СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативности младших школьников в условиях эстетической лингвосреды (на уроках иностранного языка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.Показателем творческого развития является креативность.Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативности младших школьников в условиях эстетической лингвосреды (на уроках иностранного языка)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И.А. БУНИНА

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ






Доклад

на тему:

«Развитие креативности младших школьников в условиях эстетической лингвосреды»


( на уроках иностранного языка)







Подготовила: аспирантка кафедры

иностранных языков пед.профиля

Сарафанова О.В.

Проверила: д.п.н.,проф.

Карташова В.Н.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего развития человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала, уже в самом раннем детстве. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. [ 9 с. 98]

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции.

Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На занятиях по иностранному языку учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществознанию, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

"Творчество ученика - один из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода" (С.И. Бим). Именно творческие задания являются сегодня признаком современности. Они позволяют учителю по-новому организовать работу над любым видом речевой деятельности.

В работе с детьми необходимо стремиться разнообразить учебную деятельность учащихся на английском языке, включить в нее такие творческие личностно-ориентированные упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширяют общий кругозор, зону активного познания, стимулируют оригинальность мысли, интеллектуальную самостоятельность учащихся в порождении иноязычной речи.

Для развития творческих способностей учащихся нужно создать особую эстетическую лингвосреду, которая будет представлять собой слияние иностранного языка с различными видами искусства: музыкой, изобразительной деятельностью, ритмикой и т.д. Создание такой среды можно осуществить через включение на уроках иностранного языка различных видов искусства: музыки, изобразительной деятельности, ритмики и т.д.

Одним из средств, которые способствуют творческому развитию личности школьника является применение нетрадиционных форм урока иностранного языка. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы или класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-проект, урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий. [3, 5, 6] Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т. к они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т. к они станут традиционными и уровень эффективности снизится. Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе. Что касается, экспериментальной части нашей работы, хотелось бы отметить, что нами на базе МБОУ СОШ №10 г.Ельца было проведено анкетирование среди учителей, которое показало, абсолютно все преподаватели считают, что развитие творческого начала в детях является обязательным условием развития полноценной, всесторонне развитой личности. Большая часть опрашиваемых, считают именно начальный этап, одним из наиболее благоприятных для развития творческих способностей. Хотя многие утверждают, что постоянное развитие необходимо продолжать на протяжении всего процесса обучения. Учителя полагают, что именно гуманитарные науки, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство способствуют творческому развитию. Они развивают воображение, формируют умения и навыки. Необходимо использовать больше коллективной, групповой работы, не исключена самостоятельная работа с дополнительными источниками: книги, экскурсии, походы в музеи. Преподаватели утверждают, что уроки предоставляют возможность развития в детях творческих способностей, этому способствует не очень большая загруженность уроков школьным материалом, и их творческая направленность. При опросе родителей мы получили следующие результаты: Активность и участие родителей в развитии творческого потенциала школьников недостаточна. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий. Существует опасность того, что со временем, развиваясь, дети будут отдаляться от родителей. В связи с этим планируется составить краткий перечень рекомендаций для родителей, направленный на увеличение их роли в творческом развитии их детей.

Среди самих учащихся мы провели констатирующий эксперимент по методике Г.Дэвиса. Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Учащиеся должны были согласиться или не согласиться с предложенными высказываниями. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность. Тест выявил наличие у отдельных учащихся начальной школы способностей к творчеству, неординарному, нестандартному мышлению, но в то же время эти способности развиты мало в связи с сильной загруженностью детей учебным материалом, недостаточным участием родителей в работе над развитием этих качеств у своих детей.

В связи с этим планируется проводить уроки иностранного языка в нестандартной, игровой форме, включать учащихся в активную творческую деятельность на уроке, учить их нестандартно мыслить, искать неординарные пути решения проблемы. Кроме того, планируется включать на занятиях по иностранному языку творческие задания, которые помогут выявить и раскрыть творческий потенциал учащихся.

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.



Библиографический список.

1. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа - 2001 - №11 - с.49-51.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 1991 - №2 С.3-10.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. - Кн.1. Общие основы. ПО. - 576с.

4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 232с.

5. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.

6. www.bolshe.ru.

7. www.festival.1september.ru.

8. www.zachetka.ru.

9.Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск.: 1996. - 300с.


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!