СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной цифровой грамотности в процессе проектной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цифровая грамотность означает способность человека находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. Она оценивается по грамматике, композиции, навыкам набора текста и способности создавать текст, изображения, аудио и дизайн с использованием технологий. Американская библиотечная ассоциация (ALA) определяет цифровую грамотность как «способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков».[

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной цифровой грамотности в процессе проектной деятельности»


Развитие функциональной цифровой грамотности

в процессе проектной деятельности


 Слайд 1. По результатам международных исследований Правительству Российской Федерации поручено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (Указ Президента РФ от 07.05.2018).

Согласно энциклопедическому словарю педагога, функциональная грамотность – это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

С. 2.  

История развития понятия функциональной грамотности

1) 1950-60 гг. – эффективное функционирование ребенка в учебной среде, решение учебных задач. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем» (ЮНЕСКО, 1957) ФГ дополнение к трад.грамотности;

Во время Второй мировой войны армия США ввела термин функциональная грамотность для обозначения способности использовать письменные инструкции, для адекватного выполнения основных военных функций, неграмотные считались «угрозой национальной безопасности. В 1947 году Бюро переписи населения использовало термин « функционально неграмотный» для обозначения взрослые с менее чем 5-летним образованием, поднявшись до шестого класса в 1952 году. То есть ФГ приравнивалась – к базовой или дополнением к традиционному образованию. Отраслевая критическая компетенция трудоустройства.

2) 80-90 гг. – эффективное функционирование личности человека в социуме, решение жизненных (внеучебных) задач с помощью и внеучебных знаний тоже. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». как уровень подготовленности человека к выполнению социальных функций – социализация .

В феврале 1996 года президент Клинтон и вице-президент Гор провозгласили Вызов Технологической Грамотности (Technology Literacy Challenge) всем гражданам работать сообща для достижения цели, чтобы население США стало технологически грамотным к началу 21 века. Каждый индивид в этой стране должен иметь возможность принять участие в информационном суперхайвее к 2000 году»

3) 2010-20 гг. - эффективное функционирование сетевого человеческого капитала в виртуальной среде (естественное и искусственное соединяются миры), решение совместных задач с искусственным интеллектом, развитие глобальных и личностных компетенций личности, доминанта ФГ над традиционной грамотностью.

С конца 20 века правительством Российской Федерации были разработаны комплекс мероприятий по реализации крупномасштабных федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды», «Информатизация системы образования», направленные на развитие потенциала современных технологий, в том числе реформирование системы образования.

В условиях глобальной информационной экономики традиционный человеческий капитал трансформируется в сетевой человеческий капитал. Сетевой человеческий капитал можно определить как набор капитализируемых интегративно-распределенных сетевых способностей, навыков и компетенций высококвалифицированных работников, используемых для эффективного взаимодействия через Интернет с сетевыми государственными структурами, сетевыми бизнес-структурами, сетевыми научно-образовательными сообществами и с социальными сетями, которые используются для получения разнообразных общественных благ, рыночных выгод и сетевых эффектов.

Такие функции, как цифровая грамотность, когнитивность, креативность, полифункциональность, сетевая гибкость и мобильность, нацеленность на достижение карьерного роста и статусного успеха, являются базовыми компетенциями сетевого работника.

Цифровая грамотность означает способность человека находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. Она оценивается по грамматике, композиции, навыкам набора текста и способности создавать текст, изображения, аудио и дизайн с использованием технологий. Американская библиотечная ассоциация (ALA) определяет цифровую грамотность как «способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков».[


Слайд 5.

Переход к цифровой экономике обусловливает существенные преобразования трудовых отношений в направлении формирования гибкого виртуального рынка труда с применением не только дистанционной занятости, но и так называемых нетипичных видов занятости. К 2025 гг. произойдёт новый скачок в технике и технологиях, где доминировать будут следующие направления: нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, другие немашинные и гибридные с машинными технологии, основанные на робототехнике - это мембранные и квантовые технологии, генная инженерия, микромеханика, фотоника и др.

4 К: компетенций будущего – кооперация, критическое мышление, коммуникация, креативность. Осознание двухуровневой структуры функциональной грамотности (глобальные и локальные отраслевые составляющие), ее роли как основы «пожизненного» образования, становления личности. Глобальные компетенции: - грамотность в сфере национальной (традиционной) культуры, представление о которой связываются с повышением уровня знаний населения об обычаях, традициях, народной поэзии, музыке, танцах; - поликультурная грамотность как «способность свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран, народов и их культур»

модель ФГ - систему знаний, умений, отношений и ценностей, создающих основу образовательных результатов;

- компетенции как способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире;

- стратегии поведения, демонстрирующие способность действовать в различных внеучебных ситуациях.

Для целей разработки инструментария мониторинга функциональной грамотности необходимо определить и описать содержательную (знания, умения, отношения и ценности) и компетентностную (способности мобилизовать ...) области конструкта «функциональная грамотность», а также контекстную (ситуационную) область, в которой и реализуется функциональная грамотность, т.е. проявляются, применяются, переносятся полученные или приобретаемые в течение всей жизни знания, умения, отношения, ценности и компетенции.

Слайд 6, 7. Реализация компетентностного подхода в реальных измерениях. Область 1: Действовать автономно и рефлексивно. Область 2: Использовать средства (язык, тексты, информацию, знания, умения, технологии и др.) интерактивно

Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, коммуникативную, социальную грамотность, (медицинскую, диалогическую, цифровую, глобальные компетенции, креативное мышление оценка личного благополучия учащихся и учителей и др аспекты.

Важность по Грефу: постановка цели, принятие решения и тайм-менеджмент (управление временем)

Персонализация, основанная на изучении цифрового следа каждого ребенка, и создание индивидуальных персональных траекторий с помощью искусственного интеллекта.2. Обучение навыкам, переход к проектной деятельности. 3. Soft skills (мягкие навыки). Это жизненные навыки, которые состоят из трех вещей. Первое — социальные навыки, подразумевающие умение вести себя в обществе, коммуницировать с ним. Второе — когнитивные навыки, которые дают умение думать и мыслить. Третье — эмоциональные навыки, которые помогают управлять эмоциями.4. Цифровые навыки. Это создание продуктов, обучение цифровой архитектуре, работа с современными системами облачных продуктов, обращение с искусственным интеллектом и небольшой кусочек программирования.5. Умение учиться. Важен навык ребенка обучаться в течение всей жизни.

Таким образом, среди базовых навыков, которые будут необходимы: цифровая грамотность, финансовая грамотность, эмоциональная грамотность, креативность, экологическое мышление, кросскультурность – глобальные компетенции, способность к переобучению, грамотность благополучия (индекс счастья).

Область 3: Функционировать в социально гетерогенных группах.

Слайд 8 отраслевые компетенции. ЮНЕСКО определяет информационную грамотность в контексте наращивания потенциала как навыки и способности критически воспринимать, оценивать и использовать информацию в личной или профессиональной жизни людей.

ВОЗ медицинская грамотности как достижение уровня знаний, личных навыков и уверенности для улучшения личного и общественного здоровья путем изменения личного образа жизни и условий жизни.


       Слайд 9 -10. Модель формирования и оценки функциональной грамотности в исследовании PISA.

Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. «Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности» (Новый словарь методических терминов и понятий). Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания. Сегодня уже ясно, что школа будущего – это школа проектов. Проектная деятельность формирует функциональную грамотность учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Слайд 6. Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.

1)компетентностный подход (познавательных и коммуникативных )

2)развитие критического ( нестандартного мышления)

3)групповая форма работы

4) взаимообучение

5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности

6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.

7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.

При этом МЛ заинтересованы в капитализации своих цифровых компетенций (сетевого человеческого капитала) и своей активности и статусности в социальных сетях. доля населения, активно использующего Интернет, в общей численности населения составляла в 2018 году 79,3%

Заключение трудовых договоров ориентируется не столько на фиксированные должностные обязанности и сроки, сколько на спрос и результат. В этих условиях заключаются краткосрочные контракты на выполнение проектной и внештатной работы, и работник получает вознаграждение только за отработанное время и результат (например, успешно реализованный проект), а связанные с отсутствием работы простои и перерывы не оплачиваются. Такое явление получило название “Gig-economy”», когда работа специалиста носит проектный характер, она нацелена на конечный результат.

Цифровая нейросетевая экономика оперирует «Большими данными» (Big Data), которые имеют ряд признаков: volume (объем), velocity (скорость), variety (разнообразие), veracity (достоверность), viability (жизнеспособность), value (ценность), variability (изменчивость) и visualization (визуализация). Big Data в широком смысле включает совокупность подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных больших объемов и значительного многообразия данных для получения эффективных результатов и распределения их по многочисленным узлам вычислительной сети.

Слайд 10. Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Проектно - исследовательская деятельность решает следующие задачи:

Образовательная: актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими -аудитории проекта.

Вывод: 1) В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством повышения функциональной цифровой грамотности.

4) Практическая рекомендация: создание инновационной площадки по ФГ в ЦДТ где разработать индобрмаршруты для учащихся с 5 по 11 кл по профориентационным цифровым проектам, где каждый педагог и учащийся мог бы участвовать в команде проекта с созданием рыночных конкурентных продуктов проекта.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!