СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.Р. Филина

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель Ю. В. Михель, преподаватель


В современной школе важнейшим направлением, выделенным как в федеральных государственных образовательных стандартах, так и в национальном проекте «Образование», становится развитие личности ребенка, его творческого потенциала, успешности и конкурентоспособности. Особую роль в этом процессе занимает формирование универсальных учебных действий, что невозможно без достижения определенного уровня читательской грамотности обучающегося. Она позволяет эффективно овладевать различными способами работы с информацией, самостоятельно добывать новые знания из различных источников и эффективно использовать их в разнообразной деятельности.

Ступень начального образования предъявляет серьезные требования к развитию младшего школьника, способного к взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и личностному росту. В этой связи огромное значение приобретает важность уроков литературного чтения. Формирование читательской грамотности детей происходит в постоянном расширении образовательных и воспитательных возможностей данных уроков.

Владение навыками чтения является фундаментом для обучения ребёнка и изучения всех предметов в начальной школе, но для успешного достижения результатов, предусмотренных требованиями ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), обучающиеся младшего школьного возраста должны иметь богатый словарный запас, освоить необходимую технику чтения, уметь осуществлять поиск необходимой информации в тексте, владеть навыками устной и письменной речи, понимать и осмысливать прочитанное. Владение этими навыками способствует познанию мира, расширению кругозора, развитию творческих способностей и интеллекта ребёнка [1].

Определение термину «грамотность» находим в педагогическом словаре А.М. Новикова: «грамотность - это владение человеком навыками устной и письменной речи согласно нормам литературного языка. Грамотность имеет и более широкое толкование - как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять» Читательская же грамотность подразумевает ещё и умение человека работать с информацией.

Исследования PISA измеряют такие компоненты читательской грамотности, как: поиск и извлечение информации, интегрирование и интерпретация, осмысление и оценка.

Понятие «читательская грамотность» в отчёте PISA-18, это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [8], также PISA изучает мотивацию к чтению и формирование способностей понимать прочитанное и восполнять пробелы недопонимания.

С 2001 года в международном сопоставительном исследовании читательской грамотности и её главных компонентов: качества чтения и понимания текста PIRLS [7] участвуют и российские школьники 10-летнего возраста. Международная ассоциация по оценке учебных достижений четвероклассников стран мира также изучает методики обучения читательской грамотности и оценивает читательские умения детей по следующим критериям: нахождение информации в заданном виде, умение делать выводы, интерпретировать и обобщать информацию, анализировать и давать свою оценку содержания текста, его структуры и языковых особенностей. С помощью тестов PIRLS и PISA измеряется практическая, действенная, функциональная сторона приобретаемого в школе умения – умения понимать прочитанное и использовать его при решении собственных задач. Критерии оценки читательской грамотности, учитываемые в исследованиях PISA и PIRLS прописаны как метапредметные результаты к требованиям выпускников, согласно ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

В современной российской педагогической литературе проблема формирования читательской грамотности младших школьников очень актуальна.

Н. Н. Сметанникова считает, что жизнедеятельность человека в обществе обеспечивается не только грамотностью чтения (характеристика процесса чтения), но и читательской грамотностью – осознанием человека, что и зачем он читает, умением критически осмысливать информацию, пониманием, где и как сможет использовать полученную информацию. Т.е. читательская грамотность формируется самим человеком, исходя из его мыслительных способностей и личных качеств и культуры, является умением использовать полученную информацию для решения учебных, социальных и других задач в жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование читательской грамотности Наталья Николаевна также связывает с развитием смешанного обучения чтению детей: «с листа и с экрана, поскольку электронные тексты рассматриваются сегодня как часть всех письменных текстов, при этом текст понимается в самом широком смысле, в качестве типа читаемого материала. Подчеркнем, что во всех случаях становления и развития различных видов грамотности (юридической, финансовой, математической, информационной и др.) чтение выступает в качестве инструментария». [6]

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально,   но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Одна из ключевых проблем становления читательской деятельности детей — развитие интереса к чтению. Наличие такого интереса — это не просто активная познавательная направленность детей на книгу, которая вызывает у них положительные эмоции и желание с ней взаимодействовать: рассматривать, листать, читать, проявлять избирательность и увлечённость.

Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к читательской деятельности у младших школьников является задержка психического развития (ЗПР).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это особая группа учащихся, которые сталкиваются с различными физическими или психическими нарушениями.

В эту категорию входят дети с проблемами слуха, зрения, речи, двигательного аппарата, интеллекта, а также с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра и другие комплексные нарушения развития. Одну из категорий представляют дети с задержкой психического развития. Здесь речь идет о замедлении темпа развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний. У детей с задержкой психического развития также наблюдается задержка мышления, снижение объема памяти, замедление развития произвольности психических процессов и неустойчивость внимания.

В современной системе образования эти дети обучаются в рамках инклюзии, которая предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности развития. Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к читательской деятельности у младших школьников является задержка психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития больше всего допускают ошибки при работе с текстом. Чаще всего обучающиеся с задержкой психического развития работают с текстами на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира, которые требуют особого внимания и адаптации. Поэтому уже на этапе подготовки к уроку необходимо применять индивидуальный подход для адаптации учебного материала. Это может включать использование различных методик и техник, направленных на облегчение восприятия текста и повышение понимания содержания.

Эффективность обучения младших школьников с задержкой психического развития, в том числе и чтению, связана с их учебными навыками и интересами, что требует особого внимания: у таких детей недостаточно развиты любознательность и инициативность, также наблюдается слабость в проявлении мотивации к приобретению новых знаний, ослабленное желание заниматься различными видами учебной деятельности. Психофизическим основанием для отсутствия интереса к чтению у младших школьников с задержкой психического развития могут быть самые разные причины.

Среди них:

‒ замедленный темп приёма и обработки зрительной информации, установления ассоциативных связей между слуховым, зрительным и речевыми центрами, принимающими участие в процессе чтения;

‒ низкий темп протекания мыслительных операций, который лежит в основе осмысления получаемой информации;

‒ слабость контроля своих действий, повышенная утомляемость и истощаемость.

Одним из важных компонентов читательской грамотности является понимание прочитанного текста. Развитию данного навыка способствует смысловое чтение.

Развитие навыков смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития будет включать в себя развитие умений: понимать и осознавать цель чтения (для чего я должен сейчас читать?); выбирать вид чтения, отталкиваясь от цели (как я узнаю новое (то, что мне необходимо)? каким образом, где я могу получить эту информацию?); определять основную и второстепенную информацию; воспринимать тексты разных стилей; уметь оценивать текстовую информацию.

Для развития смыслового чтения применимо использование знаково-символической наглядности, например, алгоритмов, в которых главные слова из текста заменяются картинками (понятиями). Последовательное разложение картинок по смыслу текста позволит детям восстановить последовательность и логичность содержания. Меняя картинки в алгоритме местами, учитель может задавать вопрос, создавать проблемные ситуации [5].

Очень интересен прием – «чтение с остановками» [3].

Схема реализации стратегии смыслового чтения будет заключаться в следующем:

1. Перед прочтением текста учитель может поделиться собственным опытом прочтения, личным отношением к сюжету.

2. Обсудить название текста с детьми. Почему произведение так называется? Что может произойти в тексте с таким названием? Какое событие?

3. Начинается чтение, в его процессе учителем делаются остановки, он заранее выделяет их. Во время остановок задаются вопросы. Вопросы должны соответствовать цели чтения: «Что произойдет дальше?», «Чем закончится рассказ?», «Почему он так поступил», «Что значит?» и т.д. дети выдвигают свои версии событий. После ответа на поставленные вопросы чтение продолжается. Остановок не может быть больше двух-трех на небольшой, доступный младшим школьникам с задержкой психического развития, текст.

4. После окончания чтения можно предложить подобрать к тексту пословицы или поговорки, связанные с его содержанием. Такое «медленное чтение» позволит младшим школьникам с задержкой психического развития глубже вникнуть в его содержание [3].

Данные способы и приемы читательской деятельности можно и целесообразно использовать в процессе обучения смысловому чтению младших школьников с задержкой психического развития.

Проблема чтения у обучающихся с задержкой психического развития — слишком долгое формирование навыка чтения. Современная педагогика широко рассматривает вопросы, связанные с формированием у детей этого навыка. Большинство исследований касается таких характеристик, как беглость, выразительность, правильность и осознанность чтения. Проблемы формирования навыка чтения у нормально развивающихся младших школьников детально раскрыты исследователями (О. В. Джежелей [2], К. Д. Ушинский [4]и др.).

Однако проблема развития читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития недостаточно представлена в психолого-педагогической литературе, это говорит о необходимости разработки новых психолого-педагогических технологий и методических рекомендаций, способствующих развитию данной деятельности, учитывая разноуровневое обучение детей с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2), предполагаемое Стандартом.

Следовательно, проблему развития интереса обучающихся с ЗПР к читательской деятельности можно рассматривать как особо актуальную, ведь многие школьные дисциплины опираются на умение детей читать, на уровень развития навыка чтения.



Библиографический список

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 1 с.

  2. Джежелей О. В. Литературное чтение: учебник по обучению грамоте и чтению. М.: ДРОФА, 2008. 198

  3. Загашев, И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Лекция 1. Стратегия «Чтение с остановками» [Электронный ресурс] / И.О. Загашев // Педагогический университет «Первое сентября». Режим доступа : https://lib.1sept.ru/2004/17/15.htm

  4. Калинина О. А., Калуцких Г. В., Сазыкина Т. И. Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского // Педагогическое мастерство: материалы XIV Международной научной конференции (Казань, октябрь 2021). Казань: Молодой учёный, 2021. С. 8—12. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16691/ (дата обращения: 04.11.2023)

  5. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов [Электронный ресурс] / Под общей ред. Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. 68 с. Режим доступа: https://is.gd/HFJ74y

  6. Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С. 41—48.]

  7. ФИОКО. PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/pirls (дата обращения 27.10.2023).]

  8. Функциональная грамотность: глобальные компетенции / Отчёт по результатам международного исследования PISA-2018. - Москва, 2020. -54с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!