СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской компетентности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской компетентности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

Развитие читательской компетентности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор:

Филина Алина, студентка группы 21П-7

Название организации:

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж им. М. Горького №1»


Аннотация: В современной школе важнейшим направлением, выделенным как в федеральных государственных образовательных стандартах, так и в национальном проекте «Образование», становится развитие личности ребенка, его творческого потенциала, успешности и конкурентоспособности. Особую роль в этом процессе занимает формирование универсальных учебных действий, что невозможно без достижения определенного уровня читательской компетантности обучающегося. Она позволяет эффективно овладевать различными способами работы с информацией, самостоятельно добывать новые знания из различных источников и эффективно использовать их в разнообразной деятельности.

Ключевые слова: читательская компетентность, задержка психического развития.


 С каждым годом становится всё меньше детей, которые любят читать. А ведь чтение связано со всеми другими школьными дисциплинами. И поэтому уже в начальной школе необходимо учить ребенка работать с текстом, выделять в нём главное, то есть – развивать читательскую компетентность школьника. 

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Это напрямую связано со специфико - предметными умениями, формируемыми в ходе уроков литературного чтения, какими является формирование читательской компетентности на основе содержания литературного образования. Под читательской компетентностью понимают сформированные знания умения и умения в области чтения. Читательская компетентность напрямую связана с понятием «читательские умения» [6]. В соответствии с ФГОС читательские умения являются общеучебными, т. к. относятся к ключевым компетентностям, имеющим универсальное значение для различных видов деятельности, а это привносит значимость в процесс формирования читательской компетентности [1].

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития [2].

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской компетентности и культуры. Как это ни парадоксально,   но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Учитель должен в каждом своём ученике  раскрыть умения  и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также  помочь ему научиться учиться.

Одна из ключевых проблем становления читательской деятельности детей — развитие интереса к чтению. Наличие такого интереса — это не просто активная познавательная направленность детей на книгу, которая вызывает у них положительные эмоции и желание с ней взаимодействовать: рассматривать, листать, читать, проявлять избирательность и увлечённость.

Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к читательской деятельности у младших школьников является задержка психического развития (ЗПР). Эффективность обучения младших школьников с задержкой психического развития, в том числе и чтению, связана с их учебными навыками и интересами, что требует особого внимания: у таких детей недостаточно развиты любознательность и инициативность, также наблюдается слабость в проявлении мотивации к приобретению новых знаний, ослабленное желание заниматься различными видами учебной деятельности [10].

Психофизическим основанием для отсутствия интереса к чтению у младших школьников с задержкой психического развития могут быть самые разные причины.

Среди них:

‒ замедленный темп приёма и обработки зрительной информации, установления ассоциативных связей между слуховым, зрительным и речевыми центрами, принимающими участие в процессе чтения;

‒ низкий темп протекания мыслительных операций, который лежит в основе осмысления получаемой информации;

‒ слабость контроля своих действий, повышенная утомляемость и истощаемость.

Проблема чтения у обучающихся с задержкой психического развития — слишком долгое формирование навыка чтения. Современная педагогика широко рассматривает вопросы, связанные с формированием у детей этого навыка. Большинство исследований касается таких характеристик, как беглость, выразительность, правильность и осознанность чтения. Проблемы формирования навыка чтения у нормально развивающихся младших школьников детально раскрыты исследователями (О. В. Джежелей [3], К. Д. Ушинский [5] и др.).

Учитель начальных классов должен своевременно научить ребёнка читать, поэтапно улучшая его технику чтения, чтобы он мог самостоятельно читать и понимать то, что он читает. Если у школьника хорошо сформирован навык чтения, то у него будет проявляться интерес к такой деятельности. Данные, представленные в научных исследованиях (О. Б. Жесан [4], Г. А. Рейс [7], И. П. Сметанкина [8]), также свидетельствуют о том, что интерес к чтению и книге формируются именно на этапе начального обучения. Тогда и решается вопрос о том, будет ли отношение ученика к книге активным или пассивным. А читают современные дети всё меньше и меньше. На наш взгляд, это связано не только с жёсткой конкуренцией интернета и телевидения, но и с тем, что книги очень дорогие и не каждый родитель может купить понравившуюся книгу или новинку детской литературы. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определённом возрасте, иначе дружба с этой книгой может и не состояться.

Следовательно, проблему развития интереса обучающихся с задержкой психического развития к читательской деятельности можно рассматривать как особо актуальную, ведь многие школьные дисциплины опираются на умение детей читать, на уровень развития навыка чтения.





Список литературы

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 1 с.

  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. «От действия к мысли». МПросвещение - 2011 г., Из-ние 3, с. 151.

  3. Джежелей О. В. Литературное чтение: учебник по обучению грамоте и чтению. М.: ДРОФА, 2008. 198].

  4. Жесан О. Б. Формирование читательской компетентности младших школьников // Школьная библиотека. 2010. № 5. С. 24—26.,

  5. Миронова Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников (из опыта работы) // Начальная школа. 2011. № 8. С. 74—75

  6. Калинина О. А., Калуцких Г. В., Сазыкина Т. И. Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского // Педагогическое мастерство: материалы XIV Международной научной конференции (Казань, октябрь 2021). Казань: Молодой учёный, 2021. С. 8—12. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16691/ (дата обращения: 04.11.2023).]

  7. Лыюрова Н. В., Назметдинова И. С. «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Издательство ГАОУ АО ДПО АИПКП Астрахань -2012г, с. 91.

  8. Рейс Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 11. С. 32—38.

  9. Сметанкина И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 143 с. URL: https://vk.cc/begnbE (дата обращения: 04.11.2023).

  10. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. II. –   М: Медицина. –   1959. –   406 с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!