Развитие читательской компетентности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Автор:
Филина Алина, студентка группы 21П-7
Название организации:
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж им. М. Горького №1»
Аннотация: В современной школе важнейшим направлением, выделенным как в федеральных государственных образовательных стандартах, так и в национальном проекте «Образование», становится развитие личности ребенка, его творческого потенциала, успешности и конкурентоспособности. Особую роль в этом процессе занимает формирование универсальных учебных действий, что невозможно без достижения определенного уровня читательской компетантности обучающегося. Она позволяет эффективно овладевать различными способами работы с информацией, самостоятельно добывать новые знания из различных источников и эффективно использовать их в разнообразной деятельности.
Ключевые слова: читательская компетентность, задержка психического развития.
С каждым годом становится всё меньше детей, которые любят читать. А ведь чтение связано со всеми другими школьными дисциплинами. И поэтому уже в начальной школе необходимо учить ребенка работать с текстом, выделять в нём главное, то есть – развивать читательскую компетентность школьника.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Это напрямую связано со специфико - предметными умениями, формируемыми в ходе уроков литературного чтения, какими является формирование читательской компетентности на основе содержания литературного образования. Под читательской компетентностью понимают сформированные знания умения и умения в области чтения. Читательская компетентность напрямую связана с понятием «читательские умения» [6]. В соответствии с ФГОС читательские умения являются общеучебными, т. к. относятся к ключевым компетентностям, имеющим универсальное значение для различных видов деятельности, а это привносит значимость в процесс формирования читательской компетентности [1].
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития [2].
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской компетентности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Учитель должен в каждом своём ученике раскрыть умения и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.
Одна из ключевых проблем становления читательской деятельности детей — развитие интереса к чтению. Наличие такого интереса — это не просто активная познавательная направленность детей на книгу, которая вызывает у них положительные эмоции и желание с ней взаимодействовать: рассматривать, листать, читать, проявлять избирательность и увлечённость.
Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к читательской деятельности у младших школьников является задержка психического развития (ЗПР). Эффективность обучения младших школьников с задержкой психического развития, в том числе и чтению, связана с их учебными навыками и интересами, что требует особого внимания: у таких детей недостаточно развиты любознательность и инициативность, также наблюдается слабость в проявлении мотивации к приобретению новых знаний, ослабленное желание заниматься различными видами учебной деятельности [10].
Психофизическим основанием для отсутствия интереса к чтению у младших школьников с задержкой психического развития могут быть самые разные причины.
Среди них:
‒ замедленный темп приёма и обработки зрительной информации, установления ассоциативных связей между слуховым, зрительным и речевыми центрами, принимающими участие в процессе чтения;
‒ низкий темп протекания мыслительных операций, который лежит в основе осмысления получаемой информации;
‒ слабость контроля своих действий, повышенная утомляемость и истощаемость.
Проблема чтения у обучающихся с задержкой психического развития — слишком долгое формирование навыка чтения. Современная педагогика широко рассматривает вопросы, связанные с формированием у детей этого навыка. Большинство исследований касается таких характеристик, как беглость, выразительность, правильность и осознанность чтения. Проблемы формирования навыка чтения у нормально развивающихся младших школьников детально раскрыты исследователями (О. В. Джежелей [3], К. Д. Ушинский [5] и др.).
Учитель начальных классов должен своевременно научить ребёнка читать, поэтапно улучшая его технику чтения, чтобы он мог самостоятельно читать и понимать то, что он читает. Если у школьника хорошо сформирован навык чтения, то у него будет проявляться интерес к такой деятельности. Данные, представленные в научных исследованиях (О. Б. Жесан [4], Г. А. Рейс [7], И. П. Сметанкина [8]), также свидетельствуют о том, что интерес к чтению и книге формируются именно на этапе начального обучения. Тогда и решается вопрос о том, будет ли отношение ученика к книге активным или пассивным. А читают современные дети всё меньше и меньше. На наш взгляд, это связано не только с жёсткой конкуренцией интернета и телевидения, но и с тем, что книги очень дорогие и не каждый родитель может купить понравившуюся книгу или новинку детской литературы. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определённом возрасте, иначе дружба с этой книгой может и не состояться.
Следовательно, проблему развития интереса обучающихся с задержкой психического развития к читательской деятельности можно рассматривать как особо актуальную, ведь многие школьные дисциплины опираются на умение детей читать, на уровень развития навыка чтения.
Список литературы
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 1 с.
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. «От действия к мысли». МПросвещение - 2011 г., Из-ние 3, с. 151.
Джежелей О. В. Литературное чтение: учебник по обучению грамоте и чтению. М.: ДРОФА, 2008. 198].
Жесан О. Б. Формирование читательской компетентности младших школьников // Школьная библиотека. 2010. № 5. С. 24—26.,
Миронова Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников (из опыта работы) // Начальная школа. 2011. № 8. С. 74—75
Калинина О. А., Калуцких Г. В., Сазыкина Т. И. Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского // Педагогическое мастерство: материалы XIV Международной научной конференции (Казань, октябрь 2021). Казань: Молодой учёный, 2021. С. 8—12. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16691/ (дата обращения: 04.11.2023).]
Лыюрова Н. В., Назметдинова И. С. «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Издательство ГАОУ АО ДПО АИПКП Астрахань -2012г, с. 91.
Рейс Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 11. С. 32—38.
Сметанкина И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 143 с. URL: https://vk.cc/begnbE (дата обращения: 04.11.2023).
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. II. – М: Медицина. – 1959. – 406 с