Развитие коммуникативных УУД
Зобова Оксана Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 7, г. Новодвинска
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво выражать свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные умения обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
- умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Результаты формирования коммуникативных УУД:
Результаты формирования коммуникативных УУД:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Сформированность коммуникативных умений позволит ученику:
- быть успешным в учебе;
- осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками;
- обмениваться имеющимся жизненным опытом.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать.
Уровень сформированности коммуникативных действий у учащихся 3 «В» класса
Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели
- КТД
- проектная деятельность
- игры
- работа в парах
- экскурсии
- посещение музеев, планетария и т. д.
Работа в группах
Инсценирование на уроках
литературного чтения
Экскурсии
Весёлые старты и походы
Групповой проект «Природные зоны»
Работа в группах «Осенний букет»
(окружающий мир, ИЗО)
УМК «Перспективная начальная школа»
Система заданий, предусматривающих формирование коммуникативных УУД, реализуемых в учебниках УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
3 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.
Наши проекты
Методики оценки сформированности коммуникативных УУД:
1.Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
2.Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
3.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
4.Задание «Дорога к дому»
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Уровень сформированности
коммуникативных УУД
Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе
- коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся
- от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе.
Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?
Н. А. Морозова