СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе индивидуальных занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе индивидуальных занятий.»

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе индивидуальных занятий.


Детей с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда они поступают в общеобразовательные школы, специалисты определяют как «дети с ЗПР».

Задержка психического  развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного  отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а  замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются  небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.

В настоящее время дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах. Многие дети с ЗПР не прошли обследования на ПМПК, другая группа детей обследована и имеет официальное заключение. Однако из-за нехватки мест в специализированных детских садах, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений многие дети с задержкой психического развития посещают детские сады общеобразовательные вида. Поэтому проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой  и  актуальной  на сегодняшний день.

На сегодняшний день еще не достаточно организованна система педагогической коррекции задержки психического развития средствами дошкольного воспитания, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории. Только начинает накапливаться опыт работы педагогов-дефектологов, работающих в коррекционных детских садах. А для детских садов общеразвивающего вида – это совершенно новое направление в рамках программы инклюзивного образования. В связи с этим во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида проводится экспериментальная работа по созданию системы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.

Анализируя имеющуюся литературу по этому вопросу, как отечественную, так и зарубежную, можно выделить  несколько разных подходов к проблеме изучения и обучения детей с ЗПР. В подходе отечественных дефектологов к задержке темпа психического развития учитываются разные аспекты этой проблемы. Оно характеризуется отставанием в развитии психической деятельности ребенка

В своих исследованиях П.И.Зинченко и А.А.Смирнова определяют, что существенное место в структуре дефекта принадлежит нарушениям памяти.

Исследование Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьева посвящены  рассмотрению особенностей двух ранних форм мышления. Ученые указывают на недоразвитие у данных детей познавательной деятельности.

В исследованиях Б.Г.Ананьева констатировалась сниженная продуктивность детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, запоминания, мышления.

Несмотря на  многочисленные исследования в данной области практический материал отсутствует. Не разработана система работы с детьми, имеющими ЗПР. Педагоги ДОУ испытывают затруднения в организации индивидуальной работы с такими детьми. Приходится много заниматься самообразованием, экспериментировать, находить наиболее продуктивные формы работы.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия, где особая роль относиться к индивидуальной коррекционной работе. Индивидуальное занятие с ребенком более эффективны, потому что ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, взрослого и ребенка, постепенно перерастающие в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка.

Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развития сенсомоторных представлений и психических процессов. Содержание индивидуальных занятий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности у детей с ЗПР. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействии ребенка и взрослого. Дефектологи, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивидуальных занятий по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса, в развитии всех психических функций у детей с ЗПР. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделим. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть интересны для ребенка с ЗПР. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий предполагающих удержания внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников с задержкой психического развития очень важно развития произвольного  внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости). Для этого на занятиях можно использовать следующие игры и упражнения: «Помоги найти дорогу», «Подбери половинки», «Собери парные картинки», «Покажи предмет, у которого нет пары», «Контуры каких предметов ты видишь среди точек», «Перенеси предмет в другую клетку», «Найди предмет» и др.

Память. Дефектолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала включенного в игровую деятельность: «Рассмотри, запомни и повтори», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Запомни и назови», «Послушай и запомни», «Запомни и сравни» и др.

Восприятие. Умственное, физическое, эстетическое воспитание в большой степени зависит от качества сенсорного опыта детей, от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Задачей учителя-дефектолога по развитию сенсорно - перцептивной сферы у детей с задержкой психического развития является развитие у детей всех видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового, кинестетического, а также сенсорных ощущений.

Развитие сенсорно - перцептивной сферы направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и создает необходимые предпосылки для формирования высших психических функций памяти, внимания, мышления. Учителю-дефектологу необходимо обогащать чувственный опыт детей через развитие способности к обследованию предмета, используя различные способы ориентации: практические пробы, примеривание, установление характеристик по цвету, форме, величине, то есть развитие перцептивной деятельности.

 Мышление. Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5-6 лет находиться на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предметов, синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий  в них и т. д. С этой целью я использую  игры: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы». Таким образом, включенные в индивидуальные занятия игры, игровые задания и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции и развить познавательные возможности ребенка с ЗПР. Они помогают ребенку классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективной волевой сфере. Поэтому целесообразно в индивидуальные занятия включить работу по коррекции и формированию речи, которая позволяет одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Это позволить устранить отставания в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Специально организованные упражнения, обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитие связной речи. Направленные на развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности.

Огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка с ЗПР имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Письменная речь требует сложнейших, мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Поэтому необходимо обращать внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев (шнуровки, манипуляции с пуговицами и природными материалами, нанизывание бусинок, мозаика, пальчиковая гимнастика).

В каждое индивидуальное необходимо включать динамические паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую)  не выходя из учебной ситуации. Таким образом, на основе выше изложенного индивидуальная работа ведется по следующим направлениям:

- развитие всех психических функций;

- развитие сенсорных представлений;

- развитие речевых компонентов;

- формирование математических представлений, в том числе временных и пространственных;

- формирование представлений об окружающем мире;

- развитие игровой деятельности;

- развитие графических навыков;

- развитие двигательной активности.

Наиболее эффективны индивидуальные занятия построенные по комбинированному принципу. Таким образом, в рамках одного занятия можно решить несколько разноплановых задач развития, восприятия и обучения.

Во время индивидуальных занятий с ребенком необходимо создавать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха. Это важно не только для познавательного развития ребенка с ЗПР, но и для сохранения и поддержки его здоровья, поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

Ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому индивидуальные занятия должны проводиться в игровой форме. В ходе этих игр осуществляется личностно – ориентированные воздействия взрослого с ребенком и детей между собой. Ребенок не замечает, что идет обучение – он перемещается по кабинету, работает с игрушками, картинками, мячами. Индивидуальная работа должна быть построена так, чтобы вся система организации занятия воспринималась ребенком, как естественное продолжение его игровой деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!