СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о компьютерных пособиях, которые используются в работе по развитию фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий»



РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа в государственном дошкольном образовательном учреждении началась для меня совсем недавно, всего пол год назад. Начав свою работу в детском саду, я приступила к диагностированию дошкольников, с целью выявления актуального уровня развития детей. По итогам диагностики мной были выделены дети для зачисления на логопедические занятия.

Дети имели различные речевые нарушения, и у большинства из них наблюдались недостаточно сформированные фонематические процессы. Как известно, без хорошо развитого фонематического слуха, постановка звуков и их автоматизация будет затруднена и продолжительна, а также это будет сказываться на речевом развитии детей.

С учетом полученных в ходе диагностики данных, была разработана программа логопедической работы по следующим направлениям:

1. Формирование произношения;

2. Совершенствование фонематического восприятия;

3. Формирование фонематических представлений;

  1. Формирование фонематического анализа и синтеза.

Для получения наилучшего результата мной была разработана система компьютерных заданий по развитию фонематического слуха на индивидуальных логопедических занятиях на основе особенностей речевого развития детей.

Основной задачей коррекционной работы являлось развитие компонентов фонематического слуха: фонематического восприятия, фонематических представлений и фонематического анализа и синтеза.

Приведём примеры компьютерных пособий на каждое из представленных направлений. Например, электронное пособие «Окружающие звуки» по формированию фонематического восприятия было направлено на узнавание неречевых звуков. Оно включало 3 задания. В первом задании дети должны были прослушать звук колокольчика и выбрать соответствующую картинку. На экране они видели изображения колокольчика, пилы и бубна. Необходимо было выбрать нужную картинку с помощью курсора, путём нажатия левой клавиши «мыши».

Во втором задании детям предлагалось рассмотреть картинку на экране, сказать, что на ней изображено. Затем, прослушать заданные звуки и определить по звуку изображение предмета. Также необходимо было выбрать звук, соответствующий изображению на картинке, хлопнуть в ладоши, при проигрывании звука, соответствующего изображению предмета или явления. Примеры изображений и звуков: гроза, пение птиц, стук в дверь.

В третьем задании дети должны были прослушать звуки, и определить каким предметам они соответствуют, рассказать, чем похожи, и чем различаются звуки и где их можно услышать. Примеры звуков: звонок в дверь, стук молотка, звук чистки зубов.

Пример пособия “Картинка-схема», направленного на развитие фонематических представлений. На первом слайде были изображены 3 звуковые схемы и 3 картинки. Детям предлагалось передвинуть картинку (с помощью курсора) к соответствующей схеме. Примеры материала: схемы (СГС, ССГС, СГСГСГ), картинки (лес, гриб, малина).

На втором слайде были изображены схемы с разным количеством звуков в словах и картинки к ним. Предлагалось рассмотреть изображения, назвать те, в названии которых выделялось три звука и разложить выбранные картинки под соответствующими им схемами. Аналогичным образом давалось задание на отбор картинок, в названии которых 4 и 5 звуков. Примеры материала: картинки (лук, суп, репа, гриб, груша, опята).

На третьем слайде был нарисован «звуковой дом». На первом этаже дома – 5 звуков, на втором – 4 звука, на третьем – 3 звука. Ребёнку предлагалось выбрать: «Кто из зверей, на каком этаже живёт?». Пример материала: картинки (лиса, волк, лев, олень, кот).

Электронное пособие «Дорожка» было направлено на развитие умения определять место звука в слове, на развитие фонематического анализа и синтеза.

Пособие содержало 4 слайда, на каждом из которых, были дорожки с картинкой и звуками. Дети смотрели на картинку и называли то, что на ней было изображено. Если ребёнок слышал звук [б] в начале слова, то должен был нажать на красный квадрат, в середине слова – на жёлтый прямоугольник, в конце слова – на синий квадрат. На следующих слайдах предлагалось аналогичное задание, но с другими звуками: [б],[п],[п']. Пример материала: картинка на первом слайде – банан; на втором – яблоко; на третьем – апельсин; на четвертом – укроп.

Использование данных пособий на логопедических занятиях позволило повысить уровень развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, за небольшой период работы в дошкольном образовательном учреждении, мы с детьми добиваемся результатов и положительной динамики в их речевом развитии.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.– СПб.: Детство-Пресс,1998.– 31с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!