СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и диагностика способности понимания у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и диагностика способности понимания  у учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Развитие и диагностика способности понимания у учащихся начальных классов»

Развитие и диагностика способности понимания

у учащихся начальных классов

Способность понимания является базовой в познавательной деятельности ребёнка. В мыследеятельностной педагогике основным результатом понимания является возникновение смысла. Человек с развитой способностью понимания может самостоятельно выделить смысл того или иного явления, ситуации, текста.

Мы считаем, что способность понимания необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. В нашей школе создаются условия для работы с пониманием, разрабатываются и применяются педагогические технологии

Работа над развитием способности понимания проводится по 4 направлениям:

-понимание смысла текста (можно использовать разнообразный материал- сказки, рассказы, пословицы, загадки);

-понимание в коммуникации (в совместном обсуждении педагога с детьми важно развивать умение слышать и различать разные версии-суждения, обмениваться версиями и обогащать своё понимание за счёт другого видения);

-выход из ситуации непонимания(очень важно научить ребёнка правильно вести себя в ситуации непонимания: не стеснять обозначить затруднение, задать конкретный вопрос, предложить возможные варианты действий);

- понимание логики текста.

В прошлом году основным содержанием моей методической работы, направленной на развитие способности понимания, стала разработка занятий, стимулирующих порождение смысловой версии. В качестве материала были использованы стихи, рассказы для детей, пословицы. Нами разработаны диагностические материалы и определены разные уровни понимания.

0 уровень – буквальное понимание (пересказ текста);

1 уровень – понимание, относительно характеристики героя, фрагментального действия;

2 уровень – частичное понимание;

3 уровень – целостное (полное) понимание


Диагностическое задание для 1 класса (первый этап: порождение первичной смысловой версии на основе различения её с сюжетом, персонажами и темой произведения).

С. Михалков

Сашина каша

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

Сутра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,

Чисто,

Ясно, -

Как люди говорят,-

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко –

И сам тому не рад!

Он скажет:

«До свидания!»

А слышится:

«До здания!»

Он спросит:

«Где галоши?»

А слышно:

«Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть,

спросить,

сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать...

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.


Учитель предлагает ответить на вопрос: «В чём основная мысль стихотворения?» По примерным ответам детей делается следующая интерпретация.


ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

БАЛЛЫ

Саша с кашей во рту не может правильно произносить слова

буквальное понимание текста.

0

0 Саше

выделение главного героя в стихотворении

1

0 правильном произношение слов

тема стихотворения

2

О том, что за своими словами (дикцией) надо следить, чтобы тебя другие понимали

основная мысль произведения

3

.


Задания на понимание переносного смысла

1.Диагностическое задание для определения, умеет ли ребёнок от буквального смысла переходить к переносному смыслу текста. Учитель читает стихотворение А. Барто:

А. Барто

Я знаю, что надо придумать

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

Затем он задает вопрос - «Что придумывает герой?» - и предлагает версии ответов:


Примерные версии

Интепретация

Баллы

Как переделать сугробы в холмы

Переход от буквального к переносному значению текста

1

Как зиму превратить в лето

Частичное понимание первичного значения текста

2

Как зимой увидеть лето

Переносное понимании е текста

3

Посмотреть в стекляшку

буквальное понимание действия по тексту

0


2.Работа с пословицами

«Бобы не грибы, не посеешь, не взойдут»

Примерные версии

Интепретация

Баллы

-Сорняки сами растут, а за цветами надо ухаживать

-Чтобы купить вещь, надо заработать деньги.

Перенос на жизненную ситуацию

1

- Без усилий не получишь результат.

- Что посеешь, то и получишь

- Грибы растут сами, а бобы надо посадить.

- Урожай не соберешь, если не посеешь

-Лень и труд рядом не идут


Частичное понимание первичного значения текста

2

- Что-то происходит само по себе, а к чему-то надо приложить усилия, чтобы получить результат.

Переносное понимании е текста

3

- Если я посажу бобы, значит я их съем

- Бобы растут в огороде, а грибы в лесу.

буквальное понимание действия по тексту

0

«Любишь кататься, люби и саночки возить»


Примерные версии

Интепретация

Баллы

- Поиграл, убери за собой.

-чтобы съесть вкусный апельсин, надо его очистить.

Перенос на жизненную ситуацию

1

- Любишь кататься, люби и потрудиться


Частичное понимание первичного значения текста

2

- Любишь получать удовольствие, люби и потрудиться

Полный переносный смысл

3

- Если скатился с горы, то сам санки и вези

буквальное понимание действия по тексту

0


4 класс диагностическое задание:

По мотивам грузинской народной песни

Поздней осенью соловей, глядя на увядающую розу. её опадающие лепестки, горько сожалел о её красоте. Пролетавший мимо ветер шепнул Соловью: «придёт весна, Роза оживёт и вновь станет столь же прекрасной».

В чём смысл (мысль произведения? Запишите свои размышления.

Примерные версии:

Интерпретация

В увядающей Розе или плачущем Соловье

определение основных персонажей из текста

В сострадании

частичное удерживание одной их позиций

В красоте или в возрождении красоты

Определение основной красоты

В цикличности природы, в обновлении жизни

Выявление основной мысли произведениям

По разным версиям мы можем сделать вывод об уровне развития способности каждого ребёнка к порождению собственной смысловой версии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!