СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста через систему игровых упражнений_брошюрка для воспитателей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В брошюрке описаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации воспитателям.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста через систему игровых упражнений_брошюрка для воспитателей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №9













Развитие фонематического слуха

у детей дошкольного возраста

через систему игровых

упражнений







Подготовила:

учитель-логопед I кв. кат.

Самофеева Н.А.








Верхний Тагил

2020г.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста через систему игровых упражнений


Фонематический слух - это способность ребёнка выделять и дифференцировать фонемы родного языка.

Фонематический слух формируется с шестимесячного возраста и проверяется на уровне слова. Уже к году ребёнок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка».

На основе фонематического слуха формируется восприятие - умение:

а) определять наличие или отсутствие звука в слове;

б) определять позицию звука в слове;

в) определять линейную последовательность звуков и их количество.

Всю коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста условно можно разделить на 6 этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста на каждом из указанных этапов логопедического воздействия проводится следующим образом.

1 этап:

На первом этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На самых первых занятиях детей учат узнавать и различать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), как шуршат листья под ногами?, как звенит звонок?, как топают детские ножки?, кто и как подает голос: «и-го-го» - кричит лошадка, кто сказал: «мяу» и т.д.

Применяют игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит, выпуская пар; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звенят. Их можно использовать на занятиях как физминутки.

Особое внимание обращается на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: гудок гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш-ш; собака рычит – р-р-р и т.д.

1.«Шумящие коробочки».

Берут коробочки, наполненные их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки (песок, крупу, горох, кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. ). Взяв коробочку, трясём ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию и ищет среди других коробочек звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминал и повторял заданную последовательность.

2. «Найди игрушку».

Вызывают водящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячут какую-нибудь игрушку. Водящему надо найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - в барабан бьют громко, если удаляется - тихо. Эту игру повторяют на многих занятиях, при этом варьируют звуки, направляющие поиски ребенка: удары в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши и т.д. Стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и тихим.

3. «Где колокольчик?»

Дети встают в круг и незаметно для водящего передают за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий отгадывает и показывает, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

4. «Угадай кто?»

Показывают несколько колокольчиков с различным звучанием. Вместе с детьми называют колокольчики соответственно их звучанию. Колокольчик-“папа”, “мама”, “дочь”, “сын”. Затем колокольчики прикрываются ширмой, и детей просят отгадать: “Кто к вам пришёл?” (последовательное звучание двух колокольчиков). “Кто за кем пришёл?” (последовательное звучание двух колокольчиков).

5. «Большой – маленький»

Сажаем на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняем и показываем, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и как маленький — тихо, слабо. Затем закрывают игрушки ширмой и за ней воспроизводят то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок отгадывает и показывает, какой из зайцев только что играл. Заменяем зайцев куклами разной величины, мышками, обезьянками и т.д.

6. «Что звучит?»

Расставляем на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучим карандашом о стакан, гремим погремушкой), дальше предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить какой звук издает каждый предмет. Затем прикрываем их ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру варьируем: увеличиваем количество предметов, меняем предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры: в ряд ставят несколько озвученных игрушек или несколько предметов (например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивается от двух до пяти.

7. Демонстрируем детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; - шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если ее мять, комкать; стул, если им двигать и т.д. Затем эти же действия, но уже в другой последовательности воспроизводим за ширмой. Ребенок должен, возможно, полнее и точнее рассказать, что они каждый раз слышат.


2 этап:

Постепенно работа на материале неречевых звуков переходит и охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.

При развитии речевого слуха работа происходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию.

На протяжении всего второго этапа детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

Используются следующие игровые упражнения:

1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый раз по очереди, кричат водящему: «Ау!», тот отгадывает, кто кричал. И последний вариант этой игры состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий в «лесу»: он произносит: «Ау!» то громко, то тихо.

2. Ребенку показывают игрушку: котенка или картинку котенка, и просят их внимательно слушать и запомнить, как мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо). Затем произносят: «Мяу!», меняя силу голоса, дети отгадывают, близко или далеко мяукал котенок. Затем детей просят помяукать по команде: «Близко» или: «Далеко».

Дальнейший вариант игры состоит в следующем: педагог объясняет ребенку, что котенок боится очень щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребенок по очереди мяукал, изображая страх, а водящий отгадывал, кто из ребят это был, ориентируясь на тембр голоса.

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся различать, где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т.д.

3. Перед детьми выставляют игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывают сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносят соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывают и показывают, какой из медведей мог так сказать.

4. Детям раздают картинки домашних животных и их детенышей коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п. Произносят каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е, хрю-ю-ю и т.д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднимают соответствующую картинку.


3 этап:

На занятиях этого этапа дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

1. Детям показывают картинку и громко, четко называют: «Вагон». Затем объясняют детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь — вы хлопните в ладоши». Произносят: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем показывают детям листок бумаги и называют: «Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака» и т.д., а дети, услышав неверно сказанное слово, хлопают в ладоши.

В начале берутся слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Усложнения подобных игровых упражнений состоит в следующем. Детям предлагается поднимать красный кружок, если логопед ошибся, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности.

2. Выставляют на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук. Ребенку предлагают по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне получался примерно такие ряды картинок: ком, бак, сук; дом, рак, лук; сом, мак, жук.

3. Выставляют на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем называют 3-4 слова в определенной последовательности, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их на наборном полотне в названом порядке.


4 этап:

На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

Постепенно в течение этого периода дети овладевают умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в игре варьируется подбор слогов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.


5 этап:

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем работу начинают с дифференциации гласных звуков. Например: раздают детям картинки с изображением поезда, девочки, парохода и объясняют: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а». Затем попеременно произносят эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а-а-а или у-у-у-у-у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется следующим образом:

1 . Произносим эти звуки кратко: а, у.

2. Детям раздают вместо картинок кружки трех цветов. Объясняют, что красный цвет, например, соответствует звуку «а», желтый - звуки «и», зеленый - звуку «у».

3. В ряд данных гласных «а», «у» включаются и другие звуки, например, «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.


6 этап:

Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа. Начинают эту работу с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова. Детям объясняют и показывают, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию дети упражняются в отхлопывании различных слов, предложенных педагогом.

Далее дети учились анализировать гласные звуки, выполняя упражнения, затем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала выделяли последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный. Это упражнения варьировались, постепенно усложняя задания.

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

1. Детям раздают по несколько разноцветных кружков. Учитель произносил один, два или три гласных звука, например, «а», «ау», «иоу», «о» и т.д. Дети откладывают на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных педагогом звуков.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например, красный, желтый, зеленый. Уславливается с детьми, что красный соответствует звуку «а», желтый - звуку «у», зеленый - «и». Когда дети запомнят это, произносят сочетание из этих звуков сначала по два звука: «ау», «уи», «уа», «аи». Затем - по три звука: «ауи», «уиа», «уаи». Дети раскладывают на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Примерно также проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Далее, приступают к анализу согласных звуков. При этом соблюдается определенная последовательность: сначала детей учат выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

Для этой цели проводятся следующие упражнения:

1.Детям предлагают выходить к столу педагога и по очереди вытаскивать из конверта специально подобранные картинки, изображающие кнут, кота, паука, каток, танк, мак, жука, лук, куст, веник и т.д. Ребенок подходит к столу педагога и, вынув из конверта картинку, называет ее громко, четко, выделяя последний звук. Затем этот звук ребенок повторяет отдельно.

Это упражнение варьируется, задание постепенно усложняется.

2.Выделив последний звук, раскладывают изображения предметов так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, название которых оканчивается на звук «т», а в другой — на звук «к».

3. Показывают детям картинку и произносят ее название, опустив последний звук, например: «ко...», «пау...», «вени...» и т.д. Каждый ребенок называет очередное слово, а затем поизносит звук, который педагог опустил.

Далее дети учатся различать слова, отличающиеся одним звуком (гласным или согласным), слова-паронимы.

Для этого можно использовать следующую игру:

Игра «ЛОТО».

На большом листе изображены пары предметов, например: рожки-ложки, бочки-почки и т.д. Эти же предметы изображены на маленьких карточках.

В начале нужно убедиться, что дети знают все предметы, изображенные на картинках и их название. Поэтому в первой части игры дети выбирают картинки по образцу - показывают ребенку карточку с изображением предмета, тот находит ее, и называет предмет. Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенок берёт карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее находит карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называя и находя этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в чем их отличие.

Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуются фонематические представления, подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического слуха к работе над звуковым анализом.








Желаем успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!