•Эмоциональная устойчивость (аутогенная тренировка)
•Сопровождение в адаптационный период
•Развитие эмоциональной устойчивости выпускников
•Эмоциональная устойчивость (аутогенная тренировка)
•Сопровождение в адаптационный период
•Развитие эмоциональной устойчивости выпускников
•Эмоциональная устойчивость (аутогенная тренировка)
•Сопровождение в адаптационный период
•Развитие эмоциональной устойчивости выпускников
Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоциональной и стрессовой устойчивости участников образовательного процесса.»
Развитие эмоциональной и стрессовой устойчивости участников образовательного процесса.
1
Содержание
- Эмоциональная устойчивость (аутогенная тренировка)
- Сопровождение в адаптационный период
- Развитие эмоциональной устойчивости выпускников
1
Аутогенная тренировка
- активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.
- Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание. Это метод для расслабления, психологической разгрузки и снятия нервного напряжения. Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г.
Результат
- Аутогенная тренировка способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием аутогенной тренировки улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности.
Эмоциональное выгорание
- Снижение самооценки
- Стадия одиночества
- Эмоциональное истощение, соматизация, потеря трудоспособности.
Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!!!
Деперсонализация
Сворачивание
личных достижений
Ослабление
защиты
организма
Потеря
трудоспособности!
Эмоционально- волевые проявления личности педагога
- Положительные эмоции
- Волевое качество -целеустремленность
- Волевое качество -выдержка
- Волевое качество -решительность
- Волевое качество -настойчивость
Стресс
Эустресс
(сохранение и поддержание жизни)
Дистресс (патологический, болезненные синдромы)
8
Способы профилактики и развития эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
8
1. Физиологическая саморегуляция.
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции:
- РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
- длительный сон,
- вкусная еда,
- общение с
природой и
животными,
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
- баня, сауна, массаж;
- горячая ванна
с пеной;
3. Способы эмоциональной саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
- Дарите себе подарочки и милые безделушки.
минусы вашей работы
плюсы своей работы
Инструкция
Упражнение «плюс-минус»
- Осознание позитивных моментов
- Вербализация проблемы
8
Рефлексия. Заключение.
Что Вы как педагоги можете дать ученикам
Пожелание ученикам
"Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить"
Сенека
8
Развитие эмоциональной устойчивости выпускников
- Сопровождение в период экзамена.
- Переходный возраст.
- Социализация вне интерната.
- Формы и методы работы способов развития эмоционально стрессовой устойчивости.
Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к экзаменам в нашей школе ведётся по следующим направлениям:
- Диагностика
- Просвещение
- Консультирование
- Коррекция
Стрессоустойчивость обучающихся в период подготовки к экзаменам.
- Индивидуальные консультации учеников 9-10х классов по профилактике экзаменационного стресса.
- Индивидуально развивающие занятия с учащимися старших классов по повышению стрессоустойчивости ,обучениям снижения тревожности , владения своим психоэмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях .
- Комплексная психологическая диагностика – совместно с психологом школы для учащихся старших классов.
Причины тревожности
- Сомнение в полноте и прочности знаний.
- Сомнения в собственных способностях.
- Умение анализировать.
- Стресс незнакомой ситуации.
- Быстрая утомляемость ,тревожность ,неуверенность в себе.
Коррекцинно–развивающая работа воспитателя
- Групповые и индивидуальные занятий с элементами тренинга, воспитательских часов:-«Как готовиться к экзаменам»,Как справиться с тревогой», «Чего делать если…» и др.
Переходный возраст.
- Это время противоречий, перемен и взросления.
- Это естественный процесс со своими закономерностями.
- Подросток меняется , ему трудно с самим собой , в это время ему как никогда нужна свобода и уверенность в том что он по прежнему интересен и любим. В этот период подросток начинает испытывать множество новых для него ощущений, но он не успевает научиться говорить об этом и выражать свои новые желания. Со стороны это выглядит как провокативное и вызывающие поведение. На самом деле это попытки достучаться до взрослых любым путём. В переходном возрасте –самое главное не потерять контакт с подростком.
Социализация старшеклассников вне школы интерната.
- Социальная адаптация выпускников коррекционных школ становится более сложной ,но вместе с тем более значимой.
Особенности детей с отклонения в развитии
- Неадекватность поведения
- Отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками
- Скудность представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
- Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределять бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Формирование гражданско-правовой ответственности
- Понимание необходимости наказания за его нарушение.
- Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
- Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
Всё это через беседы и темы воспитательских часов:
- «Знакомство с основными правами человека, правами ребёнка».
- «Изучение российских законов».(Конституция РФ).
- Проведении бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, использование кинохроники, видеоматериалов.
Формы и методы работы способов развития эмоциональной устойчивости подростков школы-интерната.
- Для старших подростков школы –интерната , склонных к физической и вербальной агрессии, значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности.
- Ценностями социального взаимодействия у подростков значимыми являются –интересная работа, наличие верных друзей, уважение окружающих и др.
Комплекс методов и способов
- включённое наблюдение
- устные и письменные опросы
- игровые методики через участие в конкурсах, общешкольных праздничных мероприятий
- экскурсии, походы.
Индивидуальный подход
- При этом безусловно необходимо учитывать психическое, физическое состояние подростков и наличие заболеваемости.
- Методы и формы работы подбирались в зависимости от глубины и выраженности эмоциональных проявлений и их причин.
Как релакс- трудотерапии школьный огород