Развитие интереса к миру профессий у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста посредством экскурсий в условиях школы-интерната.
В младшем школьном возрасте ребёнок не только приобретает знания и умения, но и определённый социальный статус. Формирование представлений о труде взрослых оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Формируются индивидуальные потребности к интеллектуальному, творческому и физическому труду. Развивается уважительное отношение к людям разных профессий и их трудовой деятельности, расширяется любознательность, фантазия. Возникает необходимость в новых познаниях о мире профессий, которые на виду в данном учреждении.
При обучении и воспитании детей с ОВЗ возникают особенности, связанные с физическим и психологическим состоянием. Материал экскурсии даёт не только новые знания, но и обладает большими воспитательными возможностями, предусматривает формирование высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы обусловлено тем, что именно дефектность мышления резко выражено у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, что затрудняет познание окружающего мира. Формирование мыслительной деятельности способствует развитию особого ребёнка, что создаёт основу для социально-трудовой адаптации. Экскурсия способствует развитию памяти ребёнка, осуществляется коррекция восприятия. Совершенствуется эмоционально-волевая сфера, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений, навыков. Во время экскурсии происходит обогащение словаря. Отвечая на вопросы, задавая их, ребёнок активизирует познавательную деятельность. Речь становится более развёрнутой, последовательной. Сочетание слова, наглядного образа и практических действий помогает корректировать нарушение функций познавательной деятельности ребёнка.
Экскурсия – важная форма учебно-воспитательной деятельности, вид занятия, дающая возможность в естественной обстановке знакомить детей с культурными, природными объектами и деятельностью людей.
Так как дети с интеллектуальной недостаточность не наблюдательны, не заостряют внимание на тех событиях, которые происходят вокруг них в обществе, не проявляют инициативы и в силу своей физиологии имеют поведенческие, речевые, мыслительные нарушения, то экскурсия – даёт возможности ярких впечатлений, знаний и практических навыков. В своей работе при реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-психологической и педагогической направленности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и их профессионального самоопределения «Дорога в жизнь» я включаю экскурсии по ознакомлению с теми профессиями, которые наиболее значимы и на виду в школе-интернате: «Повар», «Помощник по кухне», «Помощник по хозяйству», «Медсестра», «Учитель», «Воспитатель», «Шофёр», «Сантехник», «Электрик» «Столяр», «Дворник», «Прачка», «Техничка», «Швея», «Библиотекарь». Ребята с большим интересом посещают экскурсии, внимательно слушают, задают вопросы. На таких экскурсиях можно всё хорошо рассмотреть, потрогать своими руками. Ведь как говорится в пословице «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Проживая в школе – интернате дети лишены возможности в полной мере контактировать с окружающим миром, что затрудняет их представления о нём. Поэтому первостепенной задачей является как можно больше найти путей преодоления таких затруднений. И одним из путей решения являются экскурсии по ознакомлению с профессиями за пределами учреждения: «Продавец», «Аптекарь», «Пекарь-кондитер», «Парикмахер», «Почтальон», «Автослесарь», «Музейный работник». В школе-интернате имеется транспорт, которым всегда можно воспользоваться при необходимости. Место и время экскурсии заранее обговаривается. Ребятам очень нравятся выездные экскурсии. Встреча с новыми людьми для них всегда в радость. Они обсуждают предстоящую поездку, предполагают, что же они увидят, узнают, задают вопросы, ну и конечно немного волнуются. Перед детьми раскрывается разнообразие мира профессий, что благотворно на них влияет. Даёт почву для мыслительных процессов, обсуждений, вызывает положительные эмоции и яркие впечатления. Знакомство с людьми разных профессий позволяет детям более обзорно смотреть на мир, «примерять» на себя ту или иную профессию. Дети с нетерпением ждут экскурсий. Полученные знания закрепляются на внеклассных занятиях. Ребята выполняют практические задания, проявляют себя в художественной, конструктивной, театрализованной, игровой деятельности – пробуют себя в роли шофёра, медсестры, швеи, повара и других специальностей.
Каждая экскурсия имеет свою чёткую, определённую тему. Тема является стержнем, который соединяет все объекты экскурсии в единое целое. При проведении экскурсий придерживаюсь следующих методических аспектов:
1. Экскурсия - обязательная часть процесса образования.
2. Определяю тему экскурсии, составляю план-конспект.
3. Провожу нацеливание детей на экскурсию.
4. Провожу инструктаж по технике безопасности при нахождении в том или ином помещении.
5. Рассказываю понятным, доступным для детей языком.
6. Если есть необходимость, то поясняю подробно, повторяя несколько раз.
7. Вовлекаю детей в обсуждение, диалог.
8. Концентрирую внимание на нужном объекте.
9. Не перегружаю новыми названиями и понятиями.
10. В силу инертности психических процессов детей излишне их не утомляю. 11. Закрепляю материал экскурсии на внеклассном занятии.
Таким образом, считаю, что экскурсии в мир профессий – это тропинки знаний, которые развивают интерес к профессиям, имеют большое учебно-воспитательное и коррекционное значение.