Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках экономической географии по теме "Межотраслевые комплексы"»
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Макарова Л.С. – учитель географии МБОУ –
Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова Республики Саха (Якутия)
Чтение географической карты является главным умением учащегося по географии, одно из важнейших задач учителя - географа. Работа над формированием умения читать физические географические карты вплотную начинается в седьмом классе, экономические карты в девятом классе. Экономические, социально – экономические карты имеют свой ряд специфических особенностей. Умение их читать способствует развитию умения логически рассуждать.
Анализ диагностических контрольных работ учеников 9 – х классов в 2015 - 2016 у.г. показал, что у около 30 % учеников низкий уровень сформированности навыков чтения географической карты, что проявилось в слабом выполнении заданий, связанных с экономическими картами. Ликвидация или снижение данного показателя явилось для меня педагогической проблемой. Цель работы оказалась следующей – это развития владения географического языка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Продолжить работу по формированию географического язык у учащихся (работа с условными знаками в школьных атласах 9 класса, их интерплетация);
Познакомить с факторами размещения отраслей народного хозяйства
Разработать учебные задания и задачи на определение факторов размещения
Видеть прямую зависимость уровня развития отрасли от её фактора размещения.
В экономической и социальной географии России в 9 классе учащимися рассматривается 10 межотраслевых комплексов по определенному плану. Важным пунктом в данном плане является факторы размещения предприятий. В связи с этим, в рабочей программе я ставлю учебное занятие «Факторы размещения предприятий межотраслевых комплексов», на котором учащиеся учатся их видеть, различать, показывать с помощью условных знаков. На данном уроке у учащихся формируются умения, которые они используют на последующих уроках географии. Учебное занятие состоит из трёх основных частей: учебная – знакомятся с факторами размещения, их необходимостью для развития той или иной отрасли и их проявлениями на экономических картах; фронтальная работа – идёт разбор заданий и задач учащимися и учащимися; индивидуальная работа.
На первом этапе учащимся предлагается самостоятельно на учебной презентации (Microsoft Power Point или интерактивная доска) привести в соответствие условные знаки и факторы размещения (табл .1). Этот приём наиболее эффективен, нежели традиционное изложение информации учителем. С данным заданием учащиеся успешно справляются. Далее учащиеся знакомятся с факторами размещения. Варианты проведения знакомства: сообщения учащихся, работа в группах, рассказ учителя, проблемное изложение (фронтальная работа).
Табл.1
Факторы размещения предприятий межотраслевых комплексов
Фактор размещения | Условный знак, описание | Отрасли народного хозяйства |
Географическое положение | Относительно государственных границ, приморское, речное положение и тд. | Все отрасли |
Водный фактор | Положение населенного пункта около крупного водного объекта | Электроэнергетика, цветная металлургия, лесная, целлюлозно – бумажная, химическая и нефтехимическая , АПК |
Электроэнергетический | Виды электростанций | Цветная металлургия |
Сырьевой | Полезные ископаемые | Черная, цветная металлургия, топливная, химическая, машиностроение, АПК |
Потребительский, трудовые ресурсы, квалифицированные кадры, наукоемкости | Размер пунсона населенного пункта | Машиностроение , пищевая, легкая , АПК |
Транспортный фактор | Пути сообщения | Топливная, машиностроение, химическая |
Экологический | Индивидуален | Все отрасли |
Специализация и кооперация | В густонаселенном районе | Машиностроение, ВПК, АПК |
Военно – стратегический | Рядом с государственной границей | Машиностроение, институты |
На втором этапе учащимся предлагается ряд географических экономических задач, которые рассматриваются совместно с учителем. Рекомендуется разложить по партам карточки – памятки с таблицей 1.
На третьем этапе, учитывая индивидуальный подход, учащимся предлагаю задания (Приложение 1).
Используя данный подход к теме «Факторы размещения производств» у учащихся по результатам проведенной диагностической работы в 2016 – 2017 года в 9 классах заметно повысился уровень сформированности навыка работы с экономическими картами (92%). Проблемные вопросы по теме «Межотраслевые комплексы» направлены на формирование познавательных УУД по географии, формируют твердую связь между географией и экономикой. Данная методическая работа не только повышает географическую культуру обучающихся, но и развивают логическое мышление и память.
Приложение 1.
Проблемные вопросы по теме «Межотраслевые комплексы»
Заполни таблицу:
Населённый пункт | Факторы размещения | Отрасли специализации |
| | |
2. Какие отрасли развиты в выбранном городе? Почему?
3. Укажите какие условные знаки указаны рядом с выбранным городом? Что они означают?
4. Сравните факторы размещения 2 городов в указанном регионе. В чем их разница?
5. Выясните все факторы размещения отраслей в выбранном городе. Исключите 1-2. Какие останутся? Почему? Ответ обоснуйте.
6. Как можно определить транспортный (электроэнергетический, потребительский, водный и т.п. ) фактор на экономической карте региона ?
7. Какие факторы необходимы для развития машиностроения (пищевой, топливной, легкой, черной металлургии и т.д. )?
8. Какие хозяйственные отрасли представлены в вашем городе? Почему?
9. Какие отрасли являются специализирующими в _____ регионе? Почему?
10. Развитию каких отраслей способствует наличие гидроэлектростанций?