СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоционально-речевой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос об особенностях развития эмоционально-речевой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Приведены примеры игр, заданий игрового характера, способствующих развитию эмоционально-речевой и эмоционально-волевой сферы личности ребенка-дошкольника и эмоциональной лексики.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционально-речевой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Развитие эмоционально-речевой сферы детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Козьякова Оксана Валентиновна,

учитель-логопед, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 4», г. Тула, п. Косая гора



Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об особенностях развития эмоционально-речевой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Приведены примеры игр, заданий игрового характера, способствующих развитию эмоционально-речевой и эмоционально-волевой сферы личности ребенка-дошкольника и эмоциональной лексики.

Ключевые слова: эмоционально-чувственная сфера, эмоции, чувства, эмоциональность, эмоциональная неустойчивость, эмоционaльная выразительноcть речи, задания игрового характера, мнемотаблицы, пиктограммы, лепбук.


В психологии и коррекционной педагогике вопросу развития эмоционально-речевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не всегда уделяется достаточно внимания. В свое время высказывание Л.С. Выготского о феномене «засушенное сердце», или отсутствии чувства, которое он наблюдал у своих современников, было очень точным. В настоящее время ничего не изменилось, а даже усугубилось.

Сегодня «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Дети мало общаются со сверстниками, взрослыми, замыкаясь на телефонах, компьютерах, планшетах, тем самым снижая свою эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим людям.

Особая проблема - общение с родителями, которые перестают взаимодействовать с детьми в речевом плане в силу своей загруженности работой, бытом. У дошкольников в результате ограниченности в общении с родителями нередко страдает понимание смысла, причины и мотивов поступков других людей, а также последствий своих поступков, их влияние на окружающих. В свою очередь, педагоги, не правильно определив и не зная истинных причин эмоциональных и поведенческих реакций детей, принимая их за педагогическую запущенность, невоспитанность, неаккуратность и используя неверные методы и приемы педагогического воздействия, еще больше усугубляют имеющиеся у детей с ОВЗ проблемы, которые накладывают отпечаток на их эмоциональное состояние и развитие.

Ограничение речевого опыта, несовершенство речевых средств, недостаточность удовлетворения потребности речевого общения, бедность, малословность, ситуативность разговорной речи, проблемы в связной монологической речи, отставание экспрессивной речи при относительном понимании обращенной, в литературе относят к особенностям несформированности речи детей с ОВЗ, часто встречающихся в логопедической практике.

Речевые нарушения отрицательно сказываются на состоянии эмоциональной сферы у детей, это проявляется в тревожности и агрессивности, характере взаимоотношений ребенка с окружающими, формировании его самосознания и самооценки. У таких детей очень часто самооценка занижена.

Важной проблемой дошкольников с ОВЗ являются нарушения в эмоционально-речевой сфере. К ним можно отнести лабильность, повышенную внушаемость, эмоциональную неустойчивость. А это уже говорит об эмоциональном отставании в развитии. Эмоциональная лабильность проявляется в быстро меняющемся настроении и неустойчивости эмоций, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда даже в немотивированных проявлениях аффекта. А на следующем этапе при возникновении агрессии она направляется не на действие, а уже на самого человека.

Необходимо отметить, что дошкольники с ОВЗ часто затрудняются описать собственное эмоциональное состояние в конкретной ситуации, несмотря на то, что достаточно хорошо способны определить эмоции других людей по их внешнему выражению, и это недоразвитие оказывается довольно стойким, с ним логопеду приходится долго и тщательно работать.

Бывает, что даже незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение у ребенка и резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Это проявляется в том, что такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным и нередко у таких дошкольников отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Поэтому педагогам и родителям необходимо научиться понимать детей, учить их правильно оценивать свои поступки, уметь принимать во внимание переживания других людей, считаться с ними. Здесь едва ли не основную роль играют речь и эмоции.

В общении детей с ОВЗ эмоционaльной выразительноcти речи отводится важная роль. Человек с помощью голоса может выражать самые  сложные и тонкие эмоции: иронию, ласку, сарказм, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. д.

Работа по развитию эмоциональной речи в логопедической практике направлена на формирование навыков правильного речевого дыхания, дикции и артикуляции. Необходимо создавать благоприятные предпосылки для развития возможности детей с ОВЗ точно использовать интонационные средства в процессе речевой деятельности.

Существует много средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста. Основным методом можно считать игру. С помощью игры у детей формируется слуховое восприятие, внимание, память. Дети учатся умению использовать выразительность речи, правильно пользоваться речевым дыханием, учатся менять ритм, темп и силу голоса, изменять интонацию, применять выразительные средства мимики, жестов, а также умение изображать эмоциональное состояние мимическими средствами.

Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционально-речевого развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. На практике необходимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть и себя, и как он изображает те или иные эмоции.

Для эмоционально-речевого развития детей с ОВЗ можно иcпользовать модели эмоций. В качестве моделей эмоционального состояния в играх, на практике необходимо обращаться к подвижной аппликации, эмоционально-речевым куклам би-ба-бо, теневому театру. Работая с подвижной аппликацией, ребенок с ОВЗ не только упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, брови, нос, уши, но и ощущает динамику эмоционального состояния. Также в этих играх развивается мелкая моторика. В сочетании с речью этот метод позволяет сформировать речевую базу ребенка. Для логопеда очень важно отследить умение передавать эмоциональное состояние в речевом плане, обращая внимание на лексическую оснащенность языка, на адекватное проявление эмоционального состояния в речи. В качестве игр на умение передавать эмоциональное состояние в речевом плане, можно предложить игру с эмоционально-речевыми куклами би-ба-бо «Девчушки-речевушки».

Оборудование: 6 кукол с нарисованными на лицах эмоциями: Пуглючка- речевучка (эмоция Страх), Спокушка-речевушка (эмоция Спокойствие), Удивлинка - речевинка (эмоция «Удивление»), Грустинка-речевинка (эмоция «Грусть,обида»), Взволнушка- речевушка (эмоция «Взволнованность»),Злючка- речевучка (эмоция «Злость»).

Ход игры: Пуглючке - речевучке ребёнок может рассказать добрую историю, чтобы она перестала бояться. Спокушке - речевушке можно предложить игру «Покажи эмоцию», чтобы она угадывала, какую эмоцию показывает ребенок. Здесь для усиления эффекта можно использовать зеркало для контроля ребёнком показа своих эмоций. Для Удивлинки-речевинки ребенок рисует рисунок и удивляет её, рассказав что он нарисовал удивительного. Грустинка - речевинка перестанет грустить и обижаться, если ребёнок расскажет ей весёлое стихотворение, а Взволнушка - речевушка перестанет волноваться, если поиграть с ней в игру «Повтори за мной», которая заключается в произнесении фраз с разным ритмом, темпом, интонацией и силой голоса - тихо, громко, шёпотом, быстро, медленно и т.д. Злючка- речевучка перестанет злиться, если поиграть с ней в игру «Рассмешика». Ребёнок пытается рассмешить Злючку, используя разнообразные приемы - танцевальные движения, мимику, жесты, пантомиму и т.д.

При организации работы по коррекции и развитию эмоциональной- речевой сферы у детей с ОВЗ учителю-логопеду необходимо знать, что эмоции интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями, поэтому в выборе игр нужно делать акцент именно на это условие.

Использование мнемотаблиц, пиктограмм, авторских игр и лепбуков повышает интерес детей к логопедическим занятиям, обучает детей пониманию своего эмоционального состояния и состояния окружающих людей, учит способам выражения собственных эмоций (речь, мимика, жесты), способности управлять своими чувствами, эмоциями и адекватно их выражать. Развитие речи с помощью эмоций учит через игры умению понимать и передавать разные эмоциональные состояния в речи, использовать различные выразительные средства, развивает лексико-грамматические категории языка. На логопедических занятиях воспитанники преодолевают эмоциональный дискомфорт, формируют позитивное отношение к сверстникам и взрослым, обучаются навыкам сотрудничества, общения, решению конфликтов. И самое главное, у детей наблюдается повышение самооценки и уверенности в себе.


Список источников

1. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.

2. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М. 1996. – 176 с.

3. Палкин А.Д. Лексико – морфологические средства выражения эмоций в онтогенезе речевой деятельности: автореф. дис. …канд филол. наук. – М., 2002. – 17 с.

4. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 259 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!