СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков у школьников с помощью PR-технологий

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование коммуникативных навыков школьников в системе треннингов с помощью PR-технологий

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у школьников с помощью PR-технологий»

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ PR-ТЕХНОЛОГИЙ

(Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания, развития детей, подростков и молодежи)

Шакирова Зульфия Зуфаровна

Педагог-психолог

МБОУ «Тюлячинская средняя общеобразовательная школа»

Республики Татарстан


В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной парадигмы и становление новой системы образования, педагогическая практика и теория обогащаются новыми направлениями, умениями оперировать общественными связями и информацией, творческим решением проблем общения в рыночных условиях, в которых оказались и все образовательные учреждения.

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.

Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вошла в XXI век – век бума новых информационных и коммуникативных технологий, к которым относятся и технологии Public Relations. Являясь комплексом самых современных коммуникативных технологий, Public Relations может стать «наукой и искусством организации любви» к предмету, к процессу познания и самоусовершенствования.

Public Relations – в просторечье «пиар» - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды для учителей, учеников, родителей, властей, ученых, спонсоров и т.п.

Пиаром, или связями с общественностью, неосознанно занимается практически каждое образовательное учреждение. Паблик рилейшнз - это одна из функций управления образовательным учреждением, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между образовательным учреждением и обществом. PR-технологии решают различные проблемы: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.

В условиях современной цивилизации значительно повышается роль образовательных учреждений. Более того, практически каждая семья так или иначе соприкасается с ними: кто-нибудь из ее членов либо работает в них, либо учится. В целях паблисити каждое образовательное учреждение через СМИ готово произвести впечатление на окружающих людей, опираясь на необычные или интересные события из своей жизни.

Можно рассказать о новых образовательных программах, реализуемых образовательным учреждением, об уникальных условиях или педагогах, о ценах на образовательные услуги, об участии в масштабных проектах, достижениях своих работников (победитель конкурса и т.д.), об успехах своих обучающихся (например, в международных олимпиадах).

Услышанная информация более эффективна, чем прочитанная. Весьма эффективными коммуникациями признано общение в процессе контактных мероприятий. Проводить PR-мероприятия уместно в дни профессиональных праздников (День учителя), либо других праздников, в годовщины образовательного учреждения, Дни открытых дверей, пресс-конференций, «круглых столов», «дискуссий, презентаций. Любая положительная новость из его жизни работает на имидж. Даже самые маленькие изменения для кого-то могут быть важным известием, если они влияют на чью-то жизнь или деятельность.

Применение PR-технологий в образовательных учреждениях способствует развитию следующих целевых компетенций:

- информационно-технологическая компетентность как способность находить и использовать информацию (создание, отправка и получение ключевого сообщения);

- компетентность толерантного социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создание атмосферы сотрудничества (налаживание эффективных коммуникаций, развитие системы отношений);

- компетентность общения как способность адекватного ситуационного взаимодействия, нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии при подготовке и реализации контактного мероприятия (развитие каналов и средств коммуникаций, техники создания ключевого сообщения);

- компетентность социально-ориентационная как умение ориентироваться в мире духовных ценностей, в ключевых проблемах межкультурного взаимодействия (расстановка акцентов в ключевом сообщении при его создании, отправке, получении; а также развитие системы отношений);

- компетентность ситуационно-ролевая как способность решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (позиционирование и построение имиджа).

Любому «пиарщику» известно, что ни одно сообщение не доходит адресату в том виде и объеме, в каком его «отправили», поскольку проходит через «фильтры восприятия».

Элементы коммуникационного процесса таковы:


отправитель

кодировка

средство передачи

получатель

фильтры восприятия

расшифровка





Мы все «пиарим» с самого рождения, привлекая к себе внимание первым криком! Ведь «пиарить» - это попросту привлекать к кому-то или к чему-то внимание, посылать о предмете «пиара» потоки информации: звуковой, зрительной, «чувственной».

Public Relations – это средство многоканальной коммуникации, личных контактов, налаживания взаимоотношений, привлечение внимания к образовательному учреждению и ее проблемам шефов, партнеров, спонсоров, родителей и подтверждение своей способности выполнить государственный заказ на образовательные услуги.

Сейчас о «пиаре» известно почти каждому благодаря агрессивной рекламе. И в нашем обществе наблюдается в основном негативное отношение к Public Relations (PR), применение которого связано в умах многих с черными избирательными технологиями, с бизнесом и с большими деньгами.

Тем не менее существует PR без денег, социальный PR, который можно смело называть белым PR. Отдельные его элементы много и успешно применяются в учебных заведениях, и, хотя это происходит чаще всего фрагментарно и стихийно, успех применения PR в решении социальных и педагогических задач налицо.

В работе педагогов по формированию самостоятельной, ответственной,  психически здоровой личности, способной к успешной  социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.

Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам. А сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.

В зависимости от года обучения школьника задачи сопровождения могут меняться: для начальной школы – актуальным является вопрос успешной адаптации в учебном заведении; для среднего звена – индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей; для старших классов – содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.

В нашей школе разработана своя модель сопровождения, с учетом сложности контингента, которая направлена на решение проблем адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу и условно распределена  на три этапа:

1. Диагностический. На этом этапе происходит сбор общих сведений об обучающихся, проводятся комплексные диагностические исследования личности.

2. Планирующий. На этом этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с обучающимися. Это позволяет учителям и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.

3. Развивающий. На этом этапе организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с учащимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов.

Из PR – технологий и инструментов нашего учебного заведения наиболее распространены информационные кампании, чаще всего событийные, презентации, общешкольные праздники, выставки, конкурсы, родительские собрания, тематические мероприятия, пресс-конференции, «круглые столы», «дискуссии.

Ведется и корпоративный PR: управление деловыми коммуникациями школы, выработка и поддержание «фирменного стиля» и благоприятной среды общения субъектов образовательного процесса, управление связями с общественностью.

Учителю, как технологу, участнику и субъекту учебно-воспитательного процесса, рекомендуется ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, как собственно образовательных технологий, так и технологий общения. Методы Public Relations помогают субъектам образовательного процесса определиться в системе отношений с коллективом и миром, учесть специфику и акценты социальных ролей, совокупности поведенческих актов, позиционировать себя в группе. Они содействуют установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, группой и их окружением посредством развития обмена информацией и оценки общественного мнения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!