СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами математики»

МБДОУ Детский сад №36  Димитровград Ульяновской области   Галеева Ризидя Иордановна,  учитель-логопед   Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

МБДОУ Детский сад №36 Димитровград Ульяновской области Галеева Ризидя Иордановна, учитель-логопед Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

РЕБЕНОК РОЖДАЕТСЯ, НЕ ОБЛАДАЯ МЫШЛЕНИЕМ. ЧТОБЫ МЫСЛИТЬ, НЕОБХОДИМО ОБЛАДАТЬ НЕКОТОРЫМ ЧУВСТВЕННЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ ПАМЯТЬЮ

РЕБЕНОК РОЖДАЕТСЯ, НЕ ОБЛАДАЯ МЫШЛЕНИЕМ. ЧТОБЫ МЫСЛИТЬ, НЕОБХОДИМО ОБЛАДАТЬ НЕКОТОРЫМ ЧУВСТВЕННЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ ПАМЯТЬЮ

АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
  • В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
  • Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
  • Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
  • Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

  • Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.
  • Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.
  • Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Необходимо приучить детей искать смысл в знаках и символах.  Мыслительные операции Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Конкретизация Классификация

Необходимо приучить детей искать смысл в знаках и символах.

Мыслительные операции

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование
  • Конкретизация
  • Классификация
Особенности речи и мышления у детей с ОНР: Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;  Замена родовых понятий видовыми ; Лексический запас характеризуется стереотипностью; Трудности в программировании своего высказывания; Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;  Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.

Особенности речи и мышления у детей с ОНР:

  • Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;
  • Замена родовых понятий видовыми ;
  • Лексический запас характеризуется стереотипностью;
  • Трудности в программировании своего высказывания;
  • Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;
  • Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.

Особенности  предметно-развивающей среды  Игровой материал разного уровня сложности  I уровень:  -лото, парные картинки, мозаики: магнитная, геометрическая, плоскостная, кубики: 2-9 шт., игры с моделированием и строительные наборы - II младшая и средняя группы   II уровень:  -игры на сравнение по разным свойствам (цвет, форма, размер, функции), группировки по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы, «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино») + 15% игр для детей с опережающим развитием

Особенности предметно-развивающей среды

Игровой материал разного уровня сложности

I уровень:

-лото, парные картинки, мозаики: магнитная, геометрическая, плоскостная, кубики: 2-9 шт., игры с моделированием и строительные наборы - II младшая и средняя группы

II уровень:

-игры на сравнение по разным свойствам (цвет, форма, размер, функции), группировки по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы, «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино») + 15% игр для детей с опережающим развитием

Средства развития логического мышления «Палочки Кьюизенера» «Блоки Дьенеша» Мнемотаблицы Пиктограммы Ребусы Игры А.А. Столяра «Муравьи», «Конструктор», «Дерево», « Пифагор » , « Монгольская игра », « Колумбово яйцо »  серия «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб», «Собирайка»  серия «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Хамелеон», «Цветное панно», «Уникуб»  «Математический планшет» «Логическая мозаика», «Конструктор-мозаика», «Конструктор геометрический» «  серия «Логический экран »

Средства развития логического мышления

  • «Палочки Кьюизенера»
  • «Блоки Дьенеша»
  • Мнемотаблицы
  • Пиктограммы
  • Ребусы
  • Игры А.А. Столяра «Муравьи», «Конструктор», «Дерево», « Пифагор » , « Монгольская игра », « Колумбово яйцо »
  • серия «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб», «Собирайка»
  • серия «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Хамелеон», «Цветное панно», «Уникуб»
  • «Математический планшет»
  • «Логическая мозаика», «Конструктор-мозаика», «Конструктор геометрический»
  • «
  • серия «Логический экран »
Организация работы с детьми Где используется занимательный и дидактический математический материал? Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность педагога с детьми(подгрупповые занятия, игры, викторины, решение проблемных ситуаций, опыты,эксперименты; во всех режимных моментах; в ходе организации праздников и развлечений) Работа с родителями

Организация работы с детьми

Где используется занимательный и дидактический математический материал?

  • Самостоятельная деятельность детей
  • Совместная деятельность педагога с детьми(подгрупповые занятия, игры, викторины, решение проблемных ситуаций, опыты,эксперименты; во всех режимных моментах; в ходе организации праздников и развлечений)
  • Работа с родителями
Мнемотаблицы-схемы Обучение составлению рассказа Обогащение словарного запаса Заучивание стихотворений Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок

Мнемотаблицы-схемы

Обучение составлению рассказа

Обогащение словарного запаса

Заучивание стихотворений

Пересказ художественной литературы

Отгадывание и загадывание загадок

Формы работы с родителями Консультации о разном дидактическом и занимательном математическом материале, рекомендации по подбору. Индивидуальные беседы. Собрание с показом совместной деятельности. Совместные игры с детьми и родителями ( II половина дня ) . Математические состязания, викторины между командами родителей и детей. Совместный выбор развивающих игр для группы. Подбор и выставка методической литературы. Разъяснительная и образовательная работа (лекции, семинары, деловые игры).

Формы работы с родителями

  • Консультации о разном дидактическом и занимательном математическом материале, рекомендации по подбору.
  • Индивидуальные беседы.
  • Собрание с показом совместной деятельности.
  • Совместные игры с детьми и родителями ( II половина дня ) .
  • Математические состязания, викторины между командами родителей и детей.
  • Совместный выбор развивающих игр для группы.
  • Подбор и выставка методической литературы.
  • Разъяснительная и образовательная работа (лекции, семинары, деловые игры).
Результативность

Результативность

Развивая логическое мышление у дошкольников , мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.

Развивая логическое мышление у дошкольников , мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!