СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«развитие естественнонаучной и читательской грамотности, креативного мышления школьников»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Просмотр содержимого документа
««развитие естественнонаучной и читательской грамотности, креативного мышления школьников»»

«РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»



КГУ «СОШ №15»

Учитель химии: Камалтдинова София Алимовна

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

PISA – 2021 будет первым исследованием, которое подробно изучит, каким образом страны включают информатику в свои образовательные программы.

… с 2015 года тестирование PISA проводится с использованием компьютерного формата…

…не все учащиеся понимают природу алгоритмов

за потоком слов ученики не видят связанного текста …

… учащиеся в большей степени пользуются методом сканированного чтения.

С одной стороны, прочитывается большое количество информации, с другой – мозг не углубляется в содержание текста, а «скользит на поверхности».

Участие Казахстана в данном международном сравнительном исследовании имеет большое стратегическое значение для развития образования.

Одним из направлений плана является обновление форм, методов и технологий обучения. В школах внедряются эффективные формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности.


Третьим направлением в исследовании является –естественнонаучная грамотность. Как вы уже знаете, ЕНГ определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве стран мира и отражает жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных Спрактическим применением достижений естественных наук. Но настораживает тот факт, что результаты тестирования по данному направлению не демонстрируют большого прогресса на протяжении многих циклов исследования

PISA. С чем это связано?

Первое, неумение научно объяснять явления;

Второе, непонимание особенностей естественнонаучного исследования;

Третье, неумение интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Формирование функциональной грамотности
– одна из основных задач обучения.

Почему креативность включили в исследования PISA?

Креативное мышление - это нечто большее, чем просто придумывание случайных идей. Это ощутимая компетенция, основанная на знаниях и практике, которая помогает людям достичь лучших результатов, часто в ограниченных и сложных условиях. Организации и сообщества во всем мире все больше зависят от инноваций и создания знаний для решения возникающих проблем, придавая неотложный характер инновациям и творческому мышлению как коллективным предприятиям.

Анализ заданий PISA 2006 и 2015 годов позволил выяснить, что оцениваются перечисленные компетенции и основываются на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленный в реальном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. Инструментарий для оценки компетенций ЕНГ предлагает продемонстрировать учащимися компетенции в определенном ситуационном контексте, что обуславливает исключительно практико-ориентированный характер образования в целях повышения естественнонаучной грамотности.

Обновляется содержание и реализуются программы повышения квалификации и переподготовка педагогических кадров на базе высших учебных заведений, центров педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и региональных центров повышения квалификации Национального центра повышения квалификации «Өрлеу».

Задание из области «Химии» продвинутого уровня

Пример 1.

Ахмет высыпал немного порошка в пробирку. Затем он добавил в порошок жидкости и взболтал пробирку. Произошла химическая реакция.Опишите два процесса, которые могли бы Вы наблюдать во время химической

реакции.

Ответ:

1) изменение температуры;

2) пузырьки от газа.

Выполнение предполагает понимания важных концепций и умения четко описывать изменения, происходящие во время химических реакций.

Пример 2. Задание - рассуждение высокого уровня:

Данияру дали образец неизвестного твердого вещества. Он хочет знать, является ли вещество металлом. Запишите одно свойство, которое он может увидеть и проверить, и каким образом это свойство поможет определить, является ли вещество металлом.

Ответ: Металл проводит электричество. Он может сделать обычную электрическую цепь с веществом, батареей и лампочкой. Когда соединит все правильно и лампочка загородится, то вещество скорее всего металл.

Учащимся основной школы необходимо определить свойства металла и описать какими свойствами должно обладать вещество, чтобы быть металлом.

Учащиеся демонстрируют некоторые научные исследовательские навыки, выбирают и обосновывают соответствующие экспериментальные методы, соединяют и интерпретируют информацию из различных типов диаграмм, контурных карт, графиков и таблиц, выбирают соответствующую информацию, анализируют и делают выводы, также предоставляют краткие пояснения.

Задания для учащихся 9-х классов, которые можно использовать при изучении темы «Фосфор и его соединения» на уроках химии.

Разработка заданий формата PISA

по теме «Фосфор и его соединения»


ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. 

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.


Вопрос 1: ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится.

В. Не растворяется в воде.

С. Воспламеняется при обычной температуре.

D. Имеет чесночный запах.


Компетентность: объяснение явления с научной точки зрения

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень:2

Вопрос 2. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.

Что представляет собой нерастворимый осадок?

А. Часть смеси белого и красного фосфора.

В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде.

С. Белый фосфор.

D. Красный фосфор.

Компетентность: объяснение явления с научной точки зрения

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень:2

Вопрос 3. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек.


Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к пожарам. Так в 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления фосфорными спичками как из-за неосторожного обращения, так и с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли безопасные, которые верно служат нам и сегодня.

Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: личный

Область: угрозы, границы науки и техники

Уровень: 3



Вопрос 4. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

  Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка.

Как можно объяснить данное природное явление?


Обведитие «Да» или «Нет» для каждого из возможных объяснений.


Возможные причины появления «блуждающих огней»

Да или Нет

Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах.

Да / Нет

«Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов.

Да / Нет

Это души умерших, вышедших из могил.

Да / Нет


Компетентность: объяснять явления с научной точки зрения

Контекст: личный

Область:

Уровень:2


Вопрос 5. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе.

Предположим, что у вас есть младший брат, который пытается понять,

что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы.

Опишите для своего брата, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: толковать данные на научной основе

Контекст: глобальный

Область: природные ресурсы

Уровень: 3

Вопрос 6. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

При сборе урожая сельскохозяйственных культур может произойти нарушение круговорота фосфора в природе.

Как можно решить эту проблему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: глобальный

Область: качество окружающей среды

Уровень: 3


СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

__________________________________________________________________

Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы.

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

_________________________________________________________________

Вопрос 1. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

Фосфор бывает белый, красный и черный.

О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень: 2


Вопрос 2. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений.

Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем маловероятно. Назовите не менее двух причин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование, толковать данные на научной основе

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень: 4


Вопрос 3. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения.

А. Попадание фосфора на кожу безопасно.

В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги.

С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами.

D. Фосфор хранят под водой.

Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование

Контекст: личный

Область: угрозы

Уровень: 3


Литература

  1. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с.

  2. Программа повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Естественно-научная грамотность. Рабочая тетрадь участника

  3. Усманова М.Б., Сакарьянова К.Н. Химия: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. шк. – Алматы: Атамура, 2013.

  4. http://www.ref.by/refs/93/34267/1.html

  5. http://him.1september.ru/2003/06/1.htm

  6. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2011/12/15/fosfor-i-ego-soedineniya



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!