СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей. Одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления у старших дошкольников»

Тема: Развитие логического мышления у старших дошкольников







































СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    1. Общая характеристика развития логического мышления ………………... 6

1.2.Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………… 12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………………. 20

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

2.1 Педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте …………………………………………………………… 21

2.2. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….……………………27

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 35










ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности дошкольников, которая отвечает за умственное развитие человека, особенно актуальна.

Развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей. Одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности [36].

Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация. В настоящее время отечественная психология и педагогическая практика, учитывая эту закономерность, сделали большой шаг в направлении умственного развития ребенка дошкольного возраста [27, с.14].

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [15, с. 82].

Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие логического мышления у старших дошкольников.

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать вопрос развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Определены задачи исследования:

1. Рассмотреть общую характеристику развития логического мышления.

2. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

4. Охарактеризовать программы развития логического мышления группы, месяцы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение литературы по теме, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез и аналогия. Практические: анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса.

Методологической базой данной работы явились: труды ученых в области психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); работы ученых – педагогов (Фребеля, Ушинского, Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко); труды и практический опыт педагогов (Б. П. Никитина, М. Фидлер, А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой и др.).

Практическая значимость работы состоит в том, что ряд результатов исследования могут быть использованы педагогами ДОУ, методистами и руководителями дошкольных учреждений для планирования деятельности.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.













ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



    1. Общая характеристика развития логического мышления



Исключительно важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. При обучении детей оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения. Мышление - высшая степень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.

Н.Н. Поддъяков определяет мышление как «высшую форму отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, свойственный только человеку. Автор утверждает, что именно 6-7-летний возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов дошкольников и способствующих возникновению элементов логического мышления. В этом возрасте любой ребёнок свободно понимает и использует в собственной речи слова, выражающие понятия разной степени обобщённости. Но употребление этих слов не свидетельствуют о понимании отношений между родовыми и видовыми понятиями. Такие отношения, лежащие в основе логического мышления, как правило, без специально организованного обучения в дошкольном возрасте не усваиваются [28, с.185].

Но развитие словесно-логического мышления зависит от уровня развития наглядных форм мышления, иначе оно формируется медленно и с большими трудностями, а в результате оказывается неполноценным. При этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном возрасте являются основными.

Как утверждают ученые, между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой - развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.

Близко по смыслу определение П.Я. Гальперина: «Мышление - это высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира» [1, с. 15].

Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними [20, с.75].

В современной психологии - мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [26].

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

  • Абстрактное, или логическое мышление - умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [10, с. 21].

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления [26].

Логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок [12, с. 48].

В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.А.Люблинская и некоторые другие авторы рассматривают логическое мышление как способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение … [6, с. 28].

Е. В. Бурмистрова определяет логическое мышление как умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей [4, с.12.].

Так же логическое мышление - это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях [31, с. 622].

Л.Ю. Огерчук дает следующее определение: «Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности» [21, с.52]. Она считает, что сущность развития логического мышления заключается в овладении всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета операций по выявлению этой информации, ее сопоставлению и соотнесению с действиями.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Особое место в исследованиях, посвященных развитию логического мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Что представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности. С рождения ребенку даны понятия, и этот факт в современной психологии считается общепризнанным. Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия [2, с. 54].

Образование понятий - результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одними из первых ученых психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс . Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей [24, с. 38].

Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта ступень в свою очередь распадается на три этапа: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.

Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу), коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака), цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие - совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу), псевдопонятие (внешне - понятие, внутренне - комплекс).

Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение [25, с. 125].

Понятие - это опосредованное и обобщенное знания о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Наиболее распространенный способ определения понятий - это определение через родовое и видовое отличие [10, с. 86].

В мышлении понятия не выступают разрознено, они определенном образом связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом являются суждения. Таким образом, суждение - это логическая форма мышления, в которой посредством сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается.

В процессе мыслительной деятельности обычно осуществляется переход от одного или несколько связанных между собой суждений к новому суждению, в котором содержится новое знания об объекте изучения. Этот переход и является умозаключением. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В умозаключении… знания добываются опосредовано через знания, без новых заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта» [30, с. 402].

Таким образом, логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.












1.2.Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному [3, с.33].

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб. К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия. Наряду с интенсивным развитием образного мышления в старшем дошкольном возрасте начинают закладываться основы логического мышления.

Рассуждать - это, значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед человеком вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждений идет последовательный анализ условий задачи, выясняя, что известно, что неизвестно и как можно на основе известного прийти к неизвестному. Рассуждения используются не только в подобных ситуациях. Они составляют главное содержание мышления. В процессе рассуждения используется понятие о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Результаты любых мыслительных действий - получение нового знания, в логическом мышлении – новых понятий. Понятия - средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам логики [32, с.45].

Операция - это система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели. От характера мыслительных операций: анализа и синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения и конкретизации, как показали исследования Менчинской Н.А., зависит уровень усваиваемых знаний [16, с.23].

В дошкольном возрасте активно развиваются логические операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация и др.

«Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов». С накоплением опыта у ребенка возрастает способность воспринимать все больше свойств объектов и явлений. Происходит развитие способностей улавливать все более отдаленное сходство и все более тонкие различия. Происходит постепенное преодоление одностороннего характера сравнения. Вначале ребенок замечает либо сходство, либо различие, но по мере накопления опыта у ребенка развивается умение не только устанавливать и сходства и различия, но и выяснять причину. С помощью сравнения выявляется тождество и различие вещей. Более глубокое проникновение в суть вещей осуществляется помощью синтеза и анализа. При этом анализ – это дробление целого на части, а синтез - обобщение, группировка целого. «Анализ и синтез, - писал Л.С.Рубинштейн, - общие знаменатели всего познавательного процесса». Анализ и синтез неразрывно связаны между собой, это две стороны единого мыслительного процесса: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено [32, с. 160].

«Обобщение - объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. В процессе обобщения, с одной стороны, происходит поиск и обозначение одним словом некоторого инварианта в многообразии предметов и их свойств, с другой – опознание предметов данного многообразия с помощью выделенного инварианта» [19, с.123].

Классификация способствует пониманию того, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них; первоначально развивается на основе практических действий группирования, объединения. Возможность обозначения группировок помогает ребенку упорядочить представления об окружающем.

Сериация включает выявление и упорядочивание различий. При этом ребенок должен устанавливать двойную зависимость между объектами (или ситуациями, или действиями), а именно сравнивать предмет с каждым другим и затем определять его место расположение в ряду.

Первоначально данные операции совершенствуются в процессе овладения детьми практических действий: группировки, сортировки, объединения, разбиения (Ж.Пиаже). По мере их интериоризации к старшему дошкольному возрасту (по Ж.Пиаже к 10 годам) ребенок приобретает способности оперировать логическими операциями. Более успешно дети справляются с заданиями на классификацию, обобщение, сериацию предметов по сенсорным признакам (цвет, размер, форма). С расширением опыта познания, развитием обобщений, формированием обобщенных представлений к старшему дошкольному возрасту начинают развиваться данные логических операций и формироваться элементарные понятия. На основе развития данных операций к старшему дошкольному возрасту совершенствуются такие формы мышления, как суждение, умозаключение, обеспечивающие установление закономерностей [19, с.128].

Суждение рассматривают как форму мышления, отражающего связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают операцию отрицания установление отсутствия признака предмета. Умозаключение трактуется как форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод [19, с.132].

Еще одной формой мышления, активно осваиваемой в старшем дошкольном возрасте, является понятие как форма, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов [24]. Относительно детей ряд понятий формируется к старшему дошкольному возрасту на основе обобщения опыта в ходе разнообразных действий; для дошкольников характерно формирование элементарных понятий (в то время как научные понятия формируются в более старшем возрасте).

Важность и необходимость целенаправленного формирования мыслительных операций показана в ряде педагогических исследований. Так работы Зака А.З. показали, что умение анализировать объекты, обобщать и классифицировать являются условием систематизации знаний и условием освоения системных знаний. Развитие мыслительных операций обеспечивает успешное освоение понятийного словаря, творческих речевых умений, а, следовательно, подготовку к школьному обучению [10, с.55].

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах К.Д.Ушинского Он много внимания уделял анализу роли логики в обучении; считал, что логика ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Логика, по его убеждению, должна стоять в преддверии всех наук. Научить ребенка логически мыслить - первая задача обучения.

К.Д.Ушинский выделил о ступенях сравнительной деятельности мышления: «Первая ступень - предметы сравниваются сами непосредственно; вторая – посредником сравнения двух предметов служит третий, более или менее знакомый предмет; третья ступень – несколько посредствующих предметов; но чаще я чувствую сходство, а потом уже подыскиваю посредников». Он показывает, что «сравнение вовсе не какой-нибудь исключительный, неважный, стоящий особняком акт мышления; это есть самый существенный акт сознания, без которого самое сознание, а следовательно, и вся сознательная жизнь человека невозможны. Без современного ощущения двух или нескольких ощущений... невозможно сравнение; без сравнения невозможно различение, без различения нет сознания». Развитие операций осуществляется поэтапно в процессе накопления опыта действий [34, с.213].

Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим.

Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.

Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития. Н.Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста [28, с.241]:

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно – действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно – действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, ко все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [12, с. 48].

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник - опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего - игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Таким образом, способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем неменее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил. Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками». В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем. В современном исследовании логическое мышление рассматривается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В исследованиях отмечена взаимосвязь операций и содержательных компонентов мышления, взаимодействие чувствительной и логической ступени познания и указывается на возможность и необходимость логического развития детей в дошкольном возрасте.

Анализ исследований показывает, что логическое мышление осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, и в ходе их формирования осуществляются разнообразные логические операции (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация). В старшем дошкольном возрасте происходит существенные изменения как во взаимосвязи чувственно-логической ступени познания, так и преобразовании практических действий в логические операции.
























ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ



Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
















ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



2.1. Педагогические условия развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте



Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приёмов мышления также имеет определённую последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приёмов мышления существует строгая взаимосвязь, один приём строится на другом. Практически все исследования психологов, тема которых – анализ способов и условий развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.

В современных исследованиях значимыми методами и приемами развития мышления, обеспечивающими расширение чувственного опыта, приобретение практических действий и их преобразование в логические операции, являются игры, проблемные ситуации [12, с.50].

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается вместе с потребностями ребенка. В игре присутствуют многие предметы, окружающие ребенка. Играя, с этими предметами он изучает их свойства. Например, используя для игр песок, камни, воду, дошкольники узнают об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются.

Игровая деятельность, как доказано Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно-сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам...). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации [17, с. 25].

Таким образом, игра носит развивающий эффект. При освоении способов и средств познания, происходит интеллектуализация познавательных процессов, образующих в итоге функциональную систему. У ребенка складываются познавательные мотивы, формируется понимание условности ситуации, а также умение принимать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней, самоконтроль, произвольность внимания и поведения, соподчинение мотивов на основе выполнения правил, дифференцированная самооценка.

В играх и упражнениях детям предоставляется возможность:

- повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

-оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, размера, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

-делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

-соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т.д.).

Отмечая роль игры в развитии интеллекта, в психолого-педагогических работах используется разнообразный материал. Данный материал должен обеспечивать разнообразную практическую деятельность, накопление чувственного опыта, возможность организации вариативной деятельности с ним. Ориентиром могут служить материалы Ф.Фребеля, М.Монтессори, Б.П.Никитина, В.В.Воскобовича.

В народной педагогике отбирались средства, способные развитию логических операций (вкладыши, пирамиды, матрицы), которые позволяют развивать операции сериации, классификации.

В «дарах» Ф.Фребеля предусматривалось накопление опыта самой деятельности (конструирование, преобразование, воссоздание форм) в процессе работы с материалом. В материалах М.Монтессорри предусматривалось развитие различных анализаторов, накопление сенсорного опыта. Данные игры позволяли накапливать практический опыт, являющийся основой развития логического мышления.

В связи с этим для развития логического мышления используются развивающие и дидактические игры. В исследованиях Б.П.Никитина, З.А.Михайловой, в разработках Воскобовича отмечена эффективность использования развивающих игр в материале на развитие логических операций (анализ, сравнение, обобщение) и познавательных качеств (сообразительность, любознательность и другие). Так в процессе освоения игр Б.П.Никитина (Сложи узор, Куб – Хамелеон, Пирамида, Чудо-куб и другие) дети, придумывая постройки и выкладывая их по образцу, осваивают сравнение, анализ, умение соотносить детали, воспринимают их расположение в пространстве [18, с.128].

В современных исследованиях изучались возможности использования полифункциональных материалов с целью развития логического мышления (Блоков Дьеныша, материалов для экспериментирования). Игры с обручами согласно исследованиям Столяра А.А., Носовой Е.А. обеспечивают развитие логических операций [12, с. 49]: удерживать и выделять основание для сравнения, анализировать объект на наличие-отсутствие признака, обобщать по нескольким признакам. В процессе игры создается ситуация, требующая обследования блока, осуществление анализа, сравнения, соотнесение с другими блоками, их объединение в группу.

Еще одним средством эффективного развития логического мышления является использование логических задач для дошкольников. В связи с этим уточняется понятие «логическая задача»: «Логическая задача» трактуется как вид текстовой задачи: описание на естественном языке определенной ситуации, для решения которой необходимо построение математической модели и установление зависимости (закономерностей). В современных исследованиях представлены различные технологии развития логического мышления на основе использования логических задач.

З.А.Михайлова изучала возможности развития сообразительности, познавательной активности, в процессе освоения дошкольниками игр на плоскостное моделирование, головоломок с лучинами. Обнаружила необходимость развития анализа образца, условия задач для ее решения, создания проблемной ситуации [18, с. 128].

А.З.Зак разработал последовательность усложняющихся упражнений для развития интеллектуальных способностей. В программе предусмотрено развитие способности комбинировать, рассуждать, анализировать, планировать. С этой целью используются последовательность логических задач. Ребенку предлагается проанализировать представленные в тетради задачи (представить, что произойдет, если осуществить ход фигурой; сравнить, чем сходны – отличаются изображения; установить простые закономерности). Следует отметить, что все преобразования ребенок осуществляет в умственном плане, что не совсем соответствует возрастным возможностям старших дошкольников. Задания несколько однообразны. Сам процесс объяснения носит дидактический характер [11, с.15].

В.Г.Гоголева определила систему упражнений, логических задач по развитию логического и конструктивного мышления. Предлагает знакомить детей 4-6 лет со способами действий на преобразование объекта; их обозначением, что способствует формированию более обобщенных действий, осознанию детьми преобразований. Детям предлагается осуществить анализ фигуры, зрительно выделить ее части, представить способ ее изменения, преобразования. В разработках представлено усложнение заданий за счет: нарастания степени сложности фигур, способов деления, самостоятельности детей. Однако использование заданий предусматривающих зрительный анализ, с детьми 4 лет сложно [7, с.33].

В разработках Кралиной М.В. предусматривается развитие логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация и другие) в ходе выполнения детьми разнообразных игр, упражнений. Задания представлены в игровой форме, позволяют сочетать наглядно-образный и логический уровень решения. Однако не всегда включают принцип системности. Обобщенный анализ исследований позволил выделить ряд педагогических условий развития логического мышления [14]:

- формирование системных знаний в единстве с развитием логических операций;

- сочетание практических действий с познанием, обеспечивающим взаимодействие чувственного и логического этапа познания;

- ведущая роль взрослого, обеспечивающего целесообразное построение педагогического процесса;

- постановка ребенка в субъектную позицию, что способствует более эффективному развитию логических операций, развитию интереса к установлению закономерностей, зависимостей.

За счет использования проблемных ситуаций, активизация субъектной позиции детей, косвенных приемов привлечения к ним, и помощи в их решении («подсказок», необычного расположения материала, намеренных ошибок, объединение детей с разным уровнем развития).

Г.А.Урунтаева утверждала, что «образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний» [33, c.74].

Для того чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования. Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей.

Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы сходятся во мнении, что исходя из специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида, мышление необходимо рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника [8, с. 40]. Дошкольный возраст, по мнению психологов - это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований



2.2. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста


Н. Н. Поддьяков указывал, что критериями формирования операций логического мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение [28, с. 112]. Показатели:

  • анализ - является умение выделять из целого части;

  • синтез - умение объединять части, свойства и действия в единое целое;

  • сравнение - умение устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями, признаками;

  • обобщение - умение объединять предметы и явления по существенным свойствам;

  • классификация - умение распределять предметы по группам.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных на определения уровня сформированности логического мышления:

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой) [23, с.84].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой) [5, с.212].

Обратимся к характеристике указанных методик исследования.

  1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой).

Цель: диагностика интеллектуального развития ребенка, уровня развития абстрактного мышления, понимания условности ситуаций, умения классифицировать предметы по определенным признакам.

Руководство: испытуемые должны объединять картинки по сходным признакам с указанием найденного сходства.

Экспериментальный материал: набор карточек размером 4х8, на каждой карточке изображено по два предмета (наподобие детского домино). На 29-ти карточках изображено 58 различных предметов: растения, люди, животные и т.д. Картинки выполнены в цвете.

Ход исследования: В опыте участвуют двое испытуемых детей. Они усаживаются за стол один напротив другого. Перед каждым из них выкладывается 14 карточек (один набор). Испытуемый должен к некоторому предмету, изображенному на картинке, подобрать из числа имеющихся у него картинок предмет, в чем-то схожий с первым и обосновать свой выбор.

Инструкция экспериментатора перед началом игры: «Перед вами, ребята, лежит карточка, на которой нарисованы две картинки (трактор и олененок). Вы должны подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок любую, из имеющихся у вас в наборе. Причем подобрать надо так, чтобы выбранная вами картинка и картинка, лежащая на кону, имели что то общее, сходное, одинаковое. При этом вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор. Ходить надо поочередно. Следующий из вас будет подбирать свою карточку уже к двум крайним картинкам, находящимся на кону (объяснение, для большей ясности, сопровождается демонстрацией). Если кто-нибудь из вас не найдет нужной картинки или не сможет объяснить свой выбор, то он должен будет пропустить ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки».

Выводы по эксперименту: в качестве основных категорий, используемых детьми при сопоставлении объектов, были выделены следующие:

- «внешнее сходство» - ребенок указывает на общность цвета, формы и т. д.; иногда в качестве такого признака указывается величина предмета;

- функциональный признак - когда выделяется либо сходный функциональный признак у сопоставимых предметов («елка растет и цветок растет»), либо сравниваемые предметы увязываются между собой посредством указанного действия («в чайнике и в кружке воду держат»);

- категориальное соотнесение - когда сопоставление объектов производится путем их отнесения к одной группе, категории («это растения», «они живые») и т.д. [23].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

Цель: определение уровня развития логического мышления и сосредоточенности ребенка.

Руководство: тест содержит 15 рисунков предметов, у каждого предмета недостает какой-либо детали. Ребенок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Все предметы известны детям, однако последние из них построены так, что для решения требует логических умозаключений, знаний.

Инструкция перед началом эксперимента: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, в которых не хватает деталей. Я хочу, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую и сказал мне, чего там не достает».

Условия проведения теста:

1. Каждую картинку нужно предъявлять с вопросом: «Чего же не достает на этой картинке?».

2. Можно помочь, если испытуемый не справляется с задачей на первой или второй картине.

3. На третьей не надо помогать!

4. Если указывается на какую-нибудь несущественную деталь, скажите: «Да, но какой более важной части здесь нет?». Каждая картинка предъявляется 15 секунд.

Выводы по эксперименту: ответ считается правильным, даже если испытуемый не знает правильного названия отсутствующей детали, но употребляет синонимы или правильно описывает ее. Прекращение теста: 4 неправильных ответ подряд [5].

  1. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой).

Цель: Методика направлена на выявление уровня развития логического мышления.

Стимульный материал: ребенку предъявляют карточку, на которой изображено 7 различных ваз. Задача состоит в том, чтобы найти две одинаковые вазы среди множества ваз, отличающихся формой и орнаментом.

Условия эксперимента: фиксируется время, которое требуется ребенку для выбора, а также его правильность. Не рекомендуется забирать у ребенка карточку сразу после получения ответа. Необходимо дать ему еще несколько секунд для рассматривания карточки и проследить, что он станет с ней делать дальше. Некоторые дети сразу откладывают карточку в сторону, считая работу законченной. Однако бывают случаи, когда дети продолжают рассматривать картинку и находят ошибку, если она была ими допущена.

Оценка результатов:

- низкий уровень развития логического мышления - более 50 сек;

- средний уровень развития логического мышления - 30-50 сек;

- высокий уровень развития логического мышления - менее 30 сек. [5].

Методика «Нелепицы» - автор Немов Р. С. [19, с. 97]

Предназначена для детей 4 - 6 лет. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

Оценка результатов:

3 балла - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

2 балла - заметил все имеющиеся нелепицы, но не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

1 балл - за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц и до конца объяснения дело не дошло.

Таким образом, в процессе обследования важно вызвать интерес у каждого ребенка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определенном задании. Для этого используются игровые приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку. Данные методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.

























ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


Таким образом, исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления. Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников [6, с.30].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных на определения уровня сформированности логического мышления:

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой) [23, с.84].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой) [5, с.212].

Данные методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления – сравнение, обобщение, классификация и сериация позволяют систематизировать знания ребенка, развивать его умственные способности.

Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

- различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);

- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных на определения уровня сформированности логического мышления:

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой) [23, с.84].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой) [5, с.212].

Данные методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем дошкольном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления //Дошкольное воспитание. - № 1. - 2009. С. 15 - 18.

  2. Андрущенко Т.Ю. Коррекция и развитие игрой // Начальная школа. - 2005. - №5. - с. 56-58.

  3. Белошистая А.В. Развиваем логику // Дошкольное воспитание.- 2002. - №6.-С.33-35.

  4. Бурмистрова Е.В. Развитие логического мышления детей старшего школьного возраста через дидактические игры/ Логические исследования.- 2010.- № 5- с.12-16

  5. Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г. М. Прикладная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 383 с.

  6. Григорьева И. А., Грузинцева Т. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - с. 28-31

  7. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2014. - 56 с.

  8. Демина Е.С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология». – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2012. – 119 с.

  9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.

  10. Зак А.З. Как определить различия в мышлении детей 6-10 лет. - М.: НПО «Модэк», 2009. - 144 с.

  11. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А.З. Зак - Издательство: АРКТИ, 2013. – 143 с.

  12. Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 48-52.

  13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. -М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.

  14. Кралина М.В. Логика. Для обучения детей в семье, детском саду и далее: [Электронный ресурс: http://bib.convdocs.org/v12231], (дата обращения 12.01.2017г.).

  15. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2009. - 144с.

  16. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2008. - 76 с.

  17. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5-с.25

  18. Михайлова З.А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2008. С. 128-146.

  19. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. КН. 1. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 687 с.

  20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2008. - 219 с.

  21. Огерчук Л.Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников: дис.канд.пед.наук: М.: КДУ (МГУ им. М. В. Ломоносова), 2008. – 190 с.

  22. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.

  23. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 208 с.

  24. Пасяева К.З. Развитие внимания и логического мышления // Начальная школа. - 2008. - №7. - с. 38-40

  25. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2011. - 512 с.

  26. Психологический словарь. под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 2010.

  27. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та.- 2008. - с. 211.

  28. Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника.- М.; Педагогика, 2007.-360с.

  29. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Автор: Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. – Издательство: Просвещение, 2016 г.-с.232

  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2010 - 712 с.

  31. Терентьева Е. С., Кабанова С. Н., Фомичёва И. Б. Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе // Молодой ученый. - 2015. - №4. - с. 622-625.

  32. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2005.-369с.

  33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.

  34. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2008. – 557с.

  35. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115517, ст. 12, ст. 2 п. 6.


37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!