнение эскиза вышивки на полотенце. 4.Работа в парах. 5. Сравнение и оценка творческих индивидуальных работ. | Понимать и анализировать особенности образного языка народной вышивки, самостоятельно создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, используя для вышивки традиционное сочетание цветов. | Подобрать материал для группового проекта: 2 группе – подобрать пословицы и поговорки о рушнике; 4 группе – найти рушники; организовать выступление мастера народной вышивки. . |
6. | Народный праздничный костюм. | Урок «открытия» нового знания. Урок моделирования и преобразования модели. | - Иметь представление о целостном художественном образе народного праздничного костюма, о разнообразии его форм и украшений. -Анализировать разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма, объясняя общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. -Воспитывать осознание значения традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. | Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов. | 1.Видеоряд предметов русского праздничного народного костюма. 2. Раздаточный материал: -вопросы к уроку, -карточки с изображениями народных вышивок; -карточки с изображениями знаков; -развёртки женской рубахи. 3. Постановка творческой задачи: - выполнение эскиза вышивки на развертке женской рубахи. 4. Организация работы обучающихся в группах. 5. Организация выставки творческих работ. | 1. Анализ видеоряда. 2. Работа с раздаточным материалом: -рассматривание изображений народных вышивок на полотенцах, -анализ элементов вышивки. 3.Выполнение эскиза вышивки на развертке женской рубахи. 4. Работа в группе. 5. Сравнение и оценка творческих индивидуальных работ. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку, соотносить особенности декора праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков, создавая эскиз рубахи народного праздничного костюма, его отдельных элементов. | Подобрать материал для группового проекта: 2 группе – подобрать пословицы и поговорки о праздничном народном костюме; песни, потешки для народных праздников; 4 группе – о традиционном праздничном костюме родного края; 5 группе-подготовить и оформить интерьер кабинета к «посиделкам»; подготовить оформление кабинета к завершающему уроку о народных праздниках. 6 группе– о народных праздничных обрядах; осенних праздниках. |
7. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Урок развивающего контроля. Урок контроля и оценки. | -Умение добывать информацию из разных источников, отбирать её и систематизировать-Развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия народов родного края. -Воспитать понимание русских народных традиций как бесценного достояния культуры родного края. | Осмысление представленного материала, собранного детьми, отдельных изделий и выступлений приглашённых мастеров народного творчества и гостей. | Обобщение учителем информации, собранной детьми. | Представление групповых; индивидуальных проектов: -преставление материала устного народного творчества перед каждым выступающим на озвучиваемую тему, -компьютерная презентация о декоре избы родного края, рассказ мастера деревянной резьбы, -показ найденных предметов народного быта и труда, рассказ гостя об убранстве и укладе жизни в крестьянской избе; -компьютерная презентация о народном костюме родного края, показ предметов одежды народного костюма, -показ рушников, выступление мастера народной вышивки. | Реализация универсальных учебных действий: -умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, -уметь передавать единство пользы и декора. -создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. | Групповой проект: 5 группе - оформление интерьера кабинета к завершающему уроку о народных праздниках. |
8. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Урок развивающего контроля. Урок контроля и оценки. | -Умение добывать информацию из разных источников, отбирать её и систематизировать.-Развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия народов родного края. -Воспитать понимание русских народных традиций как бесценного достояния культуры родного края. | Осмысление представленного материала по календарным народным праздникам, по культорологическому поиску народной музыки, устно-поэтического творчества. | Обобщение учителем информации, собранной детьми. | Представление групповых; индивидуальных проектов: -компьютерная презентация о народных праздниках как важном событии, синтезе всех видов творчества, -выступления детей музыкального, устно-поэтического творчества. | Реализация универсальных учебных действий: -умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, -уметь передавать единство пользы и декора. -создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. | |
№ п/п | Тема урока | Вид урока | Триединство целей | Содержание | Формы организационной деятельности | Планируемые результаты | Поисковое домашнее задание |
дата | Тип урока | Учитель | Ученик |
9. | Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора. Знакомство с народными промыслами | Традиционный урок. Урок "открытия" нового знания. | Основная цель: Направить усилия учащихся на восприятие художественного образа игрушки. Задачи: - познакомить обучающихся с народными глиняными игрушками; - развивать умение анализировать и сравнивать; - воспитывать уважительное отношение к корням народного искусства. | Роль глиняной игрушки в глубокой древности. Живучесть в игрушках древнейших образов: коня, птицы, женщины. Пластическое своеобразие форм игрушек. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписей, композиционное расположение узора на поверхности игрушки. | 1.Презентация с видеорядом. 2.Подбор, подготовка раздаточного материала для Задания №1: -- карточки с опорными словами, названиями промыслов; - изображения игрушки 3-х промыслов: филимоновской, дымковской, каргопольской; - таблица для выполнения заданий; Задания №2: - Видеоряд игрушки 3-х промыслов: филимоновской, дымковской, каргопольской; - цвета, соответствующие промыслам; - знаки. Задания №3: - изображения знаков солнца, земли, воды, растений, соответствующие росписи на игрушках 3-х промыслов: филимоновской, дымковской, каргопольской. 3. Постановка задачи для выполнения Задания №1: -- определить принадлежность игрушек к одному из трёх народных промыслов, объединить игрушки в группы, учитывая особенности их формы, учитывая опорные слова; - вклеить изображения в таблицу; Задания №2: - Определить цветовую палитру, характерную для каждого промысла; Задания №3: - найти на карточках знаки солнца, земли, воды, растений, изображённые на игрушках, и вклеить их в соответствующие ячейки таблицы. 4. Организация работы обучающихся в группах. 5. Организация рефлексии. | 1.Просмотр видеоряда. 2.Работа с раздаточным материалом 3.Выполнение заданий: Задания №1: - сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек с использованием опорных слов; - вклеивание изображений игрушки в соответствующие ячейки таблицы. Задания №2: - определяют цветовую палитру промысла. Задания №3: - находят на карточках изображения знаков солнца, земли, воды, растений, изображённые на игрушках, и вклеивают их в соответствующие ячейки таблицы. 4. Работают в группах. 5.Анализ и самоанализ выполненных заданий. | Умение распознавать игрушки данных народных промыслов (филимоновская, дымковская, каргопольская) по форме, цвету и виду росписи. | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки (всем), Задание для проекта: Подобрать материал о промысле глиняной игрушки, с которым не знакомимся в этой четверти, соответственно предложенному алгоритму вопросов. |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. Каргопольская игрушка. | Традиционный урок. Урок решения учебной задачи. | Основная цель: - научить украшать игрушку декоративными элементами в соответствии с традицией каргопольской росписи. Задачи: - познакомить обучающихся с историей возникновения промысла; - развивать умение строить расписной узор на поверхности игрушки, соблюдая традиции промысла; - воспитывать уважительное отношение к труду народного мастера | История развития промысла; красота души мастера, которая продолжает жить в его творениях; единство формы и декора в игрушке, цветовой строй, основные элементы росписи. | 1.Презентация с видеорядом. 2.Подбор, подготовка раздаточного материала для художественно-графической деятельности обучающихся: - видеоряд каргопольской игрушки; - изображения знаков солнца, земли, воды, растений, соответствующие росписи на игрушках; - шаблоны каргопольской игрушки для художественно-графической деятельности обучающихся. 3. Постановка задачи для художественно-графической деятельности: - выполнить роспись шаблона игрушки по мотивам каргопольской росписи. 4. Организация индивидуальной работы. 5. Организация рефлексии | 1.Просмотр видеоряда. 2.Работа с раздаточным материалом . 3. Выполняют практическое задание по росписи шаблона игрушки по мотивам каргопольской росписи. 4.Индивидуальная работа. 5.Анализ и самоанализ выполненных заданий. | Умение выполнять роспись шаблона игрушки декоративными элементами в соответствии с традицией каргопольской росписи. | Подобрать изображения деревянных изделий. |
11. | Искусство Мезенской росписи. Знакомство с основными элементами росписи. | Традиционный урок. Урок "открытия" нового знания. | Цель: - научить различать и называть характерные особенности росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Задачи: - познакомить с историей возникновения промысла; - формировать умение выполнять элементы мезенской росписи; - воспитывать уважение к основам культурного наследия народов Русского Севера. | История возникновения промысла. Географическое положение. Особенности технологии; Символика; Показ работ, выполненных в технике мезенской росписи; Новые термины. Тренировочные упражнения. | 1. Презентация, подбор и подготовка раздаточного материала. 2.История возникновения промысла. Задание по группам. 3.Показ цветовой палитры, символика мезенской росписи. Элементы росписи: бёрдо, прямая и косая полоса, кони, птицы 4.Упражнения: показ приёмов росписи 5.Подведение итога урока. Рефлексия. | 1.Просмотр видеоряда. 2.Определение цветовой палитры росписи, знакомых символов, образов. 3.Задания: - подбирают цветовую палитру, - выполняют элементы мезенской росписи (бёрдо, узор в прямой/косой полосе, конь, уточки) | Узнавать предметы, расписанные в технике мезенской росписи. Умение выполнять элементы мезенской росписи. | Подобрать иллюстрации, картинки, открытки с изображением глиняной утвари. |
12. | Искусство Оятской керамики. Роспись горшка. | Традиционный урок. Урок "открытия" нового знания. | Основная цель: - научить украшать предмет посуды (горшок), используя мотивы оятской росписи. Задачи: - познакомить с историей возникновения промысла и его особенностями; - развивать навык работы с гуашью; - воспитывать уважение к культуре родного края. | Краткие сведения из истории развития оятской керамики; природные мотивы в изделиях оятских мастеров; разнообразие и простота посудных форм, единство формы и декора. | 1.Презентация, подбор и подготовка раздаточного материала. 2.Презентация. История оятского промысла, вопросы. Задание, вопросы (работа в паре). Обобщение с помощью слайда презентации. 3.Показ изображения цветовой палитры, элементов оятской росписи. Показ расположения элементов в росписи посуды – составление орнамента. 4.Задание для практической деятельности. 5.Подведение итога урока, рефлексия. | 1.Фронтальная работа с классом. 2.Работа в парах: -определяют цветовую палитру промысла. - отбирают и определяют самые простейшие элементы промысла, что они обозначают. Работа с классом задания: 1. рисуют цветовую палитру. 2. упражняются в изображении элементов. 3.рассматривают, где элементы располагаются в росписи посуды. 4.Выполняют практическую работу –создают орнамент на горшке. 5.Выставляют горшки на полочки. | Умение отличать оятскую посуду, знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. | Подобрать изображения цветочной композиции городецкой росписи. |
13. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Знакомство с основными элементами росписи. | Традиционный урок. Урок "открытия" нового знания. | Основная цель: - научить основным приемам городецкой росписи. Задачи: - познакомить с историей развития городецкой росписи и ее традиционными элементами и мотивами; - формировать основные приемы кистевой росписи Городца; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям городецкого промысла. | Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, ромашки, купавки, розаны- традиционные элементы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных композициях. Основные приемы городецкой росписи. | 1.Презентация, подбор раздаточного материала. 2.Презентация история промысла, вопросы. 3.Упражнения. Показ приемов кистевой росписи 4.Показ этапов (замалевок, прорисовка, оживка) изображения ромашки, розана, купавки, бутона, листочков. 5.Подведение итога урока, рефлексия. (красный круг -отлично, синий – хорошо). | 1.Фронтальная Работа с классом 2.Отвечают на вопросы. Работа в парах: Определяют цветовую палитру промысла; элементы росписи. 3.Выполняют упражнения: 1).изображают цветовую палитру; 2)изображают элементы росписи (скобки, точки, штрихи, капельки, спирали) 4.Изображают ромашку, розан, купавку, бутон, листочки. | | |
14. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Роспись коня-качалки по шаблону. | Традиционный урок. Урок решения учебной задачи. | Основная цель: - выполнение формы коня – качалки и украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Задачи: - познакомить с особенностями построения композиции на игрушке - развивать умение видеть взаимосвязь конструктивных, изобразительных и декоративных элементов; - воспитывать чувство гордости за национальное достояние отечественной культуры. | Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; Изящество изображения. | 1.Презентация, подбор раздаточного материала, расположение цветочной композиции на игрушке. 2.Задание для практической работы Проверка по слайду. Подведение итога урока, рефлексия. | 1.Фронтальная работа с классом. Отвечают на вопросы. 2.Работа в парах: создают цветочную композицию на игрушке из кружков. 3.Практическое задание: роспись шаблона. | Умение выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях Городца на основе ритмического повтора изобразительных элементов. | Принести подобранный материал о народных промыслах. |
15. | Изготовление знака Мастера. | Повторительно – обобщающий урок. | Основная цель: - создать знак Мастера в традициях одного из изученных промыслов. Задачи: - обобщить знания о языке декоративно-прикладного искусства, - развивать умение применять художественные материалы, - воспитывать уважительное отношение к труду мастера | Разнообразие форм и вариантов построения композиций (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | Презентация Проверка по слайду. | Работа в группах: соотносят знаки промыслов с их названием. Фронтальная работа: схемы расположения орнамента в фигурах разной формы. | Умение применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Подготовить выступление. |
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Урок – проект. | Основная цель: Осознание общих, связующих начал в крестьянском искусстве и народных художественных промыслах. Задачи: - показать связь между прошлым и настоящим традиционных народных промыслов; - развивать интерес к изделиям народных художественных промыслов; - воспитывать уважительное отношение к труду мастера - носителя традиций. | Защита проекта. | Карта России, на которой в ходе урока отмечаются центры народных промыслов Обобщение. Рефлексия. | | Умение преподносить отобранный материал в соответствии с предложенным алгоритмом. | |
№ п/п | Тема урока | Вид урока | Триединство целей | Содержание | Формы организационной деятельности | Планируемые результаты | Поисковое домашнее задание |
дата | Тип урока | Учитель | Ученик |
17. | Зачем людям украшения. . | Нетрадиционный. Урок — диалог. Проблемный. Работа по группам. | 1. Умение анализировать, делать выводы - вести диалог. Понимать: зачем людям украшения? (рассказать, заявить о себе). 2. Формировать понятие украшения как знака, определяющего роль хозяина вещи. 3. Воспитывать интерес и уважение к культурам разных народов. | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украшения наполняют вещь общественно значимым смыслом, определяют социальную роль ее хозяина. | Презентация. Организация формы диалога-дискуссии о роли украшений | Раздаточный материал Анализ (сравнение, вопросы-ответы). Дать понятие украшению как социальному знаку, определять роль хозяина вещи. Участие в диалоге. | Участие в диалоге — Зачем людям украшения. Понятие декора не только как украшения, но и как социального знака. | Подобрать зрительный ряд по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта, Китая, Западной Европы, России (украшения, мебель, одежда) |
18. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | Нетрадиционный урок. Урок изучения нового. Работа в паре, фронтально, практическая часть - индивидуально. | 1. Учить воспринимать и различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. . Развивать интерес к культуре Древнего мира. 3. Овладевать графическим изображением декоративных элементов. (стилизация природных форм – лотос, пальма, папирус). | Знакомство детей с декоративно — прикладным искусством Древнего Египта, символика элементов декора в произведениях Древнего Египта их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. | 1. Презентация. 2. Вопросы. Карта Древнего Египта. Плакат со знаками и символами славянскими и Древнего Египта. 3. Постановка творческого задания. | 1 Раздаточный материал - вопросы к презентации - 2 Восприятие материала, анализ, поиск ответа. 3 Выполнение творческого задания. | Упражнения на линейное изображение элементов египетского орнамента — лотос, пальметта, папирус | 1.Подобрать материал знаков и символов Древнего Египта в накопительную папку. 2. Подобрать материал - декоративно-прикладное искусство Древнего Египта |
19. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет. | Нетрадиционный Урок закрепления новых знаний (рефлексия) | 1. Закрепить умения, знания, компетенции с целью применения в новых образовательных условиях при помощи практикума 2. Развивать представления о многообразии форм декора в произведениях декоративно прикладного искусства Древнего Египта 3. Воспитание уважения и интереса к декоративно-прикладному искусству Египта. | Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, Жука скарабея) | 1 Презентация 2 Постановка практической задачи | 1 Раздаточный наглядный материал (вопросы) — анализ 2 Наглядный материал (фото). | Закрепление изображения знаков и символов через рисунок (лотос Скарабей пальметта) | Подобрать материалы по декоративно-прикладному искусству Египта |
20. | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет. Цвет. | Нетрадиционный урок. Урок изучения нового. | 1 Продолжить изучение декоративно-прикладного искусства и его места в жизни. Познакомить учащихся с символикой цвета. 2. Обучить приемам построения орнамента. 3. Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству древних египтян. | Символика элементов декора и цвета в произведениях Древнего Египта, связь с мировоззрением египтян (изображение орнамента используя изученные элементы ) | 1.Презентация – знакомство с символикой цвета, организация диалога. 2.Организация работы по карточкам – восприятие, анализ 3. Таблицы последовательности разработки орнамента | 1. Раздаточный материал - вопросы к презентации - 2. Восприятие материала, анализ, поиск ответа. 3. Выполнение творческого задания. | Упражнения на линейное и цветовое изображение элементов в египетском орнаменте — лотос, пальметта, папирус, скарабей. | Поиск материала по декоративно-прикладному искусству Древнего Китая |
21. | Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. | Не традиционный. Проблемный. Фронтальный и работа в парах. | 1. Учить передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство орнамента. 2. Знакомить учащихся с культурой и декоративным искусством Древнего Китая. 3.Формировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, их классовые, сословные и профессиональные признаки. 4.Воспитывать чувства уважения и интереса к культурам различных стран. | Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора, знаки отличия в одежде высших чиновников, одежды знатных китаянок и их украшения. Одежда – знак положения человека в обществе. Традиционная одежда Китая (одежда разных сословий). | 1 Презентация. Вопросы. 2 Развивающие упражнения. 3 Творческое задание. | 1 Раздаточный материал: вопросы (анализ, поиск ответа) видеоряд: одежда китайского народа. 2 Выполнение упражнение на отработку штриха (формат 1,2 модуля) 3 Изобразительно-творческая деятельность. | Выполнение эскиза элемента вышивки для костюма воина, чиновника, императора. | Подбор зрительного ряда по теме декоративное искусство Древнего Китая. |
22. | Одежда говорит о человеке. Декор в женском костюме Китая | Нетрадиционный урок. Урок изучения нового. | 1.Продолжить знакомить учащихся с культурой и декоративно-прикладным искусством Китая. 2. Формировать художественно-графические знания и умения. 3. Вызвать у учащихся чувства радости познания, интерес к духовным ценностям древних китайцев, пробудить в них уважение к другой культуре. | Национальная одежда Китая очень разнообразная. Она не похожа, на какую любую другую моду. Китайцы создали свой стиль в костюмах, свой шарм, свою красоту! Женская одежда отличалась от мужской яркостью красок и богатством вышивки. Вышивка шелком по шелку - жемчужина восточных искусств. | 1.Презентация, знакомство с культурой Древнего Китая, с декоративно-прикладным искусством; организация диалога. 2.Организация работы в группах по карточкам – восприятие, анализ 3. Пособия – образец выполнения вышивки | 1. Раздаточный материал - вопросы к презентации - 2. Восприятие материала, анализ, поиск ответа. 3. Выполнение творческого задания. | Выполнение эскиза элемента вышивки для костюма знатной дамы Древнего Китая. | Поиск материала по декоративно-прикладному искусству Франции 17 века |
23. | Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы. 17 века. | Нетрадиционный. Урок изучения нового материала. Работа в парах. | 1. Ознакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Западной Европы 17 века - интерьер, мебель, костюм. 2. Формировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, их классовые, сословные и профессиональные признаки. 3 Воспитывать чувства уважения и интереса к культурам различных стран. | Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века. Отличие от эпохи древнего времени в формах, орнаменте, цветовой гамме. Единая – суть декора - выявление роли людей, их отношений в обществе (классовое различие, костюм по профессиональным признакам). | 1. Презентация. Вопросы 17 века. Франция. 2.Освоение приёмов изображения человека красками. Показ рисования фигуры человека акварелью 3. Постановка творческой задачи. | 1 Раздаточный материал (вопросы). Изучение раздаточного материала, анализ, поиск ответа, выполнение творческой задачи. 2. Выполнение упражнение на изображение человека кистью. 3. Выполнение творческого задания. | Создание эскиза костюма 17 века (мужского или женского). | Словарная работа. Подобрать понятие слова - ГЕРБ Подобрать изображение различных гербов. |
24. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. | Нетрадиционный Урок формирование новых знаний, умений, навыков. Урок решения учебной задачи | 1. Знакомить с историей возникновения герба 2. Формировать представление о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба, рассказать об истории гербов и эмблем. 3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны. | История возникновения герба. Изображение гербов на шлемах, флагах, оружии, вратах замков, тронах, гербовое платье. Символика цвета и изображения в геральдике. Форма гербов, использование геральдических и негеральдических фигур. | 1Презентация о гербах. Организация диалога. 2.Раздаточный материал – таблицы о форме гербов, символичном значении цвета.геральдических и негеральдических фигурах. Вопросы к раздаточному материалу. 3.Таблицы гербов и эмблем | 1.Участие в диалоге по истории гербов. Поиск знаний, ответов на вопросы. 2.Работа с раздаточным материалом. Приобретение знаний, представлений в предложенной теме. 3.Создание эскиза корпоративного герба | Понимать сущность герба. Уметь составлять герб, зная традиционные формы и придумывать свои. Испытывать интерес и уважение к истории своей страны, городу, семье. Создать эскиз корпоративного герба. | Сбор материалов по гербу родного города, области |
25. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль геральдики в жизни современного общества. | Традиционный Урок формирование новых знаний, умений, навыков. Урок решения учебной задачи | Знакомить с историей возникновения гербов. Формировать представление о гербах, знакомить с формой традиционного герба Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны | История возникновения герба. Родовые и корпоративные гербы. История герба государства Российского от Византии и до наших дней. Гербы городов и областей. Герб Ленинградской области, Петербурга, родного города (Луги, Всеволожска и т.д.) | 1.Презентация по истории Российского герба. Организация диалога. 2.Таблицы гербов Ленинградской области, Петербурга, родного города. Таблицы геральдических и негеральдических фигур, символики цвета. 3.Организация работы по созданию герба родного города. | 1.Участие в диалоге по истории Российского герба, размышления, анализ. 2.Размышления, анализ по теме «Герб Петербурга, Ленинградской области». 3.Создание эскиза герба родного города. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе и эмблеме. Видетьсвязь конструктивного, декоративного, изобразительного в композиции. Создавать декоративную композицию герба, эмблемы, добиваясь обобщенности изображения и цветового решения. | Подбор зрительного ряда по теме «Современные эмблемы» |
26. | О чем рассказывают нам эмблемы. | Нетрадиционный урок Урок формирование новых знаний, умений, навыков. Урок решения учебной задачи | Сформировать представление об эмблеме, отличие эмблемы от герба. Учить создавать композицию эмблемы, добиваться цельности, обобщенности изображения и цветового решения. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны. | История возникновения эмблемы. Работа с понятиями «знак», «символ», «эмблема», «герб». Цвет и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. | 1.Презентация. Организация исследовательской работы – сравнить герб и эмблему, что общего, что разного. Анализ композиции эмблемы - изображения формы, цвета, композиции) 2.Организация работы по созданию эмблемы личного знака. | 1.Дети участвуют в диалоге, рассматривают материалы, изучают, самостоятельно находят ответы на вопросы. 2.Творческое выполнение задания. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе и эмблеме. Видеть связь конструктивного, декоративного и изобразительного в композиции эмблемы. Создавать декоративную композицию эмблемы, добиваясь обобщенности изображения и цветового решения. | Подбор зрительного ряда по, теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». |
27. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Нетрадиционный Урок формирование новых знаний, умений, навыков. Урок решения учебной задачи | 1. Знакомить с разными возможностями обобщения работы. Знакомить с коллажами. 2. Формировать умение обобщать, систематизировать изученный материал, используя коллаж. 3. Воспитывать любовь, потребность к искусству, ценить искусство своей страны и других стран. | Коллаж – как феномен культуры. 5 проблем коллажа: тиражируемость, -городская культура, -реакция на технологические проблемы, -самовыражение, -мозаичность культуры. Коллаж –имеет личностный смысл, социальный , исследование. | 1.Презентация о коллаже. Организация диалога. 2.Раздаточный материал – таблицы разных вариантов коллажей, детский поисковый материал, таблица правил создания коллажа. 3.Организация работы по созданию композиции коллажа в группах. 4.На 2 уроке - защита коллажа. | 1.Участие в диалоге. Поиск знаний, ответов на вопросы. 2.Работа с раздаточным материалом. Приобретение знаний, представлений по предложенной теме. 3.Создание композиции коллажа. 4.Защита коллажа, итог. | Создать эмоционально выразительную композицию в технике - коллаж. « Путешествие во времени: Древний Египет, Древний Китай, Европа времен рыцарства, Франция Людовика XIV». «Наследники древних культур», "Современная мода с элементами изученных мотивов". | Нетрадиционный Урок формирование новых знаний, умений, навыков. Урок решения учебной задачи |
№ п/п | Тема урока | Вид урока | Триединство целей | Содержание | Формы организационной деятельности | Планируемые результаты | Поисковое домашнее задание |
дата | Тип урока | Учитель | Ученик |
28. | Современное выставочное искусство | Урок постановки учебной задачи | Ориентация в широком разнообразии декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное отношение к уникальности авторской работы. Выражать свое личное отношение к просмотру авторских работ, с разными художественными материалами формой, цветом, фактурой. | Многообразие современных техник в декоративно-прикладном искусстве | Фронтальная форма работы. Инструктаж к зрительному ряду. Просмотр слайд-фильма «Современное выставочное искусство». Обозначение проблемы. | Систематизация создания визуального ряда в группах | Знакомство с проектом. Сформировать группы для проведения исследований, распределить роли участников групп. | Работа со словарем. Поиск материалов к проекту. |
29. | Истоки и современность. | Урок решения учебной задачи | Изучение художественно-эстетической ценности произведений народных художественных промыслов, их истоков и современного развития. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Готовность наследовать духовные ценности народного искусства. Развитие интереса к природе. | Исследование истории возникновения традиций, особенностей видов народных художественных промыслов России и изучение их в современном развитии ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. | Вопросы. Работа с группами. Знакомство с творчеством художников-прикладников – видеоряд, презентация | Творческая реализация полученных знаний в декоративном искусстве и художественном слове. | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и технологии при создании произведений | Проявить художественную осведомленность: работа в группах – подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ. Работа со словарем |
30. | Современное выставочное искусство. | Урок-интервью | Приобщение к семейным традициям. Развитие интереса к современному декоративно-прикладному искусству | Декоративно-прикладная деятельность в семье | Создаёт условия встречи с мастером, координирует выбор работы с материалом | Зрители | Заинтересовать Проявить интерес к творчеству мастера | Найти в словаре «мастер». Определиться с техникой работы. Поиск теоретического материала для собственного проекта (бумага, глина, нитка, тесто) |
31. | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале | Урок моделирования и преобразования модели | Создать условия для смелого экспериментирования с разными художественными материалами формой, цветом, фактурой. Формирование целостного гармоничного восприятия мира Активизация самостоятельной творческой деятельности Формирование духовных начал в личности | Изготовление декоративной вещи (сувенира)для украшения интерьера или подарок | Координация работы с технологическими картами. Инструктаж. | Этапы работы над произведением | Владеть навыками работы в конкретном материале творческая работа в материале | Подбор материала для создания сувенира |
32-33 | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале | Урок решения учебной задачи | Развитие художественно-творческих способностей обучающихся. Развитие воображения, фантазии. Воспитание уважения к культуре и искусству. Обогащение нравственных качеств, интерес к искусству и эстетических предпочтений | Изготовление сувенира | Консультация в создании творческой работы | Этапы работы над произведением, воплощение собственного художественного замысла | Создание сувенира | Пригласить родителей на праздник |
34. | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | Урок-праздник Урок контроля и оценки | Удивить и порадовать близких родственников | Выступление на празднике «День семьи» | Гость | Дарят сувенир родителям, выступают. | Создание атмосферы праздника | Пригласить родителей на выставку ДПИ Малого Эрмитажа г. Выборга |