СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке через использование элементов игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников. 

Использование мнемотехник при изучении и запоминании учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке через использование элементов игровых технологий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Невьянского городского округа









Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке через использование элементов игровых технологий






Составитель:

Хабибулина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория










г. Невьянск

2018 г.

Содержание


Введение

  1. Теоретическое обоснование. Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников.


  1. Игровые приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников, способствующие усвоению нового материала на уроке.



  1. Результаты диагностики по эффективности использования данных игровых приемов.

Заключение

Введение

Современные образовательные программы несут в себе больше количество информации, которое должен усвоить учащийся. Педагогам знакомо, как трудно бывает ребенку запомнить тот или иной теоретический материал урока. А если принять во внимание то, что ребенок должен усвоить материал не по одному предмету, а по нескольким, иногда задача кажется просто невыполнимой. Смешение понятий, выпадение части информации из памяти ребенка – то, что мешает дальнейшему усвоению учебного материала.

Возникает противоречие между потоком информации, необходимым для усвоения учебной программы и возможностями учащихся.

Перед педагогом встает проблема: как же помочь ребенку запоминать большее количество информации и более правильно применять ее в своей учебной деятельности?

Гипотеза: одним из выходов в данной ситуации может стать развитие ассоциативного мышления школьников на уроке.

Цель данной работы: теоретически обосновать и практически подтвердить действенность приемов запоминания учебного материала, основанных на ассоциативном мышлении школьника.

Задачи:

  1. Изучить дидактическое обоснование необходимости развития ассоциативного мышления школьника.

  2. Проанализировать возможность применения приемов развития ассоциативного мышления во время урока.

  3. Апробировать на практике игровые приемы, основанные на возможностях ассоциативного мышления школьников.

  4. Выявить эффективность использования данных приемов при усвоении учащимися нового материала.









Теоретическое обоснование. Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников

Ассоциацию как процесс активного мышления рассматривал в своих трудах Т. Рибо. Предложенный ещё Дж. Локком термин “ассоциация” стал главным в целом ряде концепций и школ, объединивших труды философов (Т. Гоббс, Р. Декарт) и психологов (А. Бен, Г. Спенсер, З. Фрейд, Г. Эббингауз) [6]. Р. С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст. А кому-то легче построить ассоциативную связь с новым материалом.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче.

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление у детей хорошо развито. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка.

Игровые приемы развития ассоциативного мышления

Сами приемы очень просты. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть как во время урока так и на перемене.

1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д. После чего можно предложить детям составить предложение, используя в нем как можно больше слов из ассоциации.

2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина. По памяти воспроизвести слово по его ассоциации.

3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт. Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена.

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – мама – радость – море – каникулы.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с мамой. У второго участника слово «мама» вызывает воспоминания о радостном событии. Третий участник может вспомнить о море, на котором он побывал и испытал радостные чувства. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о каникулах, том времени, когда он поедет на море.

При запоминании учебного материала возможно использование мнемотехник – это специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Основные мнемонические приемы, которые возможно применять на уроке при запоминании теоретического материала:

1.Буквенный код – образование смысловых фраз из начальных букв или использование аббревиатур.

2. Ассоциации – нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой ситуацией.

3. Рифмы - создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.

4. Созвучие - запоминание терминов с помощью созвучных или уже известных слов или словосочетаний.

5. Римская комната – присвоение запоминаемым объектам мест в хорошо известной вам комнате.



Примеры использования игровых приемов, основанных на ассоциативном мышлении при изучении нового материала

Предметная область

Тема

Класс

Игровой прием, основанный на возможностях ассоциативного мышления школьников.

1

Математика

Сравнение чисел

1кл.

Ассоциация Знаки , = детям предложено представить в образе «птички-жадины», которая поворачивает свой раскрытый клюв в сторону того числа, которое больше. Если числа равны, «птичка жадина» крутит головой и клюв от жадности ломается – получается знак =.

2

Математика

Умножение чисел вида 450*300

3кл.

Ассоциация Нули – ассоциация с колесами машины. При умножении записываем пример столбиком, оставляя ноли в стороне – в «гараже». Производим умножение, приписываем ноли –выкатываем все «колеса» из «гаража».

3

Математика

Деление многозначного числа на однозначное (письменный прием)

3-4 кл.

Ассоциация При делении столбиком, когда сносим одну цифру, но ее недостаточно для образования следующего делимого, приходится сносить вторую цифру. При этом действии дети часто забывают писать ноль в ответ. Небольшой игровой прием помогает запомнить необходимость этого действия. Игра «Банк» - первый «заем» (первая цифра) дается «без процентов», второй заем (вторая цифра) –заплати «налог». Ноль в ответе – ассоциация с «денежкой» (налогом).

4

Математика

Порядок действий в числовом выражении

3кл.

Ассоциация Для запоминания порядка действий предлагается игра «Баталия». Каждый ребенок – полководец. И победа в сражении зависит от него. Ассоциации: скобочки – крепости, сильные действия – всадники, слабые действия – пехота. Ход сражения: 1. Захватываем крепости (решаем действия в скобочках) – поднимаем победные флаги (результат действия в скобочках). 2. В бой вступает конница в боевом порядке (выполняем умножение, деление по порядку). 3. В бой идет пехота (выполняем сложение, вычитание по порядку). 4. Выигрываем сражение (получаем результат выражения).

5

Математика

Построение прямых, пересекающихся под прямым углом


Ассоциация Игра «Паровоз – прямонос». Угольник представляется в виде паровозика, нижняя линия прямого угла – колесики, боковая линия кабина (возможно прямо на линейке нарисовать колесики и фару паровоза). Прямая линия – рельсы, точка на прямой – станция. Паровоз –прямонос встает на рельсы и едет до станции. После чего по кабине паровоза проводится перпендикулярная прямая. Точно так же паровоз-прямонос используется для нахождения прямых углов среди предложенных.

6

Русский язык

Фонетический анализ слова

2-3 класс

Ассоциация + моторная память Дети испытывают затруднение при характеристике отдельных звуков. Путают характеристики гласного и согласного звука, забывают основные характеристики звука. Поможет игра «Горошинка». В игре задействована моторика. Представляем звук в виде «горошины», кладем на голову (пальчик на голове). Если звук гласный- горошина не скатится с головы. Она подскочит и ударит по голове, если гласный – ударный, либо останется лежать, если гласный – безударный. Согласный звук – горошина катится в рот (пальчик ведем к губам), произносим звук – определяем мягкость-твердость, определяем парность. Горошина катится к уху (ведем пальчик к уху) – закрываем уши, определяем звонкость глухость звука, парность по звонкости-глухости. С помощью данного приема характеристику звуков довольно легко осваивают дети с ОВЗ.

7

Русский язык

Морфологический разбор прилагательного

3 кл.

Буквенный код Трудность при запоминании характеристик. Используем прием – аббревиатура. Постоянные признаки: качественное, относительное притяжательное; полное или краткое. Для запоминания- КОП. Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для запоминания РЧП. Два коротких слова запомнить легче, чем полный разбор.

8

Русский язык

Обстоятельство

3кл.

Рифмы Чтобы запомнить вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Запомню все вопросы так:

Где?, Когда?, Куда?, Откуда?,

Почему?, Зачем? и Как?

9

Окружающий мир

Запоминание материков

2 кл.

Ассоциация Детям предлагается произвести ассоциацию формы материков с любыми предметами. Например: Южная Америка – рожок мороженого, Северная Америка – голова слона. Ассоциация: слон ест мороженое – Северная Америка и Южная Америка)

10

Окружающий мир

Запоминание океанов

2 кл.

Буквенный код На доске появляется русалочка – жительница четырех океанов. Детям предлагается по первым буквам названий океанов придумать имя русалочке (Тихий, Атлантический, Северный ледовитый, Индийский). Например: русалочка Таис, русалочка Сати.

11

Окружающий

мир

Запоминание месяцев в которых 30 дней

2 кл.

Буквенный код Детям часто сложно запомнить месяцы в которых 30 дней, далеко не у всех получается определять это по костяшкам пальцев. Можно запомнить это с помощью простой аббревиатуры САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь). В календаре два месяца на «а» и два месяца на «и». Берется первый месяц в календаре на эту букву.





Подобных игр можно создать множество. Это даст ребенку еще одну возможность запомнить теоретический материал или алгоритм действия.





Результаты диагностики по эффективности использования данных игровых приемов.



Приведены результаты усвоения учащимися отдельных тем, при изучении которых использовались игровые приемы, основанные на возможностях ассоциативного мышления школьников; результаты диагностики уровня школьной мотивации учащихся и интереса к изучаемому предмету.


Результаты диагностики учащихся 3 В класса, в классе 25 человек.






















Интерес учащихся к изучаемому предмету









Оценка уровня школьной мотивации учащихся по методике Н. Лускановой, 3В класс, 1 полугодие 2017 – 2018 уч. года



При анализе результатов использования игровых приемов, основанных на ассоциативных возможностях мышления учащихся, можно сделать вывод, что данные приемы действительно эффективны. Детям проще усваивать теоретический материал и алгоритмы действий. Использование игровых приемов способствует повышению интереса учащихся к предмету, повышению уровня школьной мотивации. Дети с более высокими способностями стремятся самостоятельно использовать приемы ассоциативного мышления в учебной практике, что способствует развитию их творческих способностей.



















Заключение



Приведенные в данной работе примеры использования приемов ассоциативного мышления, конечно, не являются эталоном.  Технология использования этих приемов зависит от изучаемой темы, от возраста учащихся, от уровня класса. Но в одном я уверена, что регулярное использование приемов развития ассоциативного мышления на уроках в начальной школе развивает воображение школьников, позволяет легче усваивать новый материал, понимать его смысл. Кроме того этот метод является эффективным способом формирования компетенций, поддерживающих творческую деятельность учащихся.



«…слово, случайно запавшее в голову, распространяется вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно связан с опытом и памятью, с воображением и сферой бессознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он во все вмешивается, контролирует, понимает или отвергает, созидает или разрушает».
                                                                                                         Джани Родари

























Библиографический список

Азимов А. Загадки микрокосмоса : От атома до галактики. Москва : ЗАО Центрполиграф, 2004. 287 с.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -М.: Прогресс, 1980. -527 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1996. -412с.
Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии / Т.И. Мишина // Начальная школа. – 1996. – № 9. – С. 21-23.

Мороз О.П. Прекрасна ли истина? Москва : Знание, 1989. 208 с.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2.Психология образования. -М.: Просвещение. Владос, 1994. -496 с.

Интернет-ресурс:

http://newgoal.ru/razvitie-associativnogo-myshleniya/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!