СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности в рамках современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
««Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»»

«Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности в рамках современных педагогических технологий.

Условия возникновения и становления опыта

С 1991 года я работаю во Владимире, в средней школе №14, ныне МАОУ г. Владимира «Лицей №14». В этом общеобразовательном учреждении в силу специфики (наличие спортивных классов и групп слабослышащих учащихся) предоставлено широкое поле образовательных возможностей школьникам в соответствии с их личным потенциалом, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.


В программе развития лицея определены следующие цели:

  • переход к новому качеству педагогического процесса по обучению основам наук;

  • формирование личности лицеиста как высоконравственной, конкурентоспособной, социально адаптированной, способной осознавать ответственность за свою деятельность личности.


Система обучения и воспитания в лицее основана на гуманистическом отношении к ученику и организации работы с обучающимися с учётом их физических возможностей, социокультурных запросов.

Это в свою очередь требует внедрения в работу новых педагогических технологий; постоянного творческого поиска методов, форм и приёмов, способствующих вовлечению в работу обучающихся с разным уровнем мотивации; изучения опыта коллег и создание собственной методической базы; наблюдения выраженной обратной связи учеников к изучению предметов.



Актуальность опыта

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешить противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Инновационное развитие страны требует обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»1 Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становится коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (п. 25) подчеркивается важность создания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе учета «специфики возрастного психофизического развития обучающихся».2 И именно поэтому работа учителя словесника становится основной в реализации системно-деятельностного подхода и формировании УУД.

Опыт представлен материалами: выступление на МО учителей гуманитарного цикла 4.02.2014, открытые уроки для учителей лицея 30.03.2014, 26.01.2016, выступление на педагогическом совете МАОУ г. Владимира «Лицей №14»2016, выступление на городском семинаре в рамках модуля «Современные технологии» 2015, выступление на городском семинаре «Сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода» 12.12.2016, выступление на региональном информационно-методическом семинаре для педагогов-словесников Владимирской области в рамках регионального этапа всероссийской олимпиады по русскому языку 18.01.2017

Новизна педагогического опыта предусматривает:

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • расширение представлений учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе;

  • развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;

  • развитие навыков исследовательской и творческой деятельности;

  • формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности

С момента прихода в школу по настоящий день я по-юношески максималистски ставлю основной своей задачей – воспитать Читателя и Творца. Время загоняет в жёсткие рамки стандартов, но оно же требует отхода от них. Ведь в последнее время всё больше рождается леворуких детей, амбидекстеров, а это требует как раз - таки творческого подхода к преподаванию. И всё чаще хочется пойти вслед за самым расчетливым (чего требуют стандарты) и в то же время чутким к слову поэтом Серебряного века В.Я. Брюсовым:


Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьется в нем и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

И я по-прежнему мечтаю, что мои ученики научатся различать эти «тонкие властительные связи» между словом и образом. Что из-под их пера выйдут такие замечательные строки, что я, как когда-то В.А. Жуковский, с восторгом подпишу им свои скромный труд словами: «Победителю ученику от побеждённого учителя». Этому посвящена моя педагогическая деятельность.

Безусловно, педагогический опыт предполагает использование современных технологий. И не может быть одной, потому что и мир многообразен и непостоянен, и дети быстро меняются. Ни одно поколение не повторяет другое. Потому я в своей практике, постоянно используя современные подходы, всё же предпочитаю интегрированный подход к преподаванию смежных дисциплин, технологию развития критического мышления, педагогические мастерские, мастерскую творческого письма. Самой широкой и всеобъемлющей, с моей точки зрения, всё же является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Именно она, включая в себя элементы всех других, способствует развитию индивидуально-познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского и литературы.

Ведь в обучении, как и в жизни, двигаться можно различными путями, и это не только возможно, но и необходимо. Когда мы пытаемся всё многообразие жизни и обучения впихнуть в прокрустово ложе одного «единственно правильного» пути, мы неминуемо искажаем реальное положение вещей и существенно обедняем жизненный опыт учащихся, превращая их в догматиков, а в дальнейшем – в беспомощных граждан, плохо адаптированных к жизни. Именно поэтому для учителя важно поработать над собой, чтобы увидеть это многообразие жизни и обучения.

В педагогике двадцать первого века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную «Я – концепцию», побуждая к «учению с увлечением», повышая уровень его образования. Безусловно, образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Трудно не согласиться с этими словами, поскольку современная система образования и весь учебный процесс претерпели значительные изменения. Если раньше лидирующую роль на занятиях занимал учитель, являясь источником основной информации, координатором действий, то сейчас, ученикам предоставляется большая свобода действий в выборе поиска информации и способов ее обработки. И именно в этой ситуации необходимо владение умениями критического мышления, что подразумевает вдумчивое отношение к происходящему. В современном мире, где «человек репродуцирующий» – понятие устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, а именно деятельность комбинирующая или творческая. Для чего необходимо во многом переосмыслить подход к обучению и, не разрушая традиционной системы, давшей миру не одно открытие, по-новому работать в информационном мире.

А здесь действительно необходимы и технология развития критического мышления через чтение и письмо, и интеграция, и мастерская. Каждая из этих технологий предоставляет ученику свободу выбора пути, который потребуется для достижения образовательной цели и пробуждает творческое осмысление и переработку учебного материала. Критическое мышление – это и естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, и взвешенный подход к принятию сложных решений, и отправная точка для развития творческого мышления. Интеграция – позволяет переносить знания из одной предметной области в другую, способствуя тем самым формированию целостного мировосприятия. Педагогические мастерские, в свою очередь, помогают создать каждому, невзирая на уровень знаний и меру способностей, творческий «продукт». Подробнее хочется остановиться на формировании навыков и умений критического мышления, которое происходит постоянно, однако особую роль этому процессу необходимо уделить тогда, когда человек находится на этапе становления личности. Человек, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой учащийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Теоретическое обоснование технологии:

Термин «критическое мышление» давно известен из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский и др.  Д. Дьюи описывал критическое мышление как «сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека». Другой американский исследователь, педагог Роберт Х. Эннис рассматривал критическое мышление как «разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или как поступить».

Значительный вклад в развитие теории критического мышления внесла Д. Халперн, известный американский психолог, опубликовав свою работу «Психология критического мышления». В ней Д. Халперн дает такую трактовку критического мышления - это «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто, что отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. По мнению Д. Халперн, это такое мышление, к которому «прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений». При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

Еще одно определение критического мышления можно обнаружить у группы авторов, занимающихся исследованием этой проблемы. Так, Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил в своей работе «Как учатся дети: свод основ» пишут, что «думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов».  Они предполагают, что критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуется фактами, а вскрывает причины и следствия этих фактов. Авторы сравнивают критическое мышление с «вежливым скептицизмом», которое подвергает сомнению факты в общепринятых истинах. С этих позиций критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Также критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. И, наконец, авторы приходят к выводу, что критическое мышление «не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

Очень подробно понятие критического мышления описывает Д. Клустер, рассматривая, в свою очередь, пять характерных признаков критического мышления:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!