СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов через АМО и премы критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов через АМО и премы критического мышления»

«Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов через АМО и приемы критического мышления»

«Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к знаниям.

Приохотить ученика к учению

гораздо более достойная задача,

чем приневолить»

К. Д.Ушинский

Вся образовательная система нашей Республики постепенно переходит на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всё мире стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в "золотой век" исследований и открытий. В соответствии с новой парадигмой 12- летнего образования перед школой стоит задача воспитания личности творческой, неординарной, функционально - развитой, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Применение традиционных методов и приёмов не позволяет в полной мере достичь данных результатов в развитии личности. Именно поэтому в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по - новому организовать процесс обучения взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель сегодня - не " транслятор" знаний, а активный участник, организатор УВП.

Вы прекрасно помните, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями на переменках и во дворе, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет - сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами.

Возникает вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Поэтому для решения этой проблемы нужна совершенно новая технология, новые подходы к обучению.

Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: " Как делаются открытия?" Энштейн ответил: " А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие"

Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Энштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы " Не знать" знать надо! А дело в том, чтобы " сомневаться", не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.

Я тоже вместе со своими коллегами сделала открытие. Несколько лет назад на Образовательном портале " Мой университет" мы нашли интересный дистанционный курс «Технология Активных методов обучения и модерации». У меня появилась возможность, не выходя из дома, получить массу нужной и полезной информации: продуманной, проработанной и содержательной! Данный курс помог мне еще раз убедиться, что среди всех современных технологий имеются технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, способные даже скучный урок сделать увлекательным для детей.

Цель применения современных технологий обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.

Применение современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время будет способствовать развитию функциональной грамотности школьников.

Использование технологии АМО и модерации позволяет найти ответы на актуальные вопросы для казахстанской школы:

• Как обеспечить становление личности, успешной в профессиональной, общественной жизни?

• Как сформировать в школьнике навыки и качества, дающие ему возможность эффективно адаптироваться в современной жизни?

• Как создать условия для всестороннего развития способностей ребёнка?

• Как сделать обучение в школе творческим, приносящим удовлетворение и ученикам и учителям?

• Чем заменить устаревшее репродуктивное обучение?

Ответы на эти вопросы поможет, я считаю, найти технология «АМО и модерации».

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Особенности активных методов обучения:

• групповая форма организации работы участников учебного процесса;

• использование деятельностного подхода к обучению;

• практическая направленность деятельности учеников;

• игровой и творческий характер обучения;

• интерактивность учебного процесса;

• включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и использование знаний и опыта учащихся;

• задействование в процессе обучения всех органов чувств;

• рефлексия процесса обучения его участниками.

Основное значение данной технологии состоит в эффективном управлении педагогическим процессом.

Структура урока и любого мероприятия в технологии АМО (активных методов обучения) и модерации выглядит следующим образом:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы

• инициация (начало урока, приветствие, знакомство)

• этап вхождения или погружения в тему (определение темы урока, сообщение целей урока)

• определение ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока)

Фаза 2 Работа над темой.

Этапы:

• закрепление изученного материала (обсуждение домашнего

задания)

• интерактивная лекция (передача педагогом новой информации)

• проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Фаза 3 . Завершение образовательного мероприятия.

Этапы:

• эмоциональная разрядка (разминки)

• подведение итогов (рефлексия)

Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, помогающие эффективно решать конкретные задачи урока.

На первой фазе урока можно использовать:

Этап - инициация (приветствие, знакомство)

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена», " Самолётик пожеланий" эффективно и динамично помогут вам весело начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Этап вхождения или погружения в тему, метод "Диаграмма Венна"

- помогут привести в систему знания учащихся по теме урока.

Этап определение ожиданий обучающихся -

Такие методы, как " Поляна снежинок", «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», " Прогноз погоды", " Солнышко - туча ", " Фруктовый сад" позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

На второй фазе " Работа над темой" можно использовать:

Метод «Интерактивная лекция» ( передача педагогом новой информации) В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

На этапе - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»

Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня»

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Творческая мастерская»

На третьей фазе урока:

Этап - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Применение системы Активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

Освоение АМО и технологии модерации позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся. Благодаря им уроки, внеклассные занятия, факультативы, семинары, мастер - классы, практикумы проходят интересно, позволяют сформировать необходимые компетенции у участников образовательных мероприятий.



Список используемой литературы:

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2012

2. Бабушкина О.Ю. Проектирование урока: Пособие для учителя / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2011.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001.

4. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 2003.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология - М., 2003.

6. Интерактивная книга «Копилочка активных методов обучения», Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»

7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!