Прочитайте главу из книги искусствоведа и филолога Д.С. Лихачёва «Земля родная», изучите инфографику и выполните предложенные задания.
Задание можно предложить ученикам 6 класса в качестве подготовительной работы перед изучением раздела «Лексикология».
Учиться говорить и писать
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком — устным и письменным — надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, — качеств человека, который пользуется языком народа.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.
А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.
Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками»? Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. У него будут «свои» слова для денег, для заработков — законных и особенно незаконных, — для всякого рода махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится (бывают, впрочем, прозвища, в которых люди выражают свою любовь и ласку к тому или иному человеку, — это другое дело).
Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, а не просто предполагаю.
Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном.
Если вам приходится часто публично выступать, — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим — это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут — слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут — они вас еще продолжают слушать; через пятнадцать минут — они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте — перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдет до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, — вы пропали.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас.
Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам, — интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться — к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить — и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.
Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приемами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах о своем выступлении: «Я еще об этом скажу», «Мы еще к этому вернемся», «Обратите внимание на...» и т. д.
А уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.
Но как научиться писать? Если для того, чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, — надо писать, писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать — вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили.) Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Ниже приведены данные опроса ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения).
В конце текста автор пишет: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». С какой целью автор проводит подобное сравнение? Запишите свой ответ.
Группа читательских действий: Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Умение: Понимать назначение структурной единицы текста.
В тексте вам встретилось словосочетание «жаргонные выражения». Подумайте и на основе представленной в тексте информации определите, какие слова называют жаргонизмами. Запишите ваше определение.
Группа читательских действий: Интегрировать и интерпретировать информацию.
Умение: Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
На основе текста сформулируйте ТРИ совета для успешного публичного выступления, которые даёт Д.С. Лихачёв. Запишите их.
Группа читательских действий: Находить и извлекать информацию.
Умение: Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Какова роль предложения «Нет, учиться говорить и писать нужно все время» в общей композиции текста? Выберите ОДИН вариант ответа.
Предложение содержит распространённое в среде молодёжи мнение.
Предложение отражает мнение автора текста.
Предложение отражает позицию тех, кому возражает автор.
Группа читательских действий: Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Умения: Оценивать содержание текста или его элементов относительно целей автора, понимать назначение структурной единицы текста.
Шестиклассник Вася не любит читать и с пренебрежением отзывается о произведениях, входящих в школьную программу. Он любит рассказывать друзьям смешные, но затянутые и излишне подробные истории. Часто Вася сбивается с мысли, забывает, о чём и для чего говорит. Нередко подросток сквернословит, чтобы казаться взрослее. Одобрил бы такое речевое поведение Д.С. Лихачёв? Своё мнение подтвердите цитатами из текста.
Группа читательских действий: Использовать информацию из текста.
Умения: Понимать назначение структурной единицы текста. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Обратитесь к инфографике (данным опроса). Запишите по одному примеру того, на что россияне тратили больше и меньше времени в сравнении со временем, уделённым чтению.
Группа читательских умений: Интегрировать и интерпретировать информацию.
Умение: Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.