СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развёрнутый план к сочинению на тему"История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева" (по рассказу А.П. Чехова "Ионыч")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой развёрнутый план к сочинению по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутый план к сочинению на тему"История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева" (по рассказу А.П. Чехова "Ионыч")»

Развёрнутый план сочинения на тему

«История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева» (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)



  1. Проблема моральной и идейной деградации человека, оскудение его духовного потенциала – одна из острых социальных проблем в литературе 90 – х г.г. 19 века.



Период «безвременья» (70 – 80 г.г. 19 века) был отмечен духовной деградацией значительного числа мыслящих и образованных людей. А в 90 – е годы намечалось брожение в общественной жизни. И А. П. Чехов своими рассказами способствовал пробуждению людей к активной жизни, к осознанию ими проблем общества.



  1. История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева.



  1. Взгляды, общественные идеалы, духовный мир Дмитрия Ионыча Старцева



  1. увлечение искусством (Он способен отличить настоящую музыку от фальшивой; любит петь прекрасные романсы на стихи Дельвига и А. С. Пушкина; ему хочется говорить о литературе и искусстве.);



  1. отношение к службе (Старцев – хороший земский врач и душевный человек: он проводит время в трудах и одиночестве, чётко и добросовестно выполняет свои обязанности, вникает в проблемы больных, стремится рассказать о них другим людям. Старцев не только лечит, но и принимает участие в судьбах обратившихся к нему за помощью людей.);



  1. отношение к обывателям (Он не может выносить общества «картёжников, алкоголиков, хрипунов». Ему в тягость находиться в обществе обывателей, но по – человечески ему там приятно, комфортно. Старцев вынужденно смиряется с определёнными неудобствами ради физического комфорта.);



  1. взгляды (Старцев пытался высказать свои взгляды: «Человечество, слава богу, идёт вперёд и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни… Нужно трудиться, без труда жить нельзя». Это хорошие, добрые мысли.);



  1. отношение к любви (Старцев искренне полюбил Котика. Она казалась ему умной, восхищала его своей свежестью. Но добрые мысли и чувства его были поверхностными. Подтверждение тому – история любви. Старцев думает и о возлюбленной, и о приданом. Он влюблён, но есть что – то от беликовского «как бы чего не вышло». Старцев осторожен, его мучают сомнения, опасения, он холодно рассуждает о будущем.)



  1. Процесс стремительной деградации.



Примерно в 24 – 25 лет окончил университет. Через год – любовная драма. Через четыре года – последняя встреча с Екатериной Ивановной. Стало окончательно ясно, что отношения не будут иметь продолжения. В 35 – 36 лет Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча: ожирел, потерял совесть, стал работать без вдохновения, а только ради денег. Из дружелюбного, внимательного, участливого человека он превратился в озлобленного, замкнутого и жёсткого обывателя.



  1. Причины духовной деградации Старцева:



  1. среда (Среда, бесспорно, сыграла огромную роль в превращении Старцева в Ионыча. Но её влияние не было определяющим, поскольку каждый человек в любых условиях имеет право на выбор. Ведь и в то время не каждый мыслящий человек превращался в «Ионыча».);



  1. что в самом герое способствовало и благоприятствовало деградации (Молодой Старцев поддаётся влиянию окружающей среды с готовностью, без малейшего сопротивления. Ему не приходится бороться с собой, мучиться, переживать. Ему с самого начала всё понравилось. Его устраивали покой и комфорт. Доктор Старцев довольно скоро научился не отделять себя от местных жителей. Он и судит себя вместе с ними: «Стареем, полнеем, опускаемся…» Постепенно Старцев выключил себя из приятной, творческой атмосферы театра, музыки, игры в винт. У него появилось бессмысленное развлечение – считать по вечерам «бумажки, добытые практикой». Постепенно Старцев становится своим в среде обывателей.







  1. Изменил ли Старцев свои убеждения? Имеет ли место духовное ренегатство?



Недостатки в характере и поведении (неспособность глубоко и самоотречённо любить, соединение увлечения с меркантильными соображениями, раздражительность, непоследовательность в убеждениях) приводят к духовной деградации. Имеет ли место духовное ренегатство, то есть отступничество от взглядов и убеждений? Ответ неоднозначен. Он разбогател, разжирел, но в основе этого каждодневный труд, огромная врачебная практика. Старцев популярен как умелый врач, но он утратил сострадание и человеколюбие. Деньги (а не облегчение человеческих страданий!) стали смыслом его жизни. В этом заключается его нравственное падение.



  1. Сравнение истории Старцева с историей Плюшкина (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)



Н. В. Гоголь: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!