СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие интонации на уроках эстрадного вокала»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы заключается в том, что основой вокального искусства является чистая интонация.

Просмотр содержимого документа
««Развитие интонации на уроках эстрадного вокала»»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств №8









«Развитие интонации на уроках эстрадного вокала»



Методический доклад преподавателя

Архангельской Ирины Константиновны



















г. Ульяновск, 2022 г.

Вокальное воспитание - очень важный раздел музыкальной работы ДШИ, где отделение эстрадного вокала занимает далеко не последнее место в ее жизни. Кроме вокала, как основного предмета, ребята посещают  сольфеджио (необходимо знание элементарной теории).

Показателем эффективности работы детей служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат.

Актуальность темы заключается в том, что основой вокального искусства является чистая интонация. Нередко на уроке вокала ученик не в состоянии раскрыться (плохо интонирует, зажимается, плохо запоминает текст). А интонирование - это часть культуры вокального исполнительства, а так же одно из основных средств музыкально-эстетического воспитания. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям.

  Хочу обратить внимание на то, что выбор упражнений, их тональностей должен отталкиваться от индивидуальных особенностей учеников.    

Упражнение № 1 «КШ…» «КШ-Ч-ХЬ-С-Ф», «Ф-П-Х», «ФП-ХЦ-ЧЧ».

Урок начинается с разогрева дыхательного аппарата. Выполнение упражнения «КШ…» позволяет подготовить дыхательный аппарат к работе, активизирует все мышцы, которые участвуют в процессе дыхания. Главная задача этого упражнения – сфокусированный вдох и выдох, дыхание нужно брать  через нос, костно – абдоминальное дыхание.

Упражнение № 2 «КШ, звук с вибрацией губами». Данное упражнение настраивает интонационную координацию голоса с инструментом, направленно на  активизацию работы дыхательного и артикуляционного аппарата, освобождает от зажатости губ.

Упражнение № 3 « Соединение слога ДУК и звука с вибрацией губами». Данное упражнение  направленно на внимание интонационной точности вступления прежде всего, далее - активизацию работы дыхательного и артикуляционного аппарата,  активную работу мышц языка, штрих marcato .

Упражнение № 4 – восходящее развернутое трезвучие «Т53», вниз – «Д43» с разрешением. Упражнение исполняется вибрацией губ - самое главное здесь, чтобы губы оставались свободными, а звук ровным и наполненным. В интонационном плане важно следить чтобы звуки нисходящей мелодии не смазывались.

  Упражнение № 5 «ДУК-ДЭК-ДА-АК». Данное упражнение является очень  действенным – для выработки верного певческого тона, все звуки следует давать в равной силе, способствует интонационному освоению интервала Ч8, овладение ритмической структурой затакта, направленно на активизацию работы дыхательного и артикуляционного аппарата, освобождает от зажатости губ.

Упражнение № 6 «Па-Ба-Ра-Ба-Ра». Упражнение поется на одной ноте с большим количеством слогов в поступенном движении. Исполняется в умеренном темпе, транспонируя по полутонам вверх и вниз в пределах октавы. В этом упражнении необходимо обратить внимание на унисон с инструментом, отчетливую дикцию, акценты первой доли, как залог ритмической организации. Упражнение тренирует музыкальную память и внимание, помогает в работе выравнивания звука. Происходит интонационное освоение интервала Б2.

Упражнение № 7 «Да-де-ди-до-да-де-ди-до-ду» представляет собой смену  legato и staccato. Упражнение надо пропевать на одном дыхании и научиться делать  staccato без подхвата дыхания. Данное упражнение направленно на чистоту интонирования, на работу дикции, где нужно следить за активным произношением звука «Д», который способствует выравниванию гласных, и переходить из одного слога в другой без изменения гортани, то есть не меняя певческого тембра.

Упражнение № 8 «Wee…». Данное упражнение исполняется на слог «Wee»в спокойном темпе, направлено на развитие чистой интонации, умение интонировать развернутое  тоническое трезвучие сверху, интонационное освоение интервалов Ч4, М3, Б3, направлено на выравнивание регистров, способствует выравниванию гласных.

В Упражнении № 9  «Ми-и-и-Я» мелодическая линия не сильно сложная, не стоит забывать о работе над кантиленой, чистотой интонирования - пропевание основных тонов гаммы. Упражнение способствует выравниванию гласных, выработки правильной певческой позиции, собранности звука.

  Упражнение № 10  «На-а-а-Ни-и-и» предназначено для работы над правильной атакой звука. Вначале петь в умеренном темпе, точно атакуя звук, затем немного ускорить исполнение. Смена гласной «На» на «Ни» происходит в связи с повышением тесситуры. Упражнение полезно для выработки певческого тона, (прямо попадая на нужную ноту, интервалы связывать точно), для развития певческого диапазона, рассчитано на подготовку выработки подвижности.

         

 

Вывод

Певец должен быть каждый день в вокальной форме. Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил. Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Никогда не следует петь не распевшись.

В заключении хочется сказать о том, что среда дополнительного образования может, на мой взгляд, создать условия для развития и формирования потребностей и способностей каждого учащегося, что позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной его деятельность, которая является значимой для ребенка и педагога. 

 

 Список используемой литературы:

  1. Апраксина О.А «Истории музыкального воспитания.» М.1990.

  2. Апраксина О.А. «Детское музыкальное пособие» М.,1990

  3. Багадуров В «Вокальное воспитание детей», М., 1953.

  4. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики».М., 2008.

  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М «Методика музыкального воспитания в школе». М.,1998

  6. Емельянов В. «Развитие голоса, координация и тренинг». М., 2000.

  7. Карягина А.В.  «Возвращение к голосу»  1997.

  8. Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» 2007.

  9. Огороднов  Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в школе» М., 1972.

  10. Тевосян А.Т. «Современные проблемы хорового искусства» (1965-1995г.г.) Москва – 1995 г.

  11. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!