СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста через игровые приемы». Описание практики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста через игровые приемы». Описание практики

Просмотр содержимого документа
««Развитие лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста через игровые приемы». Описание практики»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ужурская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.К. Харченко»

















«Развитие лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста

через игровые приемы»



















Авторы:

учитель – логопед: Гудошникова Карина Владимировна

учитель – логопед: Минабутдинова Ирина Владимировна





Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

М. Горький

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развития познавательной деятельности ребёнка, и для развития его мышления. Высокий уровень развития лексической стороны речи определяет успешность речевой деятельности ребёнка в целом, в то время как низкий уровень лексического компонента речи может весьма отрицательно сказываться на речи ребёнка.

Введение:

Речевое развитие обучающихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется разнообразными речевыми дефектами. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения системы знаний. Естественно, что без овладения чтением и письмом, ребенок не может выполнить функцию систематического и всестороннего познания действительности. Большое значение в речевом развитии обучающихся играет работа над лексической стороной речи. В процессе ее развития совершенствуется и развивается устная, письменная и внутренняя речь школьника, увеличивается словарный запас, уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь.

Непременным же условием нормального развития речи является своевременное развитие лексической стороны речи ребенка. Чем совершеннее речь ученика, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Нарушения формирования лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах одного слова другим, трудностях актуализации слов.

Бедность словарного запаса мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития.

Для устранения данной проблемы мы решили подобрать коррекционно-развивающие игры, включающие в себя развитие лексической стороны речи.

В настоящее время общее количество детей с нарушениями речи и психоречевого развития возрастает, что оказывает специфическое воздействие на совершенствование технологий логопедической деятельности в образовательном учреждении. Это ставит перед педагогами определенные задачи поиска путей логопедической помощи, которая позволяет добиться быстрого и устойчивого коррекционного эффекта.

Словарный запас таких школьников достаточно беден, а необходимые навыки связной речи в большинстве случаев отсутствуют. Это препятствует не только эффективной учебной деятельности детей, но и их самовыражению в школьной среде, основной причиной чего является скудный арсенал языковых средств для выражения чувств, мыслей, оценочных суждений и несформированность навыков коммуникативного взаимодействия.

В коррекционно-развивающем обучении очень важен принцип мотивации к учению, который невозможен без познавательной активности школьников.

У младших школьников с ОВЗ игра является одним из основных методов обучения. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов, среди которых были Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Соболева, В.С. Виноградова, М.И. Лисина, Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская. Данные ученые в своих исследованиях отмечают, что игровая деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья соответствует более раннему возрасту нормально развивающихся детей и отличается определенными специфическими особенностями.

Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика с тяжелыми нарушениями речи и найти ее место в системе образования и воспитания.

Игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. В игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. Игра выступает как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Если применять в логопедической работе игровые приемы на развитие лексической стороны речи, то можно более эффективно развивать речь ребенка.

Объект: коррекционно-образовательная работа логопеда по исправлению лексической стороны речи у детей имеющих тяжёлые нарушения речи.

Предмет: коррекция лексической стороны речи с использованием игровых приемов.

Цель практики: Повышение эффективности работы по развитию лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи по средствам применения комплекса игровых приемов.

Задачи, на решении которых направлена практика:

1. Уточнять и развивать структуру значения слова у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста.

2. Расширить словарный запас обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

3. Формировать связи между словами в лексиконе.

В логопедическом воздействии опираемся на этиопатогенетический принцип, учитываем этиологию и механизмы речевого нарушения, принцип системности и учета структуры речевого нарушения. Используем принцип индивидуализации образования, учет личностных особенностей – учитываем возможности, особенности развития каждого ребенка. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка и структурой речевого дефекта.

Учебный материал стараемся преподносить так, чтобы дети самостоятельно «додумывались» до решения ключевой проблемы. Таким образом, выполняется принцип деятельностного подхода.

Соблюдаем принцип соответствия условий, требований и методов возрасту и особенностям развития. Учитываем сложность, новизну преподносимого материала, процесс познания отражается в разнообразной детской деятельности и совмещается с основной детской деятельностью – игрой.

Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия строим таким образом, чтобы учитель-логопед и дети являлись равноправными партнерами в этой деятельности, то есть соблюдался принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.

Объединяем усилия разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики, что позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка с речевыми нарушениями, то есть учитываем принцип интеграции усилий специалистов.

Одним из важных является принцип психологической комфортности. Каждый ребёнок на занятиях должен испытывать только положительные эмоции, как от общения с учителем-логопедом, так и от самой деятельности.

При организации взаимодействия с родителями воспитанников учитывается социальный статус семьи. Усилия учителя-логопеда направлены на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в логопедической группе, установление взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества, то есть соблюдался принцип сотрудничества учителя-логопеда и семей воспитанников.


Предполагаемые результаты:

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечается бедного словаря, преобладает конкретная лексика, недостаточно точное понимание значений слов. Отмечается ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Детей с тяжелым нарушением речи объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая.


Теоретические основы.

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.

Слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д.

Мы решили не просто развивать речь детей, а сделать этот процесс интересным и увлекательным, а переход от игры к серьёзной учебной работе менее заметным для ребёнка. От всех этих факторов зависит результат проведённой работы. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Игровые приёмы, на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, являются наиболее эффективными в логопедической работе. Используя их, учитель-логопед может почти на пятьдесят процентов улучшить результаты своей коррекционной деятельности.

Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какая степень его инициативности в этом процессе. Учитель-логопед должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети всё активнее участвовали в коммуникативных операциях.


Аналитические основы:

У детей речевая недостаточность у детей с тяжелым нарушением речи отчетливо проявляется во всех компонентах. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов.

Важной особенностью речевой деятельности учащихся с тяжелыми речевыми расстройствами является и то, что их пассивный запас часто значительно превышает использование слов в активной речи: учащиеся понимают значение встречающихся слов, но не умеют ими пользоваться свободно в самостоятельной речи. Ограниченность активного словарного запаса проявляется и в том, что ребенок одним словом обозначает ряд предметов, близких по внешнему сходству, ситуативной обусловленности.

Словарь детей с тяжелыми речевыми расстройствами характеризуется недостаточной сформированностью смыслового значения слов, обозначающих действия; малым количеством слов, выражающих признаки предмета по форме, цвету, материалу; ограничен и однообразен словарь, выражающий свойства действия; редко употребляются союзы и частицы. Притяжательные местоимения осмысливаются детьми не как указатели на принадлежность к кому-либо, а как собственное имя или как обозначение животного: такие слова, как мамин, Колин, лисий, учащиеся относят к именам существительным.

Низкий уровень практического владения словообразовательным анализом, отсутствие четкого различения морфем по значению - одна из причин количественной обедненности словаря, ограниченности в самостоятельной семантизации новых слов по их морфемному составу, в конечном счете - причина неправильного понимания и употребления многих слов.

У детей наблюдается низкий уровень понимания словесных инструкций, мало слов с переносным значением, трудности в овладении обобщающими понятиями. В речи младших школьников данной категории огромное количество повторов, аграмматизмов, лексических ошибок и недочетов.


Практическое решение:

В начале учебного года проводим логопедическую диагностику «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т. А. и Ахутина Т. В., «Методика обследования словарного запаса детей» Смирнова И.А..

После проведенного обследования составляем на каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка и структурой речевого дефекта.

В групповые и индивидуальные занятия включаем игры на развитие лексической стороны речи.

Работу над словом начинаем с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесённость слова (т.е. связь наименования с предметом), на её основе формировать обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов), формировать понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова к классу предметов).

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков выделяющих предметы. Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов.

Значительную помощь в упорядочении, группировке словаря окажет работа по ситуативной отнесённости слов, предусматривающая задание назвать как можно больше предметов, вовлечённых в одну и ту же ситуацию. Полезна также работа по называнию частей целого предмета, нахождению целого по наименованию частей.

Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.

В словарной работе главное – это работа с лексическими упражнениями. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их формы можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами.

Целесообразно использовать работу с синонимами: она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определённой ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста.

Важное место в пополнении лексики занимает работа над антонимами, вследствие которой ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству.

Развивая у детей понимание многозначности разных частей речи, логопед знакомит их с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.

В процессе игр на развитие лексической стороны речи дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.


Опыт работы по применению игр на развитие лексической стороны представляли на всероссийской акции для инвалидов: «Три П: «Понимаем. Принимаем. Помогаем». Дистанционно выступали на школьном и районном методических советах. Делились с учителями комплексом игр на развитие лексической стороны речи.

Анализ логопедической работы за 2018-2020 года показал положительную динамику развития лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи по средствам применения игровых приемов. Развитие наблюдается в основном по всем заданиям, незначительная динамика в заданиях на словарь предлогов, порядковых числительных и в образование прилагательных.


Приложение 1

Таблица 1

Уровень развития компонентов лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи компенсирующей группы

(период обучения 2 года).


Компоненты

Учебный год

Уровни развития

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Понимание и употребление слов номинативного лексического значения

2018 – 2019

35, 7%

44%

20, 3%

2019 - 2020

40, 7%

59, 3 %

0%

Состояние глагольного словаря

2018– 2019

32, 7%

45, 5%

21, 8%

2019 - 2020

48%

52%

0%

Состояние атрибутного словаря

2018 – 2019

31, 5%

43, 2%

25, 3%

2019 - 2020

40, 7%

47, 6%

11, 7%

Словарь числительных

2018 – 2019

28 %

39, 3%

32,7%

2019 – 2020

37 %

48, 5%

14,5%

Словарь предлогов

2018-2019

17, 5%

38, 2%

44, 3%

2019-2020

20%

43, 7%

36, 3%

Лексические парадигмы

2018-2019

25, 5%

53%

21, 5%

2019-2020

32%

57, 5%

10, 3%

Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательные

2018-2019

12, 7%

30%

57, 3%

2019-2020

20%

42, 3%

37, 7%

Часть-целое

2018-2019

35%

50%

15%

2019-2020

40, 7%

59, 3%

0%








Приложение 2

Результаты эффективности логопедической работы.

Таблица 2.

Результат

Учебный год

Показатели

Среднее улучшение

2018 – 2019

25,3%

2019 – 2020

36, 7%

Значительное улучшение

2018– 2019

32, 7%

2019 – 2020

55%

Дети, требующие дальнейшего сопровождения

2018 – 2019

45, 7%

2019 – 2020

38, 2%



Заключение.

Таким образом, применение игровых приемов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, повышает интерес детей к выполнению заданий на логопедических занятиях, помогает сделать учебный процесс менее напряженным, что значительно увеличивает эффективность коррекционной работы. В заключение можно добавить, что игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы, глаголы, числительные, предлоги и прилагательные.


Литература:

1. Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры и задания. – СПб., Каро, 2002г.

2. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи, 2004.

3. Волкова, Л.С. Логопедия. / Л.С.Волкова – М.: Владос, 2006 г.

4. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов в студ. Дефектол. Фак-товпед. Вузов : в 5 кн. / Л. С. Волкова. —М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб., Детство-пресс, 1999.

6. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

7. Основы логопедической работы с детьми. / Под общ.редакцией д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной – М., Аркти, 2003.

8. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!