СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые занятия с детьми, упражнения и игры позволяют успешно  развивать у детей логическое мышление, восриятие, память.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста»

Учителя начальной школы МБОУ «СОШ №12» г.Альметьевск РТ

Матвеева Лариса Дмитриевна, Чуева Наталья Ивановна

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интелекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Главная задача обучения, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, мыслить. Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем. Большинство профессий в современном мире требуют креативного подхода, активизации творческого начала. Работая учителем начальных классов, нам часто приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Этот результат подтверждается и во время психологического исследования логического мышления. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение. Занимаясь с разными категориями обучающихся, перед нами встает задача организовать осознанное и прочное усвоение знаний всеми учащимися. Обучая школьников по программе «Школа России», которая направлена на развитие всесторонне-развитой личности, мы стараемся развивать у детей умение логически мыслить. Это умение помогает им в освоении школьного материала в урочной и внеурочной деятельности. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связанно с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Анкетирование родителей детей, проходящих предшкольную подготовку, показывает, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Эта картина, как показывает практика, во многом повторяется из года в год, поэтому считаем тему «Развитие логического мышления младших школьников» достаточно важной и работаем над ней на протяжении нескольких лет. Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребенка в школе. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся. На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять в учебной деятельности. Получение знаний является обязательным к условиям развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления и представляет собой решение мыслительных задач.

Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без которых предмет не может быть подведен под данное понятие.

Ребенок 7-8 лет обладает достаточно развитым конкретным мышлением. Как мы уже подчеркивали, за время обучения в начальном звене он, прежде всего, должен познакомиться с понятиями, с их существенными и несущественными признаками.

Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.

На втором этапе нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятия, опуская признаки несущественные, то есть речь идет о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.

На третьем этапе необходимо самое серьезное внимание обратить на формирование логической операции сравнение с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

Первые три этапа развития логического мышления реализуются в первых – вторых классах начальной школы.

На четвертом этапе (3 класс) школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки.

Пятый этап (3-4 классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая в начале (1-2 класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4 классу в умение анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.)

К окончанию начальной школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ, синтез.

Учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

В целом, за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях, успешное освоение программы, основные компоненты учебной деятельности, качественно-новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Предлагаемые занятия с детьми, упражнения и игры позволяют успешно развивать у них операции логического мышления, восприятие, память.

Занятие 1

1. Цель: научить ребенка находить признаки предметов.

Задание: расскажи о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

2. Цель: научить ребенка выделять признаки чисел.

Задание: из каких цифр состоят числа: 27, 39, 45, 89, 100.

3. «Анаграмма» (спрятанное слово)

Цель: развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: составить слова, переставив буквы.

АЛИГ - …. ЕОСЛ - …. ОТЛЕ - …. АИЗМ - ….

4. Найди закономерность и вставь пропущенные числа:

18 I 16 24 I 11
? ?

Занятие 2

1. «Зашифрованное слово»

Цель: развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: составить слово, взяв по одному слогу из данных слов

ОБРУЧ

КАША

2. Дан ряд чисел. Отметить особенность составления ряда и продолжить его:

20, 17, 18, 15 …

3. «Сравнение»

Цель: научить ребенка сравнивать числа

Задание: Дан ряд чисел, чем похожи и чем отличаются?

21 и 201; 13 и 31; 103 и 301

4. «Логическая задача»

В прямоугольной комнате расставьте 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 3 стула. (ответ нарисуйте)

На каждом уроке математики отводим по 5-7 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Нестандартные задачи начинаем решать в 1 классе. Предлагая учащимся нестандартные задачи, формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их.

Традиционно считается, что развивать логическое мышление лучше всего на уроках математики. Это в корне неверная точка зрения. Уроки русского языка и литературы также дают учителю много возможностей для развития логического мышления и позволяют использовать учителю задания исследовательского характера. Значимость данных упражнений многоаспектна. Она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств: внимания, памяти, речи, мышления, наблюдательности и тд. Лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительно деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Комплексное воздействие на сознание обучаемого в таких упражнениях реализуется через специфический набор языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. Каждый вид упражнений предназначен для развития определенных качеств интеллекта. Такого рода задания мы составляем на материале любой темы предмета.



1. Развитие мышления, смысловой памяти.

Тема: Безударные гласные. Прочитайте пары слов, запомните (1-2 минуты)

Второе слово каждой пары закрывается. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик вторые слова. Подберите к ним проверочные и запишите их. Орфограммы подчеркните.

Мост р…ка

Шум в…да

Лес гр…бы

2. Развитие логического мышления установления последовательности событий.

Тема: Предложение. Прочитайте первое и последнее предложение каждой цепочки. Составьте два недостающих предложения. Запишите, подчеркните подлежащее и сказуемое.

1. Поднялся ветер. 2. …. 3. …. 4. Деревья обнажились.

1. Пошли сильные дожди. 2. …. 3. …. 4. Коровы остались без корма.

Использование интеллектуально-лингвистических исследовательских заданий на уроках русского языка приводит к возрастающему интересу к предмету, проявление у школьников положительных эмоций при выполнении упражнений, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, рост их орфографической грамотности.

Развивать логическое мышление можно и на уроках литературного чтения. Казалось бы, чтение и логика – понятия не совместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако именно такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, составлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы над развитием логического мышления на уроках литературы состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Решение логических зада на уроках литературы не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени повышает интерес к чтению.

На уроках окружающего мира логическое мышление развиваем на богатом учебном материале с помощью постановки проблемных вопросов, решения проблемных заданий и задач. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при решении учебной проблемы. Планируя урок, учитель должен выбрать наиболее эффективное место учебной проблемы в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. В течение урока учитель должен управлять ходом решения проблемы, во время выяснять причины затруднений в решении проблемы и оказывать своевременную помощь.

Во внеурочной работе развитию логического мышления способствуют разнообразные тематические экскурсии и наблюдения за окружающим миром.

В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учеников активируется. Использование учителем начальной школы различных форм и методов развития логического мышления на уроках и во внеурочное время – является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности в урочное время позволяет сделать вывод, что при правильной ее организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Школьники, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде, что неизбежно ведет к повышению качества образования.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!