Курсовая работа по теме: «Эффективные приемы развития читательской грамотности и
soft-skills навыков учащихся в процессе обучения по действующим и обновленным ФГОС »
Садвакасова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Лицей № 19»,
руководитель проект «Школа Минпросвещения России», руковоитель ГМО учителей ОРКСЭ высшей категории
МБОУ «Лицей № 19»
Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию зависит успех ученика и его желание учит ься
Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,
а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)
В чем заключается разница между текстами учебника и заданиями, развивающими ЧГ?
в современных
учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации.
для решения учебных задач!!!
- Как только ученик сталкивается с текстом не в учебной ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников
Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что изменились цели школьного образования:
- от освоения системы знаний
- к формированию способности использовать
знания для решения различных задач, находить нужную информацию,
информацию для создания новых знаний.
- Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми
подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.
Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию читательской грамотности
Если в конце XX века основным и преобладающим
то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была
направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные
тексты,
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения: 1. Найти и извлечь информацию. 2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста. 3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста.
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.
Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.
Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.
- Но при этом современному школьнику важно научиться понимать информацию - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда противоречащих по содержанию, источников.
В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить
информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.
Типы текстов
включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.)нформационные листы и объявления.
Сплошные тексты - без визуальных изображений
(газетные статьи, эссе,
романы)
Смешанные тексты
(веб-страницы,
журнальные статьи)
Составные тексты
(несколько обложек,
журналов разной
направленности )
составные (множественные),
включающие несколько текстов, каждый из
которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
1. Находить и извлекать информацию
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на
сайт и т.д.);
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации;
1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте
текста;
1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации;
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные
отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев;
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей автора
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором
приемов
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки,
выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых
знаний
4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который
обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Каждая из групп, характеристика которых дана, состоит из конкретных умений. В предлагаемой концепции используется следующая классификация.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
1. Находить и извлекать информацию
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4. Использовать информацию из текста
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.
- Поиск информации
- Извлечение информации
Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
- Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не
сообщается напрямую.
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
- Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям
для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать.
- Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими вне тестовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста.
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста
- умение читателя применять информацию, представленную в тексте
для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- активная работа читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса,
последующих результатов эксперимента на основе информации текста.
РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы действия, соответствующие уровням ЧГ.
- 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
- 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
- 2 уровень : обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
- 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
- 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
- 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
- 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.
Чтобы дать характеристику главному герою отрывка, составьте ДИАМАНТУ к тексту «Багульник» с ключевым понятием Он (Коста).
- Диаманта - это форма из 7 строк, при этом слова 1,2,3 строк характеризуют ключевое слово с одной стороны, а 5,6,7 характеризую понятие с противоположным значением.
- Строчка 4 заключает в себе общее суждение для 1-3 и 5-7 строчек .
Схема построения
- строчка 1: Он.(существительное)
- строчка 2: определение (2 прилагательных)
- строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
- строчка 4: ассоциации (4 существительных)
- строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
- строчка 6: определение (2 прилагательных)
- строчка 7: тема (существительное-антоним к ключевому слову)
Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.
Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.
- 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
- 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
- 2 уровень : обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
- 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
- 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
- 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
- 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.
Примеры применения вопросов таксономии Б.Блума технологии РКМЧП.
- сравните образы Толстого и Тонкого в рассказе А.П. Чехова «Тостый и Тонкий»;
- систематизируйте материал в форме любой схемы.
Примеры применения приёмов технологии РКМЧПна уроках литературы
- раскройте роль природы и монастыря в судьбе Мцыри;
- объедините материал в графическу схему.