МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Развитие и совершенствование навыка комментирования как пути развития речи и мышления учащихся
Из опыта работы учителя начальных классов
Волощенко Лидии Александровны,
учителя ГБОУ ЛНР «Родаковская общеобразовательная школа I-III ступеней»
Луганск
2018
За продолжительное время работы в школе мною накоплен определенный опыт, сложилась система приёмов и методов, используемых в работе.
Принцип моего обучения - учить детей мыслить вслух - красной нитью проходит через все уроки начальной школы. Это развивает потребность у ребенка думать, рассуждать, доказывать при выполнении самостоятельных упражнений, когда говорить, вслух не требуется. В этом мне помогает "комментированное управление".
Считаю, что только учебная деятельность, построенная с элементами форм, правил игровой деятельности, с её живостью и эмоциональным подъемом, сменой содержания и приёмов организации, способствуют поддержанию у детей интереса к учению. Всякая деятельность, которая детям нравится, есть игра. На первых же занятиях с первоклассниками срабатывает главная наша игра - комментированное управление (так я называю этот прием). Начинаю его с первого дня (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач).
Вот как это происходит, скажем, на уроке математики. Я веду объяснение.
- Пишу пять, пишу плюс, пишу два, считаю: ставлю указку на цифру пять, прибавляю два (раз, два), получается семь, пишу семь.
- Дальше ведёт Назар.
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это и есть не что иное, как опрос. При этом он чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он - учитель, от него одного зависит работа всех. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно.
В результате у малышей хорошая дикция, развитая выразительная речь. Воспитание тут идет как бы само собой. "Ставлю", "пишу" - на первых порах это острые сигналы: "Не отставай, иди за мной". И действуют гораздо сильнее, чем голос учителя.
Я слушаю ведущего ученика и. если надо, одним словом направлю или просто похвалю, И опять звучит голос ученика. Но вдруг случилась ошибка. В классе лес рук, дети готовы продолжить или поправить. Все в курсе дела. И - ни страха, ни напряжения.
В своей работе также широко использую приём "управление с помощью сигналов", который тесно взаимодействует с "Комментированным управлением". Сюда относятся опорные схемы, или просто опоры - это выводы которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
По мере продвижения от первого класса к третьему комментируемое управление переходит в доказательное комментирование - рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий. Для этого создаются ситуации спора, свободного высказывания различных предложений коллективного поиска истинно правильного пути.
Комментируемое управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. Вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя.
А я могу видеть всякое продвижение в учении: постоянно действует обратная связь "учитель - ученик". Такая организация труда создает общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самим классом. Причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и тут же становится организатором труда товарищей. То есть, учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.
Особый подход выражаю в способах сочетания ранее изученного и нового знания. Этот подход состоит в опережающем, можно сказать, пробно-порциальном включении последующего материала и в открытии тем самым перспективы: что же предстоит учить потом, где и какие новые трудные и интересные вопросы ждут ученика. Выделяются три этапа этой работы: предварительная подготовка (отражающая введение первых порций будущих знаний); уточнение новых понятий и их применение; открытие новых перспектив и развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. На всех этапах органичная связь старого с новым, концентрация усилий на овладение трудными вопросами и развитие высокого темпа.
Таким образом, опора на ранее усвоенное учеником - ведущая сила урока, при этом, где надо - тренировка, "впечатывание" в память, объяснение трудностей и ошибок, самоконтроль, самопроверка, развитие зоркости в восприятии и применении правил; имеет место смена видов и приёмов деятельности. Не забыт и контроль, своевременный и активный отдых на уроке.
Секрет успехов моих учеников: постоянное повторение: опираясь на опорные схемы, введение нового; обучение с опережением на основе знаний; развитие речи учащихся путем комментирования и проговаривания вслух, отдых учащихся за счет смены одного вида работы другим: поощрение, требовательный, доброжелательный тон учителя.