Развитие и диагностика способности понимания
у учащихся начальных классов
Способность понимания является базовой в познавательной деятельности ребёнка. В мыследеятельностной педагогике основным результатом понимания является возникновение смысла. Человек с развитой способностью понимания может самостоятельно выделить смысл того или иного явления, ситуации, текста.
Мы считаем, что способность понимания необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. В нашей школе создаются условия для работы с пониманием, разрабатываются и применяются педагогические технологии
Работа над развитием способности понимания проводится по 4 направлениям:
-понимание смысла текста (можно использовать разнообразный материал- сказки, рассказы, пословицы, загадки);
-понимание в коммуникации (в совместном обсуждении педагога с детьми важно развивать умение слышать и различать разные версии-суждения, обмениваться версиями и обогащать своё понимание за счёт другого видения);
-выход из ситуации непонимания(очень важно научить ребёнка правильно вести себя в ситуации непонимания: не стеснять обозначить затруднение, задать конкретный вопрос, предложить возможные варианты действий);
- понимание логики текста.
В прошлом году основным содержанием моей методической работы, направленной на развитие способности понимания, стала разработка занятий, стимулирующих порождение смысловой версии. В качестве материала были использованы стихи, рассказы для детей, пословицы. Нами разработаны диагностические материалы и определены разные уровни понимания.
0 уровень – буквальное понимание (пересказ текста);
1 уровень – понимание, относительно характеристики героя, фрагментального действия;
2 уровень – частичное понимание;
3 уровень – целостное (полное) понимание
Диагностическое задание для 1 класса (первый этап: порождение первичной смысловой версии на основе различения её с сюжетом, персонажами и темой произведения).
С. Михалков
Сашина каша
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
Сутра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, -
Как люди говорят,-
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Учитель предлагает ответить на вопрос: «В чём основная мысль стихотворения?» По примерным ответам детей делается следующая интерпретация.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | БАЛЛЫ |
Саша с кашей во рту не может правильно произносить слова | буквальное понимание текста. | 0 |
0 Саше | выделение главного героя в стихотворении | 1 |
0 правильном произношение слов | тема стихотворения | 2 |
О том, что за своими словами (дикцией) надо следить, чтобы тебя другие понимали | основная мысль произведения | 3 . |
Задания на понимание переносного смысла
1.Диагностическое задание для определения, умеет ли ребёнок от буквального смысла переходить к переносному смыслу текста. Учитель читает стихотворение А. Барто:
А. Барто
Я знаю, что надо придумать
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
Затем он задает вопрос - «Что придумывает герой?» - и предлагает версии ответов:
Примерные версии | Интепретация | Баллы |
Как переделать сугробы в холмы | Переход от буквального к переносному значению текста | 1 |
Как зиму превратить в лето | Частичное понимание первичного значения текста | 2 |
Как зимой увидеть лето | Переносное понимании е текста | 3 |
Посмотреть в стекляшку | буквальное понимание действия по тексту | 0 |
2.Работа с пословицами
«Бобы не грибы, не посеешь, не взойдут»
Примерные версии | Интепретация | Баллы |
-Сорняки сами растут, а за цветами надо ухаживать -Чтобы купить вещь, надо заработать деньги. | Перенос на жизненную ситуацию | 1 |
- Без усилий не получишь результат. - Что посеешь, то и получишь - Грибы растут сами, а бобы надо посадить. - Урожай не соберешь, если не посеешь -Лень и труд рядом не идут | Частичное понимание первичного значения текста | 2 |
- Что-то происходит само по себе, а к чему-то надо приложить усилия, чтобы получить результат. | Переносное понимании е текста | 3 |
- Если я посажу бобы, значит я их съем - Бобы растут в огороде, а грибы в лесу. | буквальное понимание действия по тексту | 0 |
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
Примерные версии | Интепретация | Баллы |
- Поиграл, убери за собой. -чтобы съесть вкусный апельсин, надо его очистить. | Перенос на жизненную ситуацию | 1 |
- Любишь кататься, люби и потрудиться | Частичное понимание первичного значения текста | 2 |
- Любишь получать удовольствие, люби и потрудиться | Полный переносный смысл | 3 |
- Если скатился с горы, то сам санки и вези | буквальное понимание действия по тексту | 0 |
4 класс диагностическое задание:
По мотивам грузинской народной песни
Поздней осенью соловей, глядя на увядающую розу. её опадающие лепестки, горько сожалел о её красоте. Пролетавший мимо ветер шепнул Соловью: «придёт весна, Роза оживёт и вновь станет столь же прекрасной».
В чём смысл (мысль произведения? Запишите свои размышления.
Примерные версии: | Интерпретация |
В увядающей Розе или плачущем Соловье | определение основных персонажей из текста |
В сострадании | частичное удерживание одной их позиций |
В красоте или в возрождении красоты | Определение основной красоты |
В цикличности природы, в обновлении жизни | Выявление основной мысли произведениям |
По разным версиям мы можем сделать вывод об уровне развития способности каждого ребёнка к порождению собственной смысловой версии.