СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие естественнонаучной грамотности. Задание 10 класс, блок "Генетика"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача построена на основе материала курса биологии 10 класса для изучения сцепленного наследования признаков

Просмотр содержимого документа
«Развитие естественнонаучной грамотности. Задание 10 класс, блок "Генетика"»

Практическая работа «Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 класса»

Составила: учитель биологии МБОУ СШ №12 г. Нижневартовска Быкова С.С.



Общая характеристика

Предмет: биология, раздел генетика

Класс: 10

Цель: задача построена на основе материала курса биологии 10 класса для изучения сцепленного наследования признаков.

Действия учащихся: задача может быть использована обучающимися для самостоятельного получения знаний по теме либо контроля знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких, как:

• находить точную информацию в тексте;

• переводить один вид текста в другой (от рисунка к словесному описанию);

• работать с рисунком (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;

• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

Использованные источники: учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова



Сцепленное наследование

Проблема наследования генов, расположенных в одной паре гомологичных хромосом, решена Т.Морганом. В качестве объекта для генетических исследований была выбрана плодовая мушка дрозофила. Наличие у неё только четырёх пар хромосом и большого количества ярко выраженных альтернативных признаков обеспечило успешное решение поставленной задачи.

Сцепленное наследование – это наследование разных признаков, расположенных в одной хромосоме.

Для скрещивания были взяты две чистые линии дрозофил: одна – с серым телом и нормальными крыльями, другая – с чёрным телом и редуцированными крыльями. Результаты первого скрещивания подтвердили закон единообразия первого поколения (рисунок 1). Далее проводили скрещивание гибридов первого поколения – гетерозиготную самку с рецессивной гомозиготной особью самца (чёрное тело, редуцированные крылья) по двум парам признаков. Результаты на рисунке 2. Аллели разных видов разделились, появилось сочетание генов – рекомбинация.



Рисунок 1

Рисунок 2



Задание 1.

Почему в качестве объекта исследований была выбрана дрозофила?

Задание 2.

Как проявляется закон единообразия особей первого поколения (рисунок 1)?

А) все особи F1 одинаковы по одному признаку – длине крыльев

Б) все особи F1 одинаковы по одному признаку – окраске тела

В) все особи F1 одинаковы по обоим признакам

Задание 3.

Кроссинговер – обмен генами между гомологичными хромосомами в мейозе.

Используя рис.2, решите, какие гаметы во втором скрещивании кроссоверные, а какие – нет. Распределите ответы во второй строке:

АВ

Аb

аВ

аb





1 – кроссоверные 2 – некроссоверные

Задание 4.

Сколько процентов особей с кроссоверными гаметами появилось в F2 (рисунок 2)?

Задание 5.

Какое значение имеет кроссинговер для организма? Для эволюции?



Ответы, критерии оценивания

Задание 1

Характеристики задания:

 Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы.

 Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

 Контекст: глобальный

 Уровень сложности: базовый

 Формат ответа: развёрнутый ответ

 Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы


Система оценивания:

1 балл

указано, что у мухи всего 4 пары хромосом, альтернативные признаки ярко выражены, что удобно для исследований

0 баллов

назван один из двух элементов ответа

нет ответа




Задание 2

Характеристики задания:

 Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы.

 Компетентностная область оценки: интерпретация данных для получения выводов

 Контекст: глобальный

 Уровень сложности: повышенный

 Формат ответа: выбор одного правильного ответа

 Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы


Система оценивания:

1 балл

Указан ответ В

0 баллов

Указана любая другая буква

Нет ответа




Задание 3

Характеристики задания:

 Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы.

 Компетентностная область оценки: интерпретация данных для получения выводов

 Контекст: личный

 Уровень сложности: повышенный

 Формат ответа: распределение правильных ответов

 Объект оценки: анализировать, оценивать способ научного исследования данного вопроса


Система оценивания:

2 балла

Указаны ответы 2112 только в таком порядке

1 балл

Неверно указана одна цифра

0 баллов

Неверно указаны две и более цифры

нет ответа




Задание 4

Характеристики задания:

 Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы.

 Компетентностная область оценки: Интерпретация данных для получения выводов

 Контекст: личный

 Уровень сложности: базовый

 Формат ответа: развёрнутый ответ

 Объект оценки: выдвигать объяснительные гипотезы, интерпретировать данные, сопоставлять и делать соответствующие выводы


Система оценивания:

1 балл

указано, что % равен 17

0 баллов

Указана любая другая цифра

Нет ответа




Задание 5

Характеристики задания:

 Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы.

 Компетентностная область оценки: понимание особенностей естественнонаучного исследования

 Контекст: глобальный

 Уровень сложности: высокий

 Формат ответа: развёрнутый ответ

 Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления


Система оценивания:

2 балла

Указан ответ: для организма - кроссинговер увеличивает число комбинаций генов в гаметах; для эволюции – источник появления новых признаков

Нет биологических ошибок в иной, близкой по смыслу формулировке

1 балл

Указан один из вариантов ответа

Указаны оба варианта правильного ответа, но допущена одна биологическая ошибка или неточность

0 баллов

Ответ не совпадает с образцом, искажает смысл правильного ответа, либо допущены 2 и более биологических ошибок

Нет ответа


Умения:

  1. Приобретение опыта использования методов биологической науки;

  2. Научное объяснение явлений, включая применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений; использование и создание объяснительных моделей;

  3. Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования, включая: распознавание и формулирование цели данного исследования; выдвижение объяснительных гипотез и предложение способов их проверки;

  4. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов;

  5. Овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы;

  6. Определение понятий, создание обобщений, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных и по аналогии) и получение выводов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!