СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие инновационных форм и методов, технологий оценивания образовательных достижений учащихся с учетом индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие инновационных форм и методов, технологий оценивания образовательных достижений учащихся с учетом индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей»»

Тема: «Развитие инновационных форм и методов, технологий оценивания образовательных достижений учащихся с учетом индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей»



Как справедливо отметил американский философ и психолог Уильям Джеймс: «глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». Любой учитель, работающий по ФГОС, сталкивается с проблемой оценивания.

При определении качества знаний обучающихся по иностранному языку объектами контроля и оценивания являются четыре вида учебной деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.

Контроль является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

Одним из подходов к оцениванию сегодня является формативное (формирующее) оценивание.

Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе оценивания в рамках иностранного языка и какие использую я в своей практике?

Лист общеучебных достижений.

Он показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. В листе учета я указываю вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Например, при работе с текстом (аспект чтение):

Умение прогнозировать содержание текста.

Умение аргументировать.

Умение привести пример.

Умение составить собственное высказывание.

Умение продуктивного письма.

Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить «4», пусть и в результате работы на нескольких уроках.

На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.

«Письменная обратная связь».

После проверки письменной работы не выставляю отметку, а делаю корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаю галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаю отметки красным цветом, а на полях пишу рекомендации по улучшению работы. Далее оговариваю конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако, использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.

«Словесная оценка».

Самый распространенный вид оценки. Похвалив учащегося за хорошее выполнение упражнения я, таким образом, провожу устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Указываю учащемуся на ошибки в выполнении упражнения, не ставлю за работу никакой отметки, но оцениваю ее. В результате он может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

«Светофор».

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Прошу учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем предлагаю им ответить на вопросы:

учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов принимаю решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений делается на самооценку.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие.

Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы,

-«Что у меня получается?»,

- «Над чем мне нужно поработать?»

-«Что мне нужно делать дальше?»,

- «Как я могу преодолеть пробелы?».

Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.

Для развития самооценки можно использовать следующие приемы:

«Карточка сомнений»

(+ «Я понял все»,

- «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? «Не понял»),

«Лесенка успеха»,

«Говорящие рисунки»,

«Дерево успехов».

Можно использовать такую педагогическую технологию, как Портфолио ,который обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности. Через создание языкового портфолио учащийся:

  • отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (Что и как получается – не получается);

  • оценивает свои реальные достижения (Что я уже конкретно умею – мои сочинения, исследования, творческие работы, опыт общения, справочные материалы и т.п.);

  • оценивает себя, определяет “Я-позицию”.

Приведу пример

Проверим, что ты уже знаешь о Франции. Для этого:

1. Заполни таблицу “Je peux immеdiatement citer…” (“Я могу быстро назвать…”).

Je peux immediatement citer trois :

 

                  

                  

                  

                  

OUI

NON

Prénoms français

                  

                  

                  

                  

                  

                  

personnages littéraires français

                  

                  

                  

                  

                  

                  

artistes francophones

                  

                  

                  

                  

                  

                  

écrivains français

                  

                  

                  

                  

                  

                  

villes françaises

                  

                  

                  

                  

                  

                  

spécialités gastronomiques françaises

                  

                  

                  

                  

                  

                  

films français

                  

                  

                  

                  

                  

                  

fetes françaises

                  

                  

                  

                  

                  

                  

couleurs du drapeau français

                  

                  

                  

                  

                  

                  

symboles de la France

                  

                  

                  

                  

                  

                  

curiosités de Paris

                  

                  

                  

                  

                  

                  

pays ou on parle français

                  

                  

                  

                  

                  

                  

Ты заполнил таблицу? Молодец! Теперь дай проверить твою таблицу учителю. Все правильно? Браво! Продолжаем!

Правильно заполнив эту таблицу, ты можешь водрузить на Эйфелеву башню государственный флаг Франции.

У тебя остались незакрашенные прямоугольники? Это хорошо. Теперь ты знаешь, какие сведения о Франции ты должен еще получить, чтобы раскрасить весь флаг.

Итак, ты узнал гораздо больше о Франции. Помести в свое Портфолио доказательства твоих новых знаний (в картинках, фото, небольших текстах, рисунках и т. п.) и водрузи флаг Франции на Эйфелеву башню.

Задания в игровой форме позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности и увлекают даже самых пассивных и слабоподготовленных учеников.

«Взаимооценивание».

Оценка работы одноклассниками – это полноценный прием оценивания. Взаимооценивание дает возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс.

«Две звезды и желание» применяю, например, при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку провожу сама и выставляю отметку.

Следующий приём, на котором хочу остановиться, называю «Мои помощники». Будь то монологическое высказывание, либо опрос по изученной лексике, привлекаю более успешных учеников к оцениванию своих одноклассников. Сначала выступают «сильные» обучающиеся, мы обсуждаем их выступление, затем этот «сильный» ученик слушает другого ученика. После ответа, «мой помощник» сообщает, как бы он оценил своего одноклассника, что удалось, что не получилось. Сам отвечающий высказывает свое согласие или несогласие с предъявляемой ему оценкой. Использую также приём обмена тетрадями при проверке заданий.

При подаче домашнего задания предоставляю ученикам выбор: на «удовлетворительно» достаточно сделать … (задания репродуктивного типа); на «хорошо» - … (задания с элементами творчества); на «отлично» - … (задания продуктивного типа). Ребенок выбирает то задание, которое ему под силу, таким образом, заведомо оценивая свои возможности.



«Критериальное оценивание».

Самый эффективный способ оценивания – это составление критериев оценивания совместно с детьми. Например, при составлении диалогов по заданной теме совместно с учащимися используем следующие критерии:

-Произношение и интонация.

-Соблюдение грамматических норм.

-Умение спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).

При ответах учащихся постоянно акцентирую внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и ребятам было понятно, что от них требуется.

Используя материалы издательского проекта «Люмьер» «Готовимся к олимпиаде по французскому языку», разработанные для проведения школьного и муниципального этапов олимпиады знакомлю обучающихся с критериями и методиками их оценивания.

В каждом пакете заданий заложено проведение 5 конкурсных испытаний. Четыре конкурса выполняются в письменной форме:

-лексико-грамматический тест;

-понимание устного текста;

-понимание письменных текстов;

-конкурс письменной речи.

Проверка первых трёх конкурсов проводится по ключам, а письменная продукция по критериям.


Конкурс письменной речи. Критерии оценивания




Решение коммуникативной задачи 13 баллов

  • Выполнение требований, сформулированных в задании:

написание статьи, указанное количество слов (180-220 слов, не считая заголовка), расположение текста на странице, заголовок (3-8 слов), подпись

1

  • Соблюдение социолингвистических параметров речи:

учитывает ситуацию и получателя сообщения (журнал для подростков) , оформляет текст в соответствии с предложенными обстоятельствами

1

  • Представление информации:

может, достаточно четко и ясно, представить и объяснить факты, события, наблюдения: представляет факты, данные в статье, выражает свое мнение по поводу использования сотового телефона в учебном заведении и решении Национальной Ассамблеи, приводит примеры из своего опыта

4

  • Воздействие на читателя:

может представить свои аргументы, мысли, чувства, чтобы воздействовать на своих читателей

4

  • Связность и логичность текста:

оформляет текст, соблюдая достаточную связность и логичность построения, использует уместно средства логической связи, статья содержит две части.

3


Языковая компетенция 12 баллов

  • Морфо-синтаксис:

правильно употребляет глагольные времена и наклонения, местоимения, детерминативы, коннекторы и т.д.

3

  • Владение письменной фразой

правильно строит простые и сложные фразы; владеет синтаксической вариативностью на фразовом уровне

3

  • Лексика

владеет лексическим запасом, позволяющим высказаться по предложенной теме; допустимо незначительное количество ошибок в выборе слов, если это не затрудняет понимания текста (6% от заданного объема)

3

  • Орфография

владеет лексической и грамматической (наиболее употребляемые виды согласований) орфографией; ошибки пунктуации, связанные с влиянием родного языка, во внимание не принимаются

3



Конкурс устной речи выполняется в устной форме. Проверка осуществляется тоже по критериям


Конкурс устной речи. Критерии оценивания


Монологическая часть

10 б.

• Описывает иконографический документ, отвечая на вопросы Qui ? Quoi ? Où ? Quand ? Comment ? Pourquoi ?

Может ясно и четко описывать факты, события или наблюдения


2

• Адекватно интерпретирует иконографический документ как элемент предлагаемой статьи

Может представить и объяснить свое понимание документа, обосновывает его связь с предлагаемой статьей, формулирует основные мысли статьи, сравнивает ситуацию с ситуацией в своей или в другой стране (в другом городе), высказывает свое мнение по проблеме достаточно ясно и четко


4

• Логично переходит от одной мысли к другой

Может представить свою речь в виде логично построенного высказывания, используя соответствующие средства логической связи


2

• Правильно оформляет свое высказывание (introduction, développement, conclusion)


Может сформулировать и развить тему своего высказывания, следуя разработанному плану

1


1

Беседа

4 б.

• Реагирует на вопросы и реплики собеседников, вступает в диалог для того, чтобы объяснить свою интерпретацию.


Может установить и поддержать контакт с собеседниками, делает это в полном соответствии с ситуацией общения, соблюдает регистр общения (социолингвистич. компонент)


2

• Развивает и уточняет свои мысли, убедительно обосновывает свою интерпретацию, принимая во внимание вопросы и замечания, высказываемые собеседниками


2

Языковая компетенция

11 б.

Морфо-синтаксис. Правильно употребляет глагольные времена, местоимения, детерминативы, все виды согласований, коннекторы и т д. Оформляет свою речь в соответствии с правилами устного синтаксиса


4

Лексика (étendue et maîtrise). Владеет лексическим запасом, который позволяет высказаться по предложенной теме, обеспечивает ясное выражение мысли и отсутствие неоправданных повторов. Употребляет слова в их основном лексическом значении, в случае необходимости легко использует перифразы для заполнения ситуативно возникающих лексических лакун


4


Выполняя олимпиадные задания обучающиеся приобретают опыт, необходимый для успешной сдачи итоговой аттестации самого различного формата: ОГЭ и ЕГЭ.

Работая с тренировочными материалами пособий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах обращаю внимание обучающихся на сложности при выполнении заданий из раздела «Письмо» и раздела «Говорение», знакомлю с критериями оценивания, с правилами соблюдения оформления письменного задания, логики высказывания, подбора аргументов в поддержку своих мыслей. Стараюсь, чтобы дети включали в монологическую речь конкретную ситуацию общения, высказывания должны отличаться логичной структурой, иметь вступление и заключение, что повлечет за собой более высокую оценку в форме баллов.

Известно, что с 2017-2018 учебного года выпускники 9 классов, нынешние десятиклассники выполняли и защищали итоговые проекты. По французскому языку под моим руководством были выполнены 3 проекта на темы: «Французская эскадрилья Нормандия Неман», «Образы Лафонтена в баснях И.Крылова», «Символы Франции». Перед началом работы обучающиеся были ознакомлены со школьным Положением об индивидуальном проекте.

В 2018-2019 учебном году я руковожу ещё 4 проектами на темы: «Французский язык в мире», «История русско-французской дружбы», «Жанна Д Арк - национальная героиня Франции», «Замки Луары ».

Дети ознакомлены с критериями оценки и с требованиями к оформлению, содержанию и критериями предоставления и оценивания итогового проектного продукта.

При выполнении текущих проектов, выполнение которых начинается в начальной школе сообщаю, что оценка выставляется в баллах. Спрашиваю детей и самого обучающегося, какую бы он (она) поставили себе оценку. Приходим к единому мнению. Если оценка не высокая, то предлагаю ученику активно участвовать в обсуждении работ других детей.

Таким образом, ученик может повысить свою оценку в течение урока. Этот подход использую не только для оценивания проектов и творческих работ, а, практически, на любом уроке. Даже если ученик не очень хорошо подготовил домашнее задание, у него всегда есть шанс повысить итоговую оценку за урок.

Система оценки качества школьного иноязычного образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями с целью повышения качества и эффективности образования, так как мотивирует ученика на успех.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!