СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности обучающихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная информация позволяет учителям узнать методы и приемы организации урока для формирования и  развития ЧГ учащихся с использованием надпредметной технологии РКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности обучающихся»

Курсовая работа по теме: «Эффективные приемы развития читательской грамотности и  soft-skills навыков учащихся в процессе обучения по действующим и обновленным ФГОС » Садвакасова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Лицей № 19», руководитель проект «Школа Минпросвещения России», руковоитель ГМО учителей ОРКСЭ высшей категории МБОУ «Лицей № 19»

Курсовая работа по теме: «Эффективные приемы развития читательской грамотности и

soft-skills навыков учащихся в процессе обучения по действующим и обновленным ФГОС »

Садвакасова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Лицей № 19»,

руководитель проект «Школа Минпросвещения России», руковоитель ГМО учителей ОРКСЭ высшей категории

МБОУ «Лицей № 19»

 Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств.   Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию   зависит успех ученика и его желание учит ься   Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию  зависит успех ученика и его желание учит ься

Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,

а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

  Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).   Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ? Потому что в современных учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации.   Тексты «используются» для решения учебных задач!!! Как только ученик сталкивается с текстом не в учебной ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников

В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ?

  • Потому что

в современных

учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации.

  • Тексты «используются»

для решения учебных задач!!!

  • Как только ученик сталкивается с текстом не в учебной ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников
Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности  связана с тем, что  изменились цели школьного  образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать  знания для решения различных задач, находить нужную информацию,  преобразовывать информацию для создания новых знаний.

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что изменились цели школьного образования:

  • от освоения системы знаний
  • к формированию способности использовать

знания для решения различных задач, находить нужную информацию,

  • преобразовывать

информацию для создания новых знаний.

Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.
  • Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми

подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию читательской грамотности Если в конце XX века основным и преобладающим то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию читательской грамотности

Если в конце XX века основным и преобладающим

то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была

направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные

тексты,

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.   Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.  Так тест PISA оценивает следующие читательские умения:  1. Найти и извлечь информацию.  2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.  3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста.  Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения: 1. Найти и извлечь информацию. 2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста. 3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста. 

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.

Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.

Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

Но при этом  современному школьнику важно научиться понимать информацию  - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников,  что предусматривает, помимо анализа,  синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как  сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов,  интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда  противоречащих по содержанию, источников. В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.
  • Но при этом современному школьнику важно научиться понимать информацию - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда противоречащих по содержанию, источников.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить

информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

Типы текстов Несплошные тексты включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.)нформационные листы и объявления.    Сплошные тексты - без визуальных изображений (газетные статьи, эссе, романы)   Смешанные тексты   (веб-страницы, журнальные статьи)   Составные тексты  (несколько обложек,  журналов разной  направленности ) составные (множественные), включающие несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

Типы текстов

  • Несплошные тексты

включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.)нформационные листы и объявления.

Сплошные тексты - без визуальных изображений

(газетные статьи, эссе,

романы)

Смешанные тексты

(веб-страницы,

журнальные статьи)

Составные тексты

(несколько обложек,

журналов разной

направленности )

составные (множественные),

включающие несколько текстов, каждый из

которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий   Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий 1. Находить и извлекать информацию 1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); 1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации; 1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 1.3. Определять наличие/отсутствие информации;

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

1. Находить и извлекать информацию

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на

сайт и т.д.);

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте

текста;

1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации;

2. Интегрировать и интерпретировать информацию 2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.); 2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; 2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.); 2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; 2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев; 2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные

отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев;

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);

3. Осмысливать и оценивать  содержание и форму текста 3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3.3. Понимать назначение структурной единицы текста 3.4. Оценивать полноту, достоверность информации 3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)

относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором

приемов

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста 4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

4. Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки,

выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых

знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который

обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Каждая из групп, характеристика которых дана, состоит из конкретных умений. В предлагаемой  концепции используется следующая классификация. Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий 1. Находить и извлекать информацию 2. Интегрировать и интерпретировать информацию 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста 4. Использовать информацию из текста

Каждая из групп, характеристика которых дана, состоит из конкретных умений. В предлагаемой концепции используется следующая классификация.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий

1. Находить и извлекать информацию

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. Использовать информацию из текста

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста. Поиск информации Извлечение информации Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.

  • Поиск информации
  • Извлечение информации

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.

  • Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не

сообщается напрямую.

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста  Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими вне тестовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста.

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

  • Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям

для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать.

  • Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими вне тестовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста.
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. активная работа читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

  • умение читателя применять информацию, представленную в тексте

для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • активная работа читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса,

последующих результатов эксперимента на основе информации текста.

 РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы действия, соответствующие уровням ЧГ. 1в уровень:  чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять. 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему. 2 уровень :  обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать. 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы. 4 уровень:  анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать. 5 уровень:  критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение. 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы действия, соответствующие уровням ЧГ.

  • 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
  • 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
  • 2 уровень : обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
  • 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
  • 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
  • 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
  • 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

Чтобы дать характеристику главному герою отрывка, составьте ДИАМАНТУ к тексту «Багульник» с ключевым понятием Он (Коста). Диаманта - это форма из 7 строк, при этом слова 1,2,3 строк характеризуют ключевое слово с одной стороны, а 5,6,7 характеризую понятие с противоположным значением. Строчка 4 заключает в себе общее суждение для 1-3 и 5-7 строчек .   Схема построения строчка 1: Он.(существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия или глагола ) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия или глагола) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное-антоним к ключевому слову)

Чтобы дать характеристику главному герою отрывка, составьте ДИАМАНТУ к тексту «Багульник» с ключевым понятием Он (Коста).

  • Диаманта - это форма из 7 строк, при этом слова 1,2,3 строк характеризуют ключевое слово с одной стороны, а 5,6,7 характеризую понятие с противоположным значением.
  • Строчка 4 заключает в себе общее суждение для 1-3 и 5-7 строчек .

Схема построения

  • строчка 1: Он.(существительное)
  • строчка 2: определение (2 прилагательных)
  • строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
  • строчка 4: ассоциации (4 существительных)
  • строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
  • строчка 6: определение (2 прилагательных)
  • строчка 7: тема (существительное-антоним к ключевому слову)

Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.

Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.

Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ. 1в уровень:  чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять. 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему. 2 уровень :  обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать. 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы. 4 уровень:  анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать. 5 уровень:  критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение. 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.

  • 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
  • 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
  • 2 уровень : обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
  • 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
  • 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
  • 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
  • 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.

Примеры применения вопросов таксономии Б.Блума технологии РКМЧП. - сравните образы Толстого и Тонкого в рассказе А.П. Чехова «Тостый и Тонкий»; - систематизируйте материал в форме любой схемы.

Примеры применения вопросов таксономии Б.Блума технологии РКМЧП.

- сравните образы Толстого и Тонкого в рассказе А.П. Чехова «Тостый и Тонкий»;

- систематизируйте материал в форме любой схемы.

Примеры применения приёмов технологии РКМЧПна уроках литературы   - раскройте роль природы и монастыря в судьбе Мцыри; - объедините материал в графическу схему.

Примеры применения приёмов технологии РКМЧПна уроках литературы

- раскройте роль природы и монастыря в судьбе Мцыри;

- объедините материал в графическу схему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!